о взыскании денежной суммы



Дело № 2-16\12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск 31 января 2012 года

Краснокамский городской суд, Пермского края в составе

председательствующего судьи Шабуниной К.С.

при секретаре Важенине Е.В.,

с участием истца Харина П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда, Пермского края гражданское дело по иску Харина П. А. к МУЗ «<данные изъяты>» о взыскании надбавки к должностному окладу,     

у с т а н о в и л :

Харин П.А. работает в МУЗ "<данные изъяты>" с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи.

Харин П.А.обратился в суд с иском к МУЗ "<данные изъяты>" о взыскании надбавки к установленному ему должностному окладу в размере 25% ежемесячно за работу в сельской местности за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование исковых требований указал, что ему должен быть установлен повышенный на 25% должностной оклад как работнику, оказывающему медицинскую помощь жителям сельских населенных пунктов Краснокамского муниципального района. На основании Положения «О системе и условиях оплаты труда работникам муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Краснокамского муниципального района» работникам таких учреждений, работающим на селе, устанавливаются должностные оклады на 25% выше по сравнению с окладами специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городах и поселках городского типа. Несмотря на обращения к главному врачу МУЗ «Краснокамская городская больница», к начальнику Управления здравоохранения, в профсоюзный комитет, положительного ответа не последовало. Установление ему меньшего, по сравнению с установленным нормативным актом, должностного оклада, отсутствие установленной данным актом надбавки в размере 25%, нарушает его трудовые права.

Судом в ходе рассмотрения дела привлечены в качестве третьих лиц Управление здравоохранения администрации Краснокамского муниципального района, агентство по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края, агентство по управлению имуществом Пермского края.

В период рассмотрения дела в связи со сменой учредителя ответчика, его название изменилось с МУЗ «<данные изъяты>» на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «<данные изъяты>» (ГБУЗ ПК «<данные изъяты>»).

В судебном заседании истец поддерживал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Ранее в судебном заседании пояснял, что он в период работы в отделении скорой помощи осуществлял в составе выездной бригады выезд не только к жителям города Краснокамска, но и к сельским жителям в села и деревни, расположенные на территории Краснокамского муниципального района. В ряде городов Пермского края имеются как городские, так и сельские отделения скорой помощи, которые обслуживают город и село соответственно. Выезжая на село, работники бригады отделения скорой медицинской помощи, в том числе и он, сталкиваются с рядом трудностей: плохие дороги, распутица, отсутствие освещения в ночное время. Выезды в сельскую местность осуществляются в каждую смену неоднократно. В связи с этим истцу, как работнику, работающему в условиях сельской местности, должностной оклад должен быть установлен больше, по сравнению с другими медицинскими работниками, на 25%, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы составляет в общем итоге <данные изъяты> рублей, указанную сумму истец просил взыскать с работодателя.

Представитель ответчика МУЗ «<данные изъяты>» (ГБУЗ ПК «<данные изъяты>») в судебное заседание не явилась, просила отложить рассмотрение дела.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что ответчик расходует только те денежные средства, которые поступают к нему и имеют целевое назначение. Повышение оклада работникам ОСМП (отделения скорой медицинской помощи) действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Предусмотрено установление повышенного оклада для работников, работающих в учреждении здравоохранения, расположенного на территории сельской местности. Однако ОСМП находится на территории Краснокамского городского поселения. В связи с необходимостью выездов, работникам ОСМП установлена повышенная стимулирующая выплата за непрерывный стаж работы в размере 80% к должностному окладу, в то время как такая выплата другим работникам выплата установлена в размере, не превышающем 60%, поскольку они работают на местах. Действительно, работники ОСМП часто выезжают на село, но не работают там постоянно. Так, в ДД.ММ.ГГГГ году количество выездов всех выездных бригад в сельскую местность составило 15,85% от общего количества выездов; в ДД.ММ.ГГГГ году количество выездов всех выездных бригад в сельскую местность составило 18,69% от общего количества выездов, за 11 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года всего <данные изъяты> выездов, из них 109 в сельскую местность, то есть 11,99% от общего ее количества выездов. Прослеживается тенденция роста выездов ежегодно на 2-3%, что непосредственно связано с закрытием ФАП на селе по решению учредителя. Жалоб на действия фельдшеров ФАП, в частности, на отказ их от оказания медицинской помощи не поступало. Работники здравоохранения обязаны оказать помощь любому, обратившемуся к ним, независимо от того, проживает ли он в городе, либо на селе, а также приезжим. Поскольку законодательством не предусмотрено повышение оклада истцу на 25%, просила отказать в иске. Кроме того, просила применить срок давности, который составляет 3 месяца.

