о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело 2-66 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Мещеряковой Л.Н.

С участием прокурора Шмелева И.В.

Представителя соистицы Громенко А.Г.

Представителя администрации Краснокамского муниципального района Филимоновой Ж.Р.

Представителя администрации Краснокамского городского поселения Шихова М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Лихтенвальд В. С. к Администрации Краснокамского муниципального района, Правительству Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма

У с т а н о в и л :

    Лихтенвальд В.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована проживающей по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Квартира принадлежит Громенко А.А., супругу Громенко А.Г., которая на основании постановления Главы самоуправления Краснокамского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ была назначена опекуном Лихтенвальд В.С.

    Мама Лихтенвальд В.С.- Собуцка С.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ Отец Лихтенвальд С.В. решением Тракторозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

    Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с заявлением в интересах Лихтенвальд В.С., которая обладает статусом « лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать администрацию Краснокамского муниципального района предоставить Лихтенвальд жилое помещение, поскольку она является нуждающейся, своего жилья не имеет.

    В судебном заседании прокурор исковые требования поддерживал в полном объеме.

    Представитель соистицы Громенко А.Г. исковые требования поддерживала. Суду пояснила, что Лихтенвальд В.С. ее внучка, ее дочь Собуцка С.А. умерла. Дочь с внучкой проживали в Польше лет 6. После смерти дочери, она привезла внучку в г.Краснокамск. Поскольку девочка практически не говорила по- русски, ей пришлось уволиться с работы и всюду быть с ней. Ранее семья проживала в г.Краснокамске, но уезжали на север. Комнаты в квартире по <адрес> были забронированы. Внучка родилась в Волгоградской области, но там жилья постоянного не было. Затем дочь уехала в Польшу, где вышла замуж, родила еще двоих детей. После ее смерти, девочки остались с отцом и только Лихтенвальд она увезла в Россию. В Польше ни у дочери, ни у внучки жилья своего не было, наследства не осталось. В настоящее время внучка проживает в Польше, у отчима, где и сестры, но в ближайшее время собирается вернуться в Россию. Для проживания девочки там, она вынуждена помогать материально. Так же как и перед смертью дочери, она вынуждена была помогать материально ей, на лечение уходило много средств. Комнаты по <адрес>, были приватизированы, проданы. На сегодняшний день жилья нет и у нее, и у внучки. В. она привезла в г.Краснокамск до приватизации комнат, но она не знала, что нужно приватизировать и на нее. К тому же комнаты были проданы, чтоб были средства. Часть- вернуть долг потраченный на лечение дочери.

    Представитель Администрации Краснокамского муниципального района по исковым требования возражала. Пояснила, что Лихтенвальд проживает в Польше, там же учится. Прокурором не представлено доказательств, что в Польше у девочки нет жилья, что она не получила в наследство его.

    Представитель Администрации Краснокамского городского поселения против заявленных требований не возражал.    

Представитель Правительства Пермского края ( ответчик) просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, исковые требования не признает, считает, что права Лихтенвальд В.С. на получение жилья не приобрела. В деле нет сведений об отсутствия жилья у родителей. К тому же не согласен с требованием о норме предоставления в <данные изъяты> кв.м./ л.д.75-91/.

    Представитель Министерства социального развития в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает позицию Правительства Пермского края / л.д.43/

     Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края также просил о рассмотрении дела без представителя. С требованием о возложении обязанности по выделению денежных средств не согласен. Полагает, Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, так как свои обязательства по выделению средств на приобретение жилья сиротам выполняет / л.д.34-37/.

    Представитель Министерства финансов Пермского края в суд не явился. Просит исключить Министерство из числа третьих лиц. Средства бюджета имеет строго целевой характер, изменение возможно лишь в порядке бюджетного процесса / л.д.30-31/.

    Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Лихтенвальд В.С. вне очереди подлежат удовлетворению.

     Частью 3 ст.40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

    Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

    Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

    Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

     В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» /редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

    В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.

В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

    Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.

В судебном заседании установлено, что Лихтенвальд В.С. имеет статус сироты, так как ее мама умерла, когда он еще не достиг совершеннолетия, а отец лишен родительских прав. Собуцка С. Умерла на территории Польши / л.д.11/.

Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ опекуном соистца назначена Громенко А.Г., проживавшая по <адрес>. Распоряжением администрации г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ Лихтенвальд В.С. поставлена в льготную очередь как нуждающаяся в жилом помещении./ л.д.14/. Первоначально Лихтенвальд В.С. была поставлена в общую очередь ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации / л.д. 48/. Основанием постановки явилось проживание в квартире опекуна по <адрес>.

    Согласно представленных документов следует, что две комнаты в 8квартирной квартире по <адрес> были предоставлены семье Королевой А.Г. ( после брака Громенко). Жилье предоставлялось и на дочь Королеву ( после брака Лихтенвальд, затем Собуцка).

    На основании поквартирной карточки следует, что Лихтенвальд С.А. вместе с дочерью Лихтенвальд В.С. была зарегистрирована в двух комнатах по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обе были выписаны в Польшу.

Согласно копии свидетельства о браке Лихтенвальд С.А. зарегистрировала брак с Собуцки З. ДД.ММ.ГГГГ в Польше. О проживании внучки более 6 лет в Польше поясняла и представитель соистицы в судебном заседании.

