о признании права на получение пенсии по потере кормильца



Дело 2-732 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Мещеряковой Л.Н.

С участием истицы Каминской Л.Г., представителя Богомолова Г.И.

Представителя ответчика Ефимовой П.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску Каминской Л. Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Краснокамске Пермского края о признании права на получение пенсии и выплате пенсии по потере кормильца

У с т а н о в и л :

    Каминская Л.Г., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, студентка профессионального лицея <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда в <адрес> края с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца. Каминский Г.В. отец Каминской Л.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

    Решением УПФР в г.Краснокамске указанная пенсия назначена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

    Каминская Л.Г. обратилась в суд с требованиями к УПФР в г.Краснокамске, просит признать за ней право на получение пенсии по потере кормильца не с момента обращения с заявлением, а за 12 месяцев раньше дня обращения, что предусмотрено Пенсионным законодательством. А также просит обязать пенсионный фонд выплатить пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ за 12 месяцев.

    В судебном заседании первоначально истица на своих требованиях настаивала. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она получила паспорт гражданина РФ, зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>. Однако на территории РФ проживает с ДД.ММ.ГГГГ. В тот период ее привезла к сестре на территорию России ее мама. Она была в несовершеннолетнем возрасте. После чего мама уехала, с ней связи нет. Решением Краснокамского суда устанавливался факт постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отец с братом приехал в Россию в ДД.ММ.ГГГГ из Казахстана и получил гражданство. Работал он не официально, в собственности на территории России объектов недвижимости нет. Какой-то период был безработным.

    Вместе с представителем полагают, что на нее должно распространяться законодательство Российской Федерации, а потому она имеет право получить пенсию за прошлое время, но не более года до дня обращения в пенсионный фонд.

    В дальнейшем в судебном заседании Каминская Л.Г. уточнила требования, просила выплатить пенсию за 06 месяцев до получения гражданства России.

    Представитель ответчика исковые требования не признала. Пояснила, что Пенсионный фонд не располагает сведениями, назначалась ли пенсия по потере кормильца на территории Казахстана, так как не должно быть произведено двойной выплаты пенсии.

    В период рассмотрения дела представитель уточнила, что на момент рассмотрения вопроса о назначении пенсии Пенсионный фонд не располагал сведениями о том, что Каминская Л.Г. застрахована в Пенсионном фонде с ДД.ММ.ГГГГ На тот момент она обучалась в школе и ее застраховали как школьницу, хотя это не соответствует закону. Поступлений средств пенсионных накоплений за Каминской Л.Г. нет.

     Суд полагает, исковые требования в уточненном варианте подлежат удовлетворению.

    Судом установлено, не оспаривается представителем ответчика, что Каминская Л.М.. в ДД.ММ.ГГГГ привезла несовершеннолетнюю дочь Каминскую Л.Г., гражданку Казахстана, для проживания в <адрес> у Каминской Т.Г. Для чего оформила заявление у нотариуса о разрешении проживания несовершеннолетней дочери по <адрес>. Данное заявление удостоверено ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Каминская Л.Г. стала обучаться в МОУ « Основная общеобразовательная школа » по ДД.ММ.ГГГГ Согласно справок ПЛ Каминская Л.Г. обучается в образовательном учреждении начального профессионального образования с ДД.ММ.ГГГГ, срок обучения до ДД.ММ.ГГГГ

    Действительно решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Каминской Людмилы Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, проживавшей на тот момент по <адрес> / л.д.15-16/.    

    Исходя из текста решения и материалов гражданского дела следует, что предметом рассмотрения являлся вопрос не о связи возникновения у иностранных граждан и лиц без гражданства права на пенсионное обеспечение, а установление факта давало право Каминской оформить разрешение на временное проживание, для дальнейшего получения гражданства РФ, поскольку миграционная карта, по которой Каминская была ввезена на территорию РФ, была увезена ее матерью.

    Основополагающими законодательными актами, которые в настоящее время устанавливают нормы и условия пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 15.12.2001г. № 166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» ( далее Закон о госпенсиях и Закон о трудовых пенсиях).

    Закон о трудовых пенсиях устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, финансируются названные пенсии за счет средств страхователей ( работодателей), уплачиваемых в виде части единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Закон о госпенсиях регулирует отношения, связанные с установлением пенсий отдельным категориям граждан, к которым, в частности, относятся нетрудоспособные граждане. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

    В указанных Законах закрепляется общее для российского пенсионного законодательства правило, согласно которому иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсионное обеспечение на тех же условиях и основаниях, что и граждане Российской федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

    Ст.62 ч.3 Конституции РФ, устанавливает принцип н7ационального режима для иностранных граждан и лиц без гражданства, определяет лишь самые общие положения их статуса, при этом предоставлено законодателю устанавливать некоторые особенности при реализации данного принципа. Для назначения иностранцу в России пенсии требуется подтверждение его правовой связи с Россией ( для гражданина РФ такая связь выражается в гражданстве).

