№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск 03 октября 2011 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Харитоновой Е.Б.,
при секретаре Ознобишиной Е.А.,
с участием помощника прокурора г.Краснокамска Масловой Н.В.,
представителя ОАО «Пермэнергосбыт» Нуруллиной О.В.,
представителей Администрации Оверятского городского поселения Родыгина А.В., Великой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда, Пермского края гражданское дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц к ООО" Тепломонтаж", ОАО " Пермэнергосбыт", администрации Краснокамского муниципального района, администрации Оверятского городского поселения о признании незаконными действия ОАО «Пермэнергосбыт», ООО «Тепломонтаж» по не возобновлению подачи тепловой энергии (отопление) с ДД.ММ.ГГГГ на объекты социальной сферы, о признании незаконными бездействия администрации Оверятского городского поселения, о возложении обязанности возобновить подачу электроэнергии,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Краснокамска выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился к ООО" Тепломонтаж", ОАО " Пермэнергосбыт", администрации Краснокамского муниципального района, администрации Оверятского городского поселения о признании незаконными действия ОАО «Пермэнергосбыт», выразившиеся в прекращении поставки электроснабжения на котельные, находящиеся в аренде у ООО «Тепломонтаж», с ДД.ММ.ГГГГ осуществляющих выработку, распределение и отпуск тепла в жилищный фонд и объекты социальной сферы в отопительный период, о признании незаконными действия ООО «Тепломонтаж» по не возобновлению подачи тепловой энергии (отопление) с ДД.ММ.ГГГГ на объекты социальной сферы, о признании незаконными бездействия администрации Оверятского городского поселения в части непринятия мер по вопросу местного значения поселения по организации в границах поселения теплоснабжения населения, о возложении обязанности ОАО «Пермэнергосбыт» на подачу электроэнергии на котельные, находящиеся в аренде у ООО «Тепломонтаж», осуществляющих выработку, распределение и возложении обязанности на ООО «Тепломонтаж» возобновить подачу теплоснабжения на объекты социальной сферы в отопительный сезон.
Требования мотивированы следующим.
В Оверятском городском поселении, в том числе в пос. Оверята, с. Черная, с. Мысы, д.Брагино, а также в г.Краснокамске организовано централизованное теплоснабжение, в том числе объектов социального назначения, а именно МОУ «Черновская СОШ», детский сад № 20, МУЗ «Черноокая СВА», МУЗ «Оверятская ПВА», МОУ «СОШ № 11», детский сад № 43, МУЗ «Мысовкая СВА», МОУ «Мысовская СОШ» (детский сад № 37). При этом централизованное отопление на территории Оверятского городского поселения осуществляется через котельные, которые находятся в муниципальной собственности Оверятского городского поселения и переданы по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ во временное владение пользование ООО «Тепломонтаж». В целях обеспечения работы котельных между ООО «Тепломонтаж» и ОАО «Пермэнергосбыт» заключен договор электроснабжения № К-0126 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Пермэнерго» уведомлением о введении ограничения режима потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ уведомило руководителя ООО «Тепломонтаж» о наличии задолженности в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а также об ограничении режима потребления электроэнергии путем отключения с ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> часов, а при непогашении задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление было получено ООО «Тепломонтаж» ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Пэрмэнергосбыт» подачу электрической энергии прекратило на все объекты ООО «Тепломонтаж», в том числе на следующие котельные: на газовую котельную по адресу: <адрес>; на газовую котельную, по адресу: <адрес>; <адрес> котельную по адресу: <адрес>; модульную котельную, по адресу: <адрес> (территория школы № 7); котельную по адресу: <адрес>; котельную, по адресу: <адрес>; котельная д. Брагино. На момент подачи заявления в суд подача электроэнергии не производится, что нарушает права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Постановлением администрации Краснокамского муниципального района от 09.09.2011 г. № 801 отопительный сезон 2011-2012 г.г. в Краснокамском муниципальном районе начат с ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Оверятского городского поселения вынесен постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 308, на основании которого отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ г.г. Оверятском городском поселении постановлено начать после достижения среднесуточной температуры наружного воздуха + 8 С и ниже в течение пяти суток подряд, также указано, в том числе ООО «Тепломонтаж», начало подключения потребителей тепловой энергии производить с ДД.ММ.ГГГГ, начиная детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений, учебных учреждений и далее в жилищном фонде. ДД.ММ.