Третьи лица извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч.1). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч.3). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч.4). Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5).

Судом установлено, что истец принят на работу в Краснокамскую горбольницу с ДД.ММ.ГГГГ на должность фельдшера выездной бригады в отделение скорой помощи, работает по настоящее время, МУЗ «Краснокамская городская больница» с истцом заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок, которым предусмотрена надбавка к должностному окладу за продолжительность непрерывной работы в учреждении здравоохранения в размере 80% к должностному окладу в месяц (л.д.16-18,21-23).

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Распоряжением Правительства Пермского края -рп от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность" МУЗ "Краснокамская городская больница" передана в государственную собственность Пермского края. С этого момента ответчик стал именоваться Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "<данные изъяты>" (ГБУЗ ПК "<данные изъяты>").

В соответствии с Положением о системе и условиях оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Краснокамского муниципального района, утвержденном Постановлением Главы Краснокамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N 315 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о системе и условиях оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Краснокамского муниципального района" муниципальным бюджетным учреждениям здравоохранения Краснокамского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ перейти на отраслевую систему оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения Краснокамского муниципального района (Преамбула).

В силу п. 1.3 указанного Положения финансирование расходов на оплату труда работников учреждений здравоохранения осуществляется за счет средств бюджета Краснокамского муниципального района, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных на оплату труда работников учреждений здравоохранения, и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Повышение (индексация) должностных окладов работников учреждений здравоохранения осуществляется в размерах и в сроки, предусмотренные для повышения должностных окладов работников бюджетной сферы, в соответствии с решением Земского собрания Краснокамского муниципального района о бюджете Краснокамского муниципального района на соответствующий финансовый год.

В соответствии с п.1.1 Положения, утвержденного Постановлением главы Краснокамского муниципального района , оплата труда работников учреждений здравоохранения включает в себя должностные оклады; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.

В силу п. 2.2 данного Положения работникам, работающим в учреждениях, расположенных на территории сельских населенных пунктов, устанавливается повышенный на 25 процентов размер должностных окладов, согласно перечню работников учреждений здравоохранения, установленному приложением 6 к настоящему Положению. Под сельским населенным пунктом понимается населенный пункт (село, деревня, сельский поселок, хутор), который не отнесен к категории городских населенных пунктов.

В соответствии с п.2.3 Положения общие условия и порядок установления выплат компенсационного характера работникам учреждений здравоохранения определяются в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению, в соответствии с которым к такому перечню относятся следующие работники: средний медицинский и фармацевтический персонал; врачи и провизоры; руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор); должности специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг; должности специалистов третьего уровня в учреждениях здравоохранения и осуществляющих предоставление социальных услуг; общеотраслевые должности служащих второго уровня; общеотраслевые должности служащих третьего уровня; общеотраслевые должности служащих четвертого уровня; руководители, их заместители, главные бухгалтеры.

В соответствии с Приложением 3 к указанному выше Постановлению, к учреждениям, подразделения с особо опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на доплату в размере 25 процентов от должностного оклада, в частности, относятся специализированные бригады станций (отделений) скорой медицинской помощи, предназначенные для оказания медицинской помощи и перевозки психически больных (п.2.2).

Истец расширительно толкует нормы п.2.2 названного Положения, поскольку положения п.2.2 названного нормативного документа распространяются на работников, работающих в учреждениях, расположенных на территории сельских населенных пунктов. Выплата указанной надбавки работникам учреждений, расположенных в городских населенных пунктах, но выезжающим для оказания медицинской помощи жителям сельских населенных пунктов действующим законодательством, а также какими-либо нормативными актами либо локальными нормативными актами, исследованными судом, не предусмотрено.

Из названного выше Положения следует, что такая надбавка устанавливается не любым работникам, работающим в сельской местности, а работникам, работающим в учреждениях, «расположенных на территории сельских населенных пунктов». Целью данной нормы права является закрепление квалифицированных кадров в учреждениях, расположенных в сельской местности.