    В соответствие со ст.3 ФЗ от 31.05.2002г. « 62-ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» под гражданством РФ понимается устойчивая связь лица с РФ, выражающееся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Статья 3 Закона о трудовых пенсиях определяет, что право на трудовую пенсию имеют лица, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими соответствующих условий.

    Статьей 5 Закона о трудовых пенсиях закрепляются виды трудовых пенсий, в том числе и по случаю потери кормильца. По общему правилу для приобретения и реализации права на трудовую пенсию иностранный гражданин должен иметь статус постоянно проживающего в Российской Федерации, быть застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования РФ.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В силу ст. 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Согласно п. 1 ст. 6 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии иностранному гражданину является его постоянное проживание на территории Российской Федерации.

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.

На основании п. 2 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Как указано в п. 16 данного Перечня, в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел

Российской Федерации.

    Судом установлено, что Каминская Л.Г. вид на жительство не получала. Она была документирована паспортом гражданки Казахстана, выданного ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

    Как пояснила истица для получения права постоянного проживания на территории России она выезжала на территорию Казахстана. Въезд на территорию России состоялся ДД.ММ.ГГГГ Срок пребывания на территории России ей устанавливался и продлялся до ДД.ММ.ГГГГ

    После чего ДД.ММ.ГГГГ ею были сданы документы по приобретению гражданства России на основании ст.1 ч.1 п. Б Соглашения между РФ и Казахстаном, Кыргызстаном, Белоруссией от ДД.ММ.ГГГГ об упрощенном порядке приобретения гражданства, вступившего в силу для России ДД.ММ.ГГГГ

    В соответствии с Соглашением, поскольку на территории РФ у истицы постоянно проживала родная сестра Каминская Т.Г., которая является гражданкой России, в упрощенном порядке Каминская Л.Г. гражданство приобрела ДД.ММ.ГГГГ

    Согласно ст.9 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, при этом нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в частности, дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно- правовой формы до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

    Пунктом 4 ст.19 ФЗ № 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия назначается ранее для обращения за трудовой пенсией, определенного пунктом 2 настоящей статьи, в случае – со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию ( указанную часть трудовой пенсии по старости).

    Согласно свидетельства о смерти Каминский Г.В. умер ДД.ММ.ГГГГ / л.д./8/, на тот момент истица была несовершеннолетней / л.д.9/.

     Дату возникновения права на получение пенсии иностранному гражданину необходимо устанавливать исходя из содержания федеральных законов, положений международных соглашений. Поскольку Каминская Л.Г. вид на жительство не получала, то юридически значимым является дата приобретения гражданства, т.е. ДД.ММ.ГГГГ

    Суд полагает, что для разрешения спора возможно применение нормативного правового акта – письма Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ

    Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 31 января 1994 г. N 1-369-18 издано письмо (далее - Письмо), разъясняющее порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в СССР.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 г., регистрационный N 497, официально опубликован в газете "Российские вести" 1 марта 1994 г.

Абзацем шестым п. 1 Письма предусмотрено, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.

Данным Соглашением предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (п. 1 ст. 6); при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).

    Исходя из содержания приведенных положений международного Соглашения и норм указанных Федеральных законов, суд приходит к выводу о том, что для Каминской Л.Г. дата возникновения права на получение пенсии может быть отсчитана за 06 месяцев до приобретения гражданства - ДД.ММ.ГГГГ

    Согласно письменного ответа на обращение, а также пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что основанием не назначения за предыдущий период до даты обращения является вопрос, а получала ли пенсию по потере кормильца Каминская Л.Г. на территории Казахстана.

    Из материалов дела следует, что истица с ДД.ММ.ГГГГ. фактически проживает на территории России в г.Краснокамске, еще будучи несовершеннолетней начала обучение в Российском образовательном учреждении. Для получения социального пособия по потере кормильца по Закону Республики Казахстан необходимо обучение в учебном заведении республики Казахстан ( аналогично требование Российского законодательства). А потому оснований полагать, что на территории Казахстана для истицы назначалась пенсия, т.е. выплата пособия по потере кормильца, нет. С учетом изложенного, требования истицы следует удовлетворить в части выплаты пенсии за период 06 месяцев до даты гражданства.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

    Требования Каминской Л. Г. удовлетворить.

    Обязать Управление Пенсионного фонда РФ ( гу) в г.Краснокамске Пермского края произвести выплату Каминской Л. Г., назначенной пенсии по случаю потери кормильца отца Каминского Г. В., умершего ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья Теплоухова И.М.