Дело 2- 93 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Бикмухаматовой Л.М.
С участием прокурора Шмелева И.В.
Соистца Акишева А.Р.
Представителя Администрации Краснокамского муниципального района Филимоновой Ж.Р.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора в интересах Акишева А. Р. к Администрации Краснокамского муниципального района, Правительству Пермского края, о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности произвести оплату расходов
У с т а н о в и л :
Решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ. была лишена родительских прав Акишева С.А., которая являлась одинокой матерью в отношении своего сына Акишева А.Р., ДД.ММ.ГГГГг.рождения. Акишева С.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведений МУ « РКЦ» Акишева А.Р. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован в доме по <адрес>.
Акишев А.Р., как воспитанник Детского дома на основании распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в льготный список на получение жилья.
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд в интересах Акишева А.Р., просит обязать Администрацию Краснокамского муниципального района предоставить Акишеву А.Р. жилое помещение, а также просит обязать Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств администрации Краснокамского муниципального района для приобретения жилого помещения в целях его предоставления Акишеву А.Р.
В судебном заседании прокурор требования поддерживал в полном объеме.
Акишев А.Р. в судебном заседании требования поддержал. Суду пояснил, что с малолетства до ДД.ММ.ГГГГ находился в детском доме. После этого учился в училище, проживал в общежитии по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. Сейчас проживает с девушкой, в квартире ее родителей, где ему право постоянного пользования никто не предоставляет, отношения с девушкой не оформлены. Ему известно, что дом по <адрес> признан непригодным для проживания, дома нет, расселяли его не известно. Что собой представляло жилье по ул.К,Маркса не помнит, так как был очень маленьким.
Представитель Администрации Краснокамского муниципального района в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований, тем более, что в отношении сестры Акишева – Шакировой Я. Судом уже принималось решение, которое уже исполнено.
Дом по <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, как расселялся дом, не известно.
Представитель Администрации Краснокамского городского поселения требования прокурора поддержал, направив письменный отзыв / л.д.35-37/ в котором отражено о признании за Акишевым права на обеспечение жильем по договору социального найма.
Представитель Правительства Пермского края о дне слушания дела извещен, по требованиям возражал. В отзыве указано о том, что ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство ( приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органами местного самоуправления и расходуются ими на приобретение ( строительство) жилья с последующим представлением на условиях договоров социального найма. Перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. А потому Правительство исполняет свое обязательство своевременно и в полном объеме. В отношении Акишева полагает, что необходимо отказать в иске. По делу не представлены документы об отсутствии жилья у родителей. Кроме того, не согласен с требованием о предоставлении жилья размером 33кв.метра. Данная норма установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма./ л.д.18-34/
Представитель Министерства социального развития Пермского края просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя по требованиям возражает, поддерживает позицию Правительства Пермского края./ / л.д.35/.
Представитель Министерства финансов в отзыве указал, что ответчиками являются администрации муниципальных районов, приобретение жилья производится за счет средств краевого бюджета. Норма в 33 кв.м. не является нормой предоставления. Такие требования прокурора могут повлечь нарушение действующего законодательства и нецелевое использование средств краевого и федерального бюджетов/ л.д.38-42/.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края также просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и лиц из их числа исходя из количества детей-сирот. Таким образом, нормативными правовыми актами возложена обязанность на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа по предоставлению жилых помещений только в отношении указанной категории лиц. ТО обстоятельство, что истица имеет ребенка, не имеет юридического значения для дела, так как расчет размера субсидии и площади предоставляемого жилого помещения производится на 1 человека. Порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает передачу средств краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета органу местного самоуправления. Тем самым на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом орган местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, используя полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот приобретают жилые помещения с соблюдением определенных условий.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края на текущий финансовый год.
Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили и отсутствует распоряжение Правительства, Министерство ЖКХ не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства.
Органы местного самоуправления использую полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
В 2011г. на основании распоряжения Правительства Пермского края от 24.03.2011г. № 52-рп муниципальному образованию « Краснокамский муниципальный район» для приобретения жилья указанной категории были перечислены 2096,9 тысяч рублей за счет средств федерального бюджета и 1951,3 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. Считает, что требования в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Шакировой являются неправомерными и не подлежат удовлетворению./ л.д 42-46/.
Прокурор выступая в прениях полагал, что требования должны быть удовлетворены в полном объеме.
Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Акишеву А.Р. вне очереди подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.
Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.
В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.
Судом установлено, что на основании решения Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ Акишева С.А. лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе и сына Александра, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дети переданы органу опеки и попечительства.
Согласно паспорта Акишев А.Р., зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ / л.д.8/ по <адрес>. По справке МУ « Краснокамский РКЦ» Акишев А.Р.. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ с матерью Акишевой С.А. и сестрой Шакировой Я.Р.
Судом установлено, что дом по <адрес> принадлежал КЦБК. По справке ЦТИ дом состоит на техническом учете за КЦБК. По справке КЦБК жилищное строительство на предприятии не ведется с ДД.ММ.ГГГГ. На основании определения Арбитражного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении предприятия введено внешнее управление. Жилой фонд должен был быть передан в муниципальную собственность. Согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> признан непригодным для проживания, Камский ЦБК обязан принять меры к расселению жильцов и сносу дома. ПО акту от ДД.ММ.ГГГГ дом находится в аварийном состоянии. По перечню имущества от района к администрации Краснокамского поселения дом по <адрес> не передавался в собственность администрации поселения. По акту от ДД.ММ.ГГГГ осмотра объектов ФГУП КЦБК дом по <адрес> разрушен. ФГУП КЦБК ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании не удалось установить факт передачи дома по <адрес> в муниципальную собственность до его разрушения, а потому оснований полагать, что Акишев обеспечен жилым помещением нельзя.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района ( представитель которой исковые требования признает) в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет объединенные списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В судебном заседании не оспаривается факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории лиц должно быть приобретено жилое помещение.
В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год. После принятия распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ Пермского края перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.
В связи с чем, требования к Правительству Пермского края по возложению обязанности дополнительно для приобретения жилья Акишеву А.Р. по требованию прокурора не законны.
Закон Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п "Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".
Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:
33 кв. м - для одиноких граждан;
42 кв. м - на семью из двух человек;
18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Акишева А. Р. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию Краснокамского муниципального района предоставить Акишеву А. Р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет администрации Краснокамского муниципального района для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Акишеву А. Р..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в месячный срок через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Теплоухова И.М.