    В силу ст.89 ЖК РСФСР ( действовавшего на 1998г.) в случае выезда нанимателя или членов его семьи на постоянное место жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда.

Поскольку Лихтенвальд С.А. выехала из квартиры в <адрес> на постоянное проживание в Польшу, где создала семью, зарегистрировала брак, родила двоих дочерей, у суда нет оснований полагать, что она снимаясь с регистрационного учета оставляла за собой право пользования жилым помещением. Тот факт, что после ее смерти в ДД.ММ.ГГГГ. ее дочь останется без жилья, не может свидетельствовать о незаконности действий законного представителя на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель соистицы пояснила, что привезла девочку в середине ДД.ММ.ГГГГ. в г.Краснокамск после смерти дочери, но проживали все сразу по <адрес>, в квартире супруга.

    Громенко А.Г. брак зарегистрировала с Громенко А.А. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает актовая запись о браке. Собственником квартиры по <адрес> Громенко А.А. стал на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. брачным имуществом супругов не является. Поскольку Лихтенвальд В.С. не является близким родственником Громенко А.А., вселена была в несовершеннолетнем возрасте, дохода самостоятельного в семью не привносила, а потому она не является членом семьи собственника, а потому не обладает самостоятельным правом постоянного пользования данным жилым помещением. При вселении Лихтенвальд в квартиру Громенко А.А. в заявлении не указано о предоставлении права постоянного пользования / л.д.27/.

На основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ комнаты по <адрес> перешли в собственность Громенко А.Г., которая в дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отдельно каждую продала. Согласно документов в двух комнатах оставалось право пользования после приватизации у Громенко А.Г. и ее сына Королева Д.А., который отказался от участия в приватизации.

    Учитывая, что ранее в комнатах право пользования у Лихтенвальд В.С. было, после снятия ее с регистрационного учета матерью и без подтверждения приобретения права пользования в другом жилье, можно предположить, что право пользования у нее должно было сохраниться бессрочно в силу ст.19 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. Однако в настоящее время проживание в этих комнатах невозможно, поскольку ДД.ММ.ГГГГ всю квартиру из 8 комнат приобрела в собственность Малых Е.С., которая получила разрешение на перевод жилья в нежилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ объект по <адрес> зарегистрирован по праву собственности за Малых Е.С. как нежилое помещение.

    Исходя из приведенных данных следует признать, что на территории России у Лихтенвальд В.С., как и у ее матери жилого помещения нет. Об отсутствии на праве собственности жилья у отца соистицы, подтверждают сведения из Росреестра по Волгоградской области.

    Из решения суда о лишении родительских прав Лихтенвальд С.В. следует, что «отец несовершеннолетней не работает, не имеет постоянного места жительства, длительное время с семьей не проживает, злостно уклоняется от воспитания несовершеннолетней», что подтверждает сведения из Росреестра об отсутствии жилья и у второго родителя соистицы.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. до окончания средней школы в ДД.ММ.ГГГГ. Лихтенвальд В.С. постоянно проживала на территории г.Краснокамска, в данном городе имеет регистрацию места жительства, хоть и без права постоянного пользования. А потому она признается постоянно проживающей на территории Пермского края в г.Краснокамске. Факт выезда на обучение в Польшу, не свидетельствует о прекращении данного факта. В материалах дела имеются документы, подтверждающие предоставление определенного срока для проживания на территории Польши.

    В силу ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Учитывая, что статус сироты Лихтенвальд В.С. приобрела с момент лишения родительских прав отца в ДД.ММ.ГГГГ., а на тот момент ее местом жительства был г.Краснокамск, то обязанность по обеспечению ее жильем     должна быть возложена на орган исполнительной власти по месту жительства.

    Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории субъекта РФ, даже временно выехавших на учебу, что носит временный характер, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа, по месту проживания.

    Возражения представителя администрации Краснокамского муниципального района с учетом требований ст.57 ч.7 ЖК РФ о зачете площади жилого помещения, находящегося в собственности в настоящее время не являются основанием для отказа в иске, поскольку применение данной нормы возможно и позднее на стадии непосредственного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно сведений из Управления Росреестра установлено об отсутствии сведения о правах на объекты недвижимости у Лихтенвальд В.С. на период ДД.ММ.ГГГГ по Пермскому краю.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что Лихтенвальд В.С. является лицом, из числа детей-сирот, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, окончила среднюю школу, достигла 18 летнего возраста, своевременно была поставлена на учет, но жильем не обеспечена, не приобрела данного права и на иное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или собственника жилья, а потому требования об обеспечении ее жилым помещением вне очереди подлежат удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В судебном заседании не оспаривается факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории лиц должно быть приобретено жилое помещение.

    В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.

    Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.

    После принятия распоряжения Правительства Пермского края Министерство ЖКХ Пермского края перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.

    В связи с чем, требования к Правительству Пермского края по возложению обязанности дополнительно для приобретения жилья Лихтенвальд В.С. по требованию прокурора не законны.

    Закон Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п "Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".

Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:

33 кв. м - для одиноких граждан;

42 кв. м - на семью из двух человек;

18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.

    Руководствуясь ст,ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

    Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Лихтенвальд В. С. удовлетворить частично.

    Возложить обязанность на Администрацию Краснокамского муниципального района предоставить Лихтенвальд В. С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.

    Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет администрации Краснокамского муниципального района для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Лихтенвальд В. С..

     Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в месячный срок через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья Теплоухова И.М.