ГГГГ температурный режим в детских дошкольных учреждениях и в школах не соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.2660-1С. При этом задолженность ООО «Тепломонтаж» перед ОАО «Пермэнергсбыт» составляет <данные изъяты> тысяч рублей. ОАО «Пермэнергосбыт» занимает монопольное положение на рынке, имеет реальную возможность решить вопрос о взыскании сумм задолженности с организации-должника в судебном порядке. Действия ОАО «Пермэнергосбыт» являются злоупотреблением правом и доминирующим положением, что не допускается законом. Учитывая, что уведомление ОАО «Пермэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ поступило в ООО «Тепломонтаж» только ДД.ММ.ГГГГ ограничение подачи электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ было невозможно, и является незаконным. Прекращением подачи электроэнергии нарушаются права других потребителей – неопределенного круга лиц – жителей п.Оверята, не получающих тепловую энергию с ДД.ММ.ГГГГ. Котельные, кроме того, являются также и объектами водоснабжения, а потому полное отключение электроснабжения на данных объектах является незаконным. Отсутствие теплоснабжения в детских учреждениях и учреждениях здравоохранения создает угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, при этом нарушены права человека и гражданина, которые являются высшей ценностью и гарантированы государством в Конституции РФ.
В судебном заседании прокурор Маслова Н.В. поддерживала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Пояснила, что, по крайней мере, в нескольких котельных на момент рассмотрения дела, электричество отсутствует, потому социально значимые объекты на момент рассмотрения дела остаются без теплоснабжения. Доказательств того, что подача электроэнергии ОАО «Пермэнергосбыт» возобновлена, не представлено. Администрация Оверятского городского поселения совершила бездействие, поскольку произошел срыв отопительного сезона, потому те действия, которые администрация производила, к возобновлению подачи электроэнергии не привели. Исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ОАО «Пермэнергосбыт» Нуруллина О.В. с заявленными исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что ОАО «Пермэнергосбыт» не были представлены сведения о том, для каких целей ООО «Тепломонтаж» использует поставляемую на котельные электроэнергию, о том, что через присоединенную сеть котельные подключены к социально значимым объектам, а также о том, что в данном случае необходимо соблюдать аварийную бронь. Уведомление об ограничении подачи электроэнергии ООО «Тепломонтаж» было получено факсом ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пять дней до планируемого ограничения подачи энергии, как того требует Постановление Правительства № 530. Подача электроэнергии была полностью ограничена ДД.ММ.ГГГГ, о чем сетевая компания представила акты. Задолженность в размере более <данные изъяты> рулей перед ОАО «Пермэнерго» ООО «Тепломонтаж» не погашена. Однако ДД.ММ.ГГГГ выданы заявки на возобновление подачи электроэнергии и с этого момента подача энергии во все котельные, находящиеся в аренде у ООО «Тепломонтаж», возобновлена. Уже после ограничения подачи электроэнергии ОАО «Пермэнерго» обратилось в Арбитражный суд с иском о взыскании задолженности. Производя ограничение подачи энергии юридическому лицу на котельные, которые социально значимыми объектами не являются, ответчик воспользовался своим правом ограничить подачу энергии в связи с имеющейся существенной задолженностью. Просила отказать прокурору в иске о признании действий ОАО «Пермэнергосбыт» незаконными, возложении обязанности возобновить электроснабжение. Просила учесть, что электроснабжение возобновлено.
Представители администрации Оверятского городского поселения – глава администрации Родыгин А.В. и представитель по доверенности Великая С.В. с исковыми требованиями о признании бездействия администрации незаконными не согласились. Остальные требования поддерживали. Суду пояснили, что с того времени, как администрации стало известно о неисполнении ООО «Тепломонтаж» обязанности по оплате потребленной электроэнергии администрацией предпринимались все меры по недопущению прекращения подачи электроэнергии, вплоть до расторжения договора аренды, на основании которого котельные были переданы ООО «Тепломонтаж». Администрация поселения не вправе вторгаться в деятельность хозяйствующих субъектов. Проводились совместные совещания, разъяснялась гражданам ситуация, сложившаяся в связи с прекращением подачи электроэнергии. Потребители электроэнергии (жители п.Оверята) оплачивают ее на 85-90%. Задолженности по оплате энергии у объектов, находящихся в муниципальной собственности нет. К котельным, кроме социально значимых объектов и жилфонда, присоединены юридические лица, имеющие небольшую задолженность по оплате энергии, которая будет погашена в ближайшие сроки. В настоящее время все котельные запущены, кроме двух, находящихся в д.Брагино и микрорайоне Центр п.Оверята, на территории которого находится поликлиника. Однако, запустить указанные котельные не представилось возможным не из-за действий ОАО «Пермэнерго», ограничившем подачу энергии, а по техническим причинам, которые должно устранить ООО «Тепломонтаж». Данные технические неполадки возможно устранить в течение нескольких часов и в настоящее время ООО «Тепломонтаж» их устраняет. Просили отказать прокурору в удовлетворении требований о признании бездействия администрации незаконными, остальные требования удовлетворить.
