Дело 2- 21 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Мещеряковой Л.Н.
С участием истицы Аликиной А.В., адвоката Батеевой А.Г.
Представителя Администрации Краснокамского муниципального района Филимоновой Ж.Р.
Представителя Администрации Стряпунинского сельского поселения – Ивановой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску Аликиной А. В. к Администрации Краснокамского муниципального района, Администрации Стряпунинского сельского поселения, Правительству Пермского края, Министерству финансов Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности произвести оплату расходов
У с т а н о в и л :
Аликина А.В. имеет дочь Аликину А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в отношении которой является одинокой матерью. Её мама Аликина В.В. в отношении своей дочери также являлась одинокой матерью. На основании решения Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ Аликина В.В. была лишена родительских прав в отношении троих несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении Аликиной А.В.
Аликина А.В. в период до ДД.ММ.ГГГГ находилась в детском доме. Аликина В.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Аликина А.В. обратилась в суд с требованиями о внеочередном предоставлении жилого помещения лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом ее дочери.
В судебном заседании истица на своих требованиях настаивала. Представитель истицы поддерживая требования полагала, что решение о закреплении жилья за Аликиной А.В. в де<адрес> незаконно, дом непригоден для проживания. После училища истица проживала у тети, потом снимала жилье. В ДД.ММ.ГГГГ. обращалась в Стряпунинскую администрацию в связи с тем, что она ребенок-сирота, жильем не обеспечена, однако была поставлена в очередь как малоимущая. В ДД.ММ.ГГГГ. она обращалась в прокуратуру, вносилось представление в отдел по защите прав детей, но вопрос решен так и не был.
Представитель Администрации Краснокамского муниципального района признала исковые требования в части, не согласна с предоставлением жилья на дочь истицы. Что касается права истицы на внеочередное получение жилья, то в настоящее время получены документы, подтверждающие, что на момент закрепления жилья за детьми-сиротами, жилое помещение не являлось пригодным для проживания, о чем свидетельствуют акты обследования жилья. После проведенной проверки прокуратуры представление было направлено в орган опеки и попечительства, но Аликиной уже исполнилось 18 лет, и именно она должна была обратиться с заявлением о постановке ее в очередь. Сейчас дом непригоден для проживания. Как следует из документов, Аликина обратилась в администрацию до достижения 23 лет, а потому она должна была быть поставлена в льготную очередь.
Представитель Стряпунинской администрации в судебном заседании пояснила, что Аликина обратилась в администрацию с заявлением о постановке в очередь до достижения возраста 23 лет. Решение было принято о постановке в очередь как малоимущую, проживающую в непригодном для проживания доме. В доме произошло 2 пожара. В квартире Аликиных проживала семья Чиновниковых, после того как устроили в своей квартире пожар. В ДД.ММ.ГГГГ. они сожгли и квартиру Аликиных. После того, как появились девочки Аликины, Чиновниковым неоднократно предлагали освободить жилье. Дом в де<адрес> ранее являлся собственностью совхоза, который ликвидирован, в муниципальную собственность не передавался. По сведениям из домовой книги, в квартире зарегистрированы 7 человек.
В ДД.ММ.ГГГГ. она бывала в квартире, там жили Чиновниковы, печь топилась, жить можно было. Крыша была не идеальна. Дом 4 квартирный. Технического паспорта на дом нет, комната по документам <данные изъяты> кв.м. Аликина приходила с вопросом постановки в очередь, но ей объясняли, что жилье за ними закреплено, а потому поставить в очередь невозможно.
Представители Правительства Пермского края, Министерства финансов Пермского края по исковым требованиям возражают.
Представитель Министерства финансов Пермского края в письменном отзыве просил исключить Министерство из числа ответчиков. Указал, что бюджет Пермского края утвержден, все средства распределены по направлениям расходования, в силу чего имеют строго целевой характер, любое изменение из целевого назначения должно осуществляться в порядке, установленном законом, т.е. бюджетным процессом. Выделение средств для приобретения жилья Аликиной должно осуществляться в порядке, установленного Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п.
Представитель Правительства Пермского края просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в иске просил отказать. Полагал, что необходимо проверить отсутствие жилья на праве собственности у истицы, ее ребенка. Проверить наличие жилья у отца истицы. Кроме того, просил обратить внимание на факт закрепления жилья в де<адрес> за истицей. Если жилье непригодно для проживания, то истица не лишена права обратиться с требованием о предоставлении жилья по другим основаниям. Как и наличие на иждивении малолетнего ребенка при нуждаемости дает право на обращение в администрацию по иным основаниям.
Суд полагает, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.
Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.
В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.
Судом установлено, что сведения об отце в записи акта о рождении Аликиной А.В. внесены со слов матери / л.д.28/. Решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ Аликина В.В. лишена родительских прав в отношении четверых детей, в том числе и в отношении Анастасии. Мать истицы, умерла ДД.ММ.ГГГГ / л.д.29/ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аликина А. воспитывалась в Краснокамском детском доме /л.д.48/. В г.Краснокамск Аликина прибыла из Гремячинского детского дома. По пояснениям представителя Администрации Краснокамского муниципального района следует, что в Гремячинске Аликину в очередь на получение жилья не ставили.