Место работы истца, указанное в трудовом договоре - отделение скорой медицинской помощи, расположенное в г.Краснокамске, т.е.на территории городского населенного пункта, что не оспаривается им и подтверждается показаниями свидетелей <данные изъяты>. Из положений Устава ответчика следует, что учреждение расположено на территории г. Краснокамска. То обстоятельство что истец в составе выездной бригады выезжает для оказания медицинской помощи жителям сельской местности, представителем ответчика не оспаривается, но данное обстоятельство не влечет обязанность ответчика выплачивать истцу указанную надбавку исходя из положений действующего законодательства.

Принятие решений по установлению дополнительных выплат за непосредственную работу в сельской местности относится к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановление Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 513-п "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений здравоохранения Пермского края). Ранее назначенные выплаты работникам сельской местности, включенной в состав городского населенного пункта, отменены быть не могут. Однако истец не относился к категории работников, работающих в сельской местности, надбавка ему никогда не устанавливалась.

Кроме вышеуказанного Положения указанные надбавки работникам выездных бригад скорой медицинской помощи Краснокамского муниципального района - МУЗ "<данные изъяты>" не установлены.

Допрошенный в судебном заседании заведующий отделением скорой медицинской помощи <данные изъяты>. суду показал, что истец действительно часто выезжает в составе бригады медицинской помощи в сельскую местность. Надбавка за работу на селе ему не установлена. Объем работы скорой помощи увеличился, поскольку раньше бригаду скорой помощи мог вызвать только фельдшер. В настоящее время каждый житель сельской местности может непосредственно обратиться в отделение скорой помощи, если считает, что он в этом нуждается. Как и ранее, сейчас Краснокамское отделение обслуживает весь Краснокамский муниципальный район, включая Краснокамское городское поселение, пригород. Иного отделения скорой медицинской помощи в районе нет. Создавались такие отделения в <адрес>, но они впоследствии были ликвидированы, да и обслуживали только часть населенных пунктов, расположенных в пригороде Краснокамска. В ряде городов Пермского края созданы как городское, так и сельское отделения скорой медицинской помощи, которые, соответственно, обслуживают городское и сельское население. Решение этого вопроса зависит от местного самоуправления. Но в г.Краснокамске таких отделений нет. Работники бригад отделения получают 80% оклада, но надбавка за выезды в сельскую местность в заработную плату истца не включена.

Количество выездов истца в составе бригады скорой медицинской помощи в сельский населенный пункт, труднодоступность ряда сел, отсутствие надлежащего транспортного сообщения между г. Краснокамском и сельскими населенными пунктами не являются значимыми при решении вопроса о выплате надбавки исходя из условий, указанных в п.2.2 названного Положения: работа в учреждении, расположенном на территории сельского населенного пункта. Значимым является то обстоятельство, что истец работает в учреждении, расположенном на территории городского населенного пункта, данное обстоятельство никем не оспаривается.

Согласно Уставу МУЗ «<данные изъяты>» целью ее создания является оказание медицинской помощи населению Краснокамского муниципального района (п.2.1), т.е. сотрудники больницы, в том числе отделения скорой помощи, оказывают медицинскую помощь как сельскому, так и городскому населению района.

Выплата надбавки в размере 25% истцу как работнику Отделения скорой медицинской помощи, работающему в учреждении, расположенном в городе (<данные изъяты> <данные изъяты>, <адрес>), ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления не предусмотрено.

В связи с этим довод истца о том, что указанная надбавка органами самоуправления уже установлена, но выплаты ему не производятся, основан на неверном толковании правовых норм.

Поскольку правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, в удовлетворении иска следует отказать.

В соответствии с ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Рассматривая доводы ответчика о пропуске истцом срока давности, суд учитывает следующее.

Истец по настоящее время работает в МУЗ «<данные изъяты>» (ГБУЗ ПК «<данные изъяты>»). Ответ от своего работодателя, а также от администрации Краснокамского муниципального района на свое письмо об установлении ему и другим работникам отделения скорой медицинской помощи данной надбавки он не получил, поэтому о нарушении своего права не знал, в связи с чем срок давности при изложенных обстоятельствах применяться не может, довод ответчика суд считает не состоятельным.

Суд принимает решение об отказе в иске по существу спора.

Руководствуясь ст. 194-195, 199 ГПК РФ

р е ш и л :

В удовлетворении иска Харина П. А. о взыскании с Муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» (ГБУЗ ПК «<данные изъяты>») надбавки в размере 25% к должностному окладу за работу в сельской местности в размере <данные изъяты> рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд, Пермского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья- К.С. Шабунина