Ответчик ООО «Тепломонтаж» о времени и месте рассмотрения дела извещен. Своего представителя в суд не направил. Отзыв по иску не прислал.
Администрация Краснокамского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещена. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из представленного отзыва следует, что полагают требования прокурора могут быть рассмотрены в Арбитражном суде, поскольку касаются деятельности хозяйствующих субъектов.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При подаче заявления об оспаривании действий ответчика прокурор г.Краснокамска действовал в рамках полномочий, предоставленных ему ст.45 ГПК РФ, определяющей право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Рассматриваемым спором затрагиваются, прежде всего, законные интересы граждан – жителей Оверятского городского поселения, которые в конечном итоге через присоединенную сеть используют получаемую электроэнергию для теплоснабжения. Таким образом, рассмотрение настоящего спора относится, по мнению суда, к подведомственности суда общей юрисдикции.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункта 4 части первой статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения администрации городских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч.1). Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (ч.2).
В силу ч 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч.2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (ч.3).
Судом установлено, что централизованное отопление на территории Оверятского городского поселения осуществляется через котельные, которые находятся в муниципальной собственности Оверятского городского поселения и переданы по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ во временное владение пользование ООО «Тепломонтаж». К таким котельням, в частности относятся котельные, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (территория школы № <адрес>; <адрес>.
Указанные обстоятельства ответчики в судебном заседании подтвердили.
Через присоединенную сеть котельная в с.Черная обслуживает, кроме жилищного фонда, МОУ «Черновская средняя образовательная школа, детский сад № 20, МУЗ «Черновская СВА»; котельная п.Оверята микрорайон Центр обслуживает МУЗ «Оверятская ПВА», на данной территории также находится администрация Оверятского городского поселения; котельная п.Оверята «Восточная» обслуживает МОУ СОШ № 11», детский сад № 43; котельная в с.Мысы обслуживает МУЗ «Мысовская СВА», МОУ Мысовская СОШ» (детский сад № 37) (л.д. 27).
ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения работы котельных между ООО «Тепломонтаж» и ОАО «Пермэнергосбыт» заключен договор электроснабжения № К-0126 (л.д. 12-18).
На основании уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии № 630-07-07\2077 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Пермэнергосбыт» уведомило ООО «Тепломонтаж» о том, что ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> ООО «Тепломонтаж» в связи с имеющейся задолженностью перед ОАО «Пермэнергосбыт» обязано самостоятельно произвести частичное ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения котельных, указанных в исковом заявлении; при невозможности произвести частичное ограничение самостоятельно, ограничение будет произведено ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ персоналом ОАО «Пермэнергосбыт». В случае непогашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ будет введено ограничение режима потребления до уровня аварийной брони до полной оплаты всей поданной электроэнергии (л.д. 11).
Однако, подача электроэнергии ответчиком ОАО «Пермэнергосбыт» полностью (а не частично, как указано в уведомлении) была прекращена уже ДД.ММ.ГГГГ без соблюдения уровня аварийной брони, о чем свидетельствуют заявки на введение ограничения (прекращения) подачи электроэнергии № 2029 и № 2028 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62-63). Указанное обстоятельство представитель ОАО «Пермэнергосбыт» подтвердила и в судебном заседании.
На основании п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (с последующими изменениями) «Об электроэнергетике» предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии; обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии указанными в пункте 6 настоящей статьи группами потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней; меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до истечения срока действия предоставленных бюджетами соответствующего уровня обеспечений.