На основании актовой записи о смерти Аликиной В.В., она до смерти проживала в де<адрес>.
На основании решения администрации дому присвоен адрес – <адрес>, квартира Аликиных - № ( л.д.60).
Согласно выписки из похозяйственной книги дом, который занимала Аликина В.В. ДД.ММ.ГГГГ постройки, деревянный, без газовой установки ( л.д.32). Дом совхоза «Северокамский», который в ДД.ММ.ГГГГ. был ликвидирован (л.д.30).
Распоряжением Стряпунинской территориальной администрации ( ныне ликвидирована) от ДД.ММ.ГГГГ за Аликиной А. и Аликиной Е. была закреплена часть жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в де<адрес> ( л.д.9).
Согласно материалам гражданского дела о лишении родительских прав Аликиной В.В. уже на ДД.ММ.ГГГГ при обследовании жилищных условий Аликиной В.В. было установлено проживание семьи в квартире, которая находилась в аварийном состоянии ( стена дала трещину, крыша отошла). Когда Аликина находилась в детском доме, составлялись акты обследования. Так в ДД.ММ.ГГГГ отражено в акте, дом холодный, без центрального отопления, воды нет, требуется текущий ремонт. На ДД.ММ.ГГГГ в акте отражено, 1\4 часть дома- одна комната, печное отопление, находится в ветхом состоянии, нужен капитальный ремонт. Дом СХПК « Северокамский».
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ процент износа здания 75%, квартира, которая закреплена за сестрами Аликиными не пригодна для проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразно, жилой дом находится в аварийном состоянии ( л.д.54). Уже после этого, дважды в доме произошел пожар.
Несмотря на наличие постановления о закреплении жилья, суд полагает, что Аликина должна быть обеспечена жильем, как лицо из числа детей-сирот. Согласно актов обследования жилищных условий, дом уже на момент лишения родительских прав являлся ветхим, а потому Аликина должна была быть поставлена в очередь на получение жилья. Само по себе постановление не может ограничить в праве на обеспечение жильем. Однако, суд принимает во внимание, что именно данное постановление препятствовало Аликиной ранее, т.е. до наступления 23 летнего возраста быть поставленной в очередь.
На основании распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ Аликина А.В. признана нуждающейся и поставлена в общую очередь. Однако, заявление о постановке в очередь Аликиной подано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до дня рождения и до наступления 23 летнего возраста. Представитель Стряпунинской администрации в судебном заседании пояснила, что ранее до постановки в очередь она говорила Аликиной, что не может поставить в очередь, так как есть закрепленное жилье.
Суд полагает, в судебном заседании установлен факт того, что Аликина А.В. по существу жилым помещением не обеспечена, поскольку закрепленное жилье является непригодным для проживания. Фактически оно непригодно было к моменту достижения истицей 15 летнего возраста, а потому она и после достижения 18 летнего возраста не могла вселиться в него и принимать меры к его сохранению.
В судебном заседании проверены все жилые помещения в которых после детского дома проживала истица, фактов приобретения жилья в них истицей не установлено. Не имеет она и на праве собственности жилье, как и ее несовершеннолетняя дочь, что подтверждают сообщения из Роснедвижимости. Не имеется в собственности и земельного участка в де<адрес>, который отражен в похозяйственной книге. Как пояснила представитель Стряпунинской администрации участок длительное время родственниками Аликиной не обрабатывался, в настоящее время передан в пользование иным лицам.
С учетом совокупности обстоятельств – отсутствие жилья, имеет статус лица из числа детей-сирот, состоит в списках нуждающихся до 23летнего возраста, окончила образовательное учреждение, достигла совершеннолетия, а потому требования в части внеочередного предоставления жилья обоснованы.
Согласно Закона Пермской области № 2694-601 от 30.11.2005г. « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» - гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. Вне очереди предоставляются жилые помещения детям –сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( ст.4).
В силу норм жилищного законодательства размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющихся у гражданина жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района ( представитель которой исковые требования признает) в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет объединенные списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В судебном заседании не оспаривается факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории лиц должно быть приобретено жилое помещение.
В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.
После принятия распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ Пермского края перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.
В связи с чем, отдельные требования к Правительству Пермского края по возложению обязанности дополнительно для приобретения жилья Аликиной А.В. по требованию не законны.
Закон Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п "Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".
Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования Аликиной А. В. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию Краснокамского муниципального района предоставить Аликиной А. В. с учетом члена семьи –несовершеннолетней дочери Аликиной А. А., ДД.ММ.ГГГГг.рождения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
Аликиной А. В. отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет администрации Краснокамского муниципального района для приобретения жилого помещения в целях предоставления его ей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в месячный срок через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Теплоухова И.М.