Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск 22 мая 2012 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Журавлевой В.М.,
с участием помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края- Федосеева А.Н.,
представителя ответчика – ФИО10
при секретаре Белослудцевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края к Администрации Краснокамского городского поселения о возложении обязанности провести лесоустройство,
у с т а н о в и л :
Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Краснокамского городского поселения о возложении обязанности провести лесоустройство. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований лесного законодательства по вопросу подготовки к пожароопасному сезону установлено, что на территории <адрес> имеются городские леса, площадь которых составляет 2862 га. Факт наличия на территории г. Краснокамска городских лесов подтверждается информацией из государственного лесного реестра, постановлением Законодательного собрания Пермской области от 30.11.2006 года №, Указом Губернатора Пермского края от 3012.2008 № 80 «Об утверждении лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы», Решение Думы Краснокамского городского поселения от 29.12.2010 № 298 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Краснокамского городского поселения на 2011-2013 годы». Несмотря на наличие на территории <адрес> городских лесов, необходимые мероприятия по их охране, защите и воспроизводству не проводятся. Указанные обстоятельства могут повлечь уменьшение площади городских лесов, вследствие незаконной рубки, застройки.
ДД.ММ.ГГГГ определением Краснокамского городского суда в качестве третьего лица была привлечена Администрация Краснокамского муниципального района.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам указанным в исковом заявлении. Суду пояснил, что ими представлено достаточно доказательств того, что на территории Краснокамского городского поселения имеются городские леса. Полагает, что решением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ представленные ныне доказательства не оценивались, в решение было указано, что проведение лесохозяйственного регламента является преждевременным, то есть первоначально необходимо провести лесоустройство. Полагает, что нахождение в собственности объекта необязательно. Администрация Краснокамского городского поселения выделяла денежные средства на проведение работ по лесоустройству, что подтверждается письмом главы Администрации Краснокамского городского поселения и.о. природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен. Суду пояснил, что Закон Пермской области от 27.12.2004года «О городских лесах» утратил силу. Согласно п.3 ст.37 ФЗ от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» из ФЗ от 06.10.03 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исключен п.17 ч.2 ст.50(из имущества, которое может находиться в собственности поселений исключены леса, расположенные в границах населенных пунктов). Согласно ст.68 ЛК РФ и п.2 Правил лесоустройство включает в себя шесть пунктов работ, проводить которые они не имеют законных оснований и полномочий. У Администрации Краснокамского городского поселения отсутствуют в собственности лесные участки, городские леса. Администрации Краснокамского городского поселения такие объекты, как лесные участки, городски леса в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление не передавались. Сослался на решение Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в соответствии с которым установлено, что прокурором не представлено доказательств нахождения городских лесов на территории Краснокамского городского поселения, объекты лесоустройства отсутствуют. Полагает, что установленные в данном решении обстоятельства являются обязательными для суда, не подлежат доказыванию вновь и оспариванию сторонами при рассмотрении другого дела. Считает, что Администрации Краснокамского городского поселения является ненадлежащим ответчиком, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Заместитель директора ГКУ «Закамское лесничество» ФИО11. поддержал исковые требования прокурора. Суду пояснил, что в государственном реестре зафиксирована площадь городских лесов <адрес> 2862 га. Считает, что лесные насаждения присутствуют на территории <адрес>, поэтому могут быть лесоустроены.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора к Администрации Краснокамского городского поселения подлежат удовлетворению.
В соответствии с законом Пермской области от 10.11.2004г. « Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Краснокамска Пермского края» статусом поселения наделено Краснокамское городское поселение ( ст.2 ч.1), муниципальное образование « Город Краснокамск» наделен статусом муниципального района с административным центром в г.Краснокамске ( ч.3 ст.2). Администрация Краснокамского городского поселения зарегистрирована в госреестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.3 ч.1 ст.11 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее закон о МСУ) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения ( п.4 ч.1 ст.11).
В силу п.19 ч.1 ст.14 закона о МСУ к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся - организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Понятие леса, предусмотрено в ст.5 ЛК РФ – использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст.6 ЛК РФ). Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67,69 и 92 ЛК РФ ( ст.7 ЛК РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст.8 ЛК РФ). В силу ст.10 ч.2 ЛК РФ леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов устанавливаются статьями 102-109 ЛК РФ.
Согласно ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса ( ст.67, ч.3 ст.23 ЛК РФ). Лесоустройство включает в себя : проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов ( ст.68 ЛК РФ).
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, ООПТ, на которых расположены леса ( ст.23 ЛК РФ).
В соответствии со ст.87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, является лесохозяйственный регламент лесничеств и лесопарков.
В соответствии с нормами ст.67 ЛК РФ 18.06.2007г. Правительством РФ было утверждено постановление № 377 о правилах проведения лесоустройства.