Из вышеприведенной нормы права следует, что о полном и (или) частичном прекращении подачи электроэнергии ОАО «Пермэнергосбыт» должно было известить ООО «Тепломонтаж» за десять, а не за пять дней. Кроме того, им была нарушена процедура уведомления, поскольку ООО «Теплмонтаж» был уведомлен не о полном прекращении подачи энергии, а лишь о его частичном прекращении ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 160 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств.
Само по себе полное ограничение подачи энергии также не может быть признано законным, поскольку такое ограничение, согласно того же уведомления, должно быть произведено до уровня аварийной брони. Вместе с тем, данный уровень также соблюден не был, что ОАО «Пермэнерго» не оспаривает.
Приложением № 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, утвержден Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
Пункт 1 указанного Перечня содержит запрет на ограничения режима потребления электрической энергии ниже уровня аварийной брони на объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи, государственные учреждения ветеринарии.
В судебном заседании установлено, что котельные п.Оверята, с.Черная, с.Мысы, д.Брагино, а также котельные г.Краснокамска вырабатывают тепло для целей теплоснабжения медицинских учреждений (МУЗ «Черновская СВА, МУЗ «Оверятская ПВА и др.), учебные заведения, иные объекты социального назначения, прекращение (полное ограничение) энергопотребления которых ниже аварийной брони не допустимо.
Пункт 2 Перечня содержит указание на объекты водоснабжения и канализации. Котельные являются объектом, производящим, в том числе и водоснабжение, а потому отключение подачи электроэнергии ниже уровня аварийной брони не допускается, что ответчиком учтено не было.
Пунктом 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям- потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.01.1998г. №1 прямо установлено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Пунктом 85 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим свои обязательства, не допускается.
В судебном заседании установлено и подтверждается сторонами, что жители п.Оверята оплачивают потребленную электроэнергию на 85-90%, задолженности же по оплате электроэнергии по объектам, находящимся в муниципальной собственности, не имеется вообще.
Постановлением администрации Краснокамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 801 «О начале отопительного сезона 2011 - 2012 г.г.», отопительный сезон 2011-2012 г.г. в Краснокамском муниципальном районе начат с ДД.ММ.ГГГГ. При этом главам поселений Краснокамского муниципального района рекомендовано установить срок начала отопительного периода с ДД.ММ.ГГГГ и подключение потребителей тепловой энергии производить, начиная с детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений и далее в жилищном фонде (л.д. 24).
Постановлением администрации Оверятского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 308 «О начале отопительного сезона 2011 2012 г.г.» отопительный сезон 2011 г. - 2012 г.г. Оверятском городском поселении постановлено начать после достижения среднесуточной температуры наружного воздуха + 8 С и ниже в течение пяти суток подряд, также указано, в том числе ООО «Тепломонтаж», начать подключение потребителей тепловой энергии производить с ДД.ММ.ГГГГ, начиная детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений, учебных учреждений и далее в жилищном фонде (л.д.25).
Исходя из письма директора школы № 11 (п.Оверята) от ДД.ММ.ГГГГ, в помещений школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» по адресу: ул. Строителей, 5 пос. Оверята температура составляет 15-16 градусов по Цельсию. В детском саду № 32 и детском саду № 43 структурных подразделениях МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» температура в группах составляет 16-17 градусов по Цельсию (л.д. 26), что является грубым нарушением требований СанПиН 2.4.1.2660-1С «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы».
Вместе с тем, отопительный сезон в Оверятском городском поселении и ряде микрорайонов г.Краснокамска в установленные сроки не начался по причине полного ограничения подачи электроэнергии ОАО «Пермэнергосбыт» на котельные, котрорые в связи с этим не вырабатывали тепло для нужд жителей Краснокамского муниципального района.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Поскольку в судебном заседании установлено, что действия ОАО «Пермэнергосбыт» по полному ограничению подачи электроэнергии с 11 (а не с 16, как указал прокурор) августа 2011 года, совершены с нарушением установленного Федеральным законом порядка такого ограничения, нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора г.Краснокамска о признании таких действий незаконными, противоречащими действующему законодательству. Кроме того, как уже указывалось, оспариваемые прокурором действия нарушают основные права и свободы граждан, в частности жителей Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района.
Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела судом установлено и не оспорено истцом, что подача электроэнергии ответчиком ОАО «Пермэнергосбыт» возобновлена, в удовлетворении требований прокурора о возложении на данного ответчика обязанности возобновить подачу электроэнергии следует отказать.
Возобновление подачи электроэнергии до рассмотрения дела судом, признание действий ОАО «Пермэнергосбыт» по полному ограничению подачи энергии соответствующими закону, не влечет.
Указанные в исковом заявлении котельные находятся в аренде у ООО «Тепломонтаж» на основании договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-23). В соответствии с п.1.1. указанного договора арендатор (ООО «Тепломонтаж») принял во временное владение и пользование комплекс муниципального имущества, в частности котельные, для выполнения функций теплоснабжения объектов. При этом п.6.1 данного договора содержит обязанность арендатора осуществлять эксплуатацию имущества в целях обеспечения бесперебойного и качественного теплоснабжения объектов, поддерживать переданное имущество в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
ООО «Тепломонтаж» не предприняты меры к началу отопительного сезона, о чем свидетельствует переписка администрации Оверятского городского поселения с ООО «Тепломонтаж», из которой видно, что котельные в течение летнего периода были в непригодном состоянии (л.д. 48-61). Две котельные (д.Брагино и микрорайон «Центр» п.Оверята) до настоящего времени к выработке тепла не готовы. Указанные действия ООО «Тепломонтаж» привели к тому, что уже после возобновления подачи ОАО «Пермэнерго» электроэнергии запуск котельных стал невозможен и на момент рассмотрения дела в указанных районах теплоснабжение отсутствует.
По вышеизложенным основаниям действия ООО «Тепломонтаж» по не возобновлению подачи электроэнергии на котельные, находящиеся в аренде также следует признать не законными.
Поскольку в настоящее время работа ряда котельных не возобновлена, на ООО «Тепломонтаж» следует возложить обязанность по возобновлению подачи теплоснабжения на объекты социальной сферы в отопительный период.
Рассматривая требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Оверятского городского поселения по непринятию мер по вопросу местного значения поселения по организации а границах поселения теплоснабжения населения, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч.1). Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч.4).
Из материалов дела видно, что администрация Оверятского городского поселения предпринимала меры для подготовки к отопительному сезону, а после его начала (с ДД.ММ.ГГГГ) к возобновлению подачи электроэнергии на котельных, находящиеся в аренде у ООО «Тепломонтаж».
Вышеизложенное подтверждается перепиской администрации поселения с ООО «Тепломонтаж» (л.д.48-61), а также тем обстоятельством, что ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения между ОАО «Пермэнергосбыт» и администрацией поселения подача электроэнергии на котельные была возобновлена, о чем свидетельствуют заявки на подключение № 2274 и № 2275 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-43).
Сам по себе факт полного ограничения (прекращения) подачи электроэнергии не свидетельствует о бездействии администрации Оверятского городского поселения. Какие-либо доказательства, подтверждающие доводы прокурора о бездействии суду не представлены.
Таким образом, в этой части иска прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора г.Краснокамска удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОАО «Пермэнергосбыт», выразившиеся в прекращении поставки электроснабжения на котельные, находящиеся в аренде у ООО «Тепломонтаж» с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляющие выработку, распределение и отпуск тепла в жилищный фонд и объекты социальной сферы Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района в отопительный период.
Признать незаконными действия ООО «Тепломонтаж» по не возобновлению подачи тепловой энергии (отопление) с ДД.ММ.ГГГГ на объекты социальной сферы Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района.
Возложить на ООО «Тепломонтаж» обязанность возобновить подачу теплоснабжения в отопительный период 2011-2012 г.г. на котельные, находящиеся в аренде ООО «Тепломонтаж», осуществляющие выработку, распределение и отпуск тепла на объекты социальной сферы и жилищный фонд Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района.
Отказать прокурору г.Краснокамска в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Оверятского городского поселения в части не принятия мер по вопросу местного значения поселения по организации в границах поселения теплоснабжения населения.
Отказать прокурору г.Краснокамска в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности ОАО «Пермэнергосбыт» на возобновление подачи электроэнергии на котельные, находящиеся в аренде у ООО «Тепломонтаж», осуществляющие выработку, распределение и отпуск тепла на объекты социальной сферы и жилищный фонд Краснокамского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд, Пермского края в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Харитонова Е.Б.