Данные Правила устанавливают порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях ООПТ. Согласно Правил лесоустройство включает в себя проектирование лесопарков, защитных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ защитных лесов, лесопарков, а также особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. В ходе проектирования осуществляется деление территорий на лесничества и лесопарков на лесные кварталы ( п.2). Границы защитных лесов, указываются на картах лесов. Проектирование лесных участков в пределах лесопарков и лесничеств осуществляется в целях организации использования лесов. По результатам проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов составляются соответствующие ведомости по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам.
Лесоустройство проводится в соответствии с лесоустроительной инструкцией, утверждаемой Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В инструкции отражаются особенности проведения лесоустройства на землях других категорий, указанных в ч.3 ст.23 ЛК РФ.( п.9). Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, а также для ведения государственного лесного реестра ( п.10).
Лесоустроительная инструкция утверждена приказом от 06.02.2008г. № 31 (зарегистрирован в Минюсте 12.05.2008г.). Согласно инструкции объектом лесоустройства является лесничество ( лесопарк), его часть, лесной участок ( ст.3). Лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов и землях особо охраняемых природных территорий ( ст.4). Лесопарки организуются, как правило, вокруг населенных пунктов, вблизи путей транспорта, водных объектов, в лесных массивах, наиболее посещаемых населением.( ст.8). В силу ст.102 ч.2 ЛК РФ рассматриваются как разные категории защитных лесов – леса, расположенные на особо, охраняемых природных территориях, леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов : зеленые зоны, лесопарки, городские леса и другие ( ст.14). К городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов( ст.21).
В соответствии с положениями п. 2 ст. 83 ЗК РФ земли поселений делятся на территориальные зоны. Исходя из ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений (земель городов) входят земельные участки, которые в соответствии с градостроительными регламентами относятся к производственным, рекреационным или иным территориальным зонам. В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные к рекреационным территориальным зонам, в том числе, занятые городскими лесами.
В соответствии со ст.70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом(ч.1). Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"(ч.2).
Согласно Решения Думы Краснокамского городского поселения от 29.12.2010 № 298 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Краснокамского городского поселения на 2011-2012 годы» следует, что общая площадь лесного фонда составляет 2862 га. Городские леса в ныне существующих границах лесоустроены впервые в 2006 году Пермской лесоустроительной экспедицией Поволжского государственного лесоустроительного предприятия. По лесоустройству 2006 года общая площадь городских лесов <адрес> 2862 га. В связи с тем, что территория, занимаемая городскими лесами, имеет большую площадь, меры, принимаемые по охране городских лесов и ООПТ, являются недостаточными. Однако увеличение штата лиц, уполномоченных осуществлять эти функции, в настоящее время не планируется по причине отсутствия средств в бюджете поселения на эти цели.(л.д.18).
В соответствии с Указом Губернатора Пермского края от 30.12.2008 года № 80 «Об утверждении лесного плана Пермского края на 2008-2017 годы» городские леса Краснокамского муниципального района составляют 2,86(л.д.20).
Как следует из письма главы администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ заместителю природоохранного прокурора лесоустройство на территории <адрес> не проводилось(л.д.22-23).
ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт передачи документации от ФГУ «Закамский лесхоз» в связи с окончанием действия Договора на ведение леечного хозяйства Закамским лесхозом в городских лесах <адрес> передает администрации Краснокамского городского поселения в лице помощника зам. Главы «Материалы лесоустройства городских лесов» с приложениями: объяснительная записка с приложением, таксационные описания, генеральный план городских лесов, паспорт ООПТ «Лесопарк Сосновый бор»(л.д.27).
Согласно объяснениям ФИО12 председателя Комитета имущественных отношений и землепользования администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лесоустройство городских лесов <адрес> проведено в 2006 году. Однако проектирование земельных участков, на которых они расположены и постановка их на кадастровый учет до настоящего времени не проведены по причине отсутствия средств на эти цели в бюджете администрации Краснокамского городского поселения. Муниципальный заказ по охране, защите, воспроизводству городских лесов <адрес> не размещался по причине отсутствия средств на эти цели. В случае получения требований об устранении указанных нарушений из органов прокуратуры Комитет имущественных отношений и землепользования будет инициировать в администрации и Думе Краснокамского городского поселения финансирование и проведение указанных мероприятий.(л.д.32-33).
Как следует из приемо-сдаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ глава Краснокамского городского поселения принял полевые лесоустроительные работы, выполненные лесоустроительной партией в городских лесах <адрес> в полевой период с 13.11 по ДД.ММ.ГГГГ(л.д.35-36).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № между Пермской лесоустроительной экспедицией(исполнитель) и администрацией Краснокамского городского поселения (заказчик) о том, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение подготовительных и камеральных лесоустроительных работ на площади 2883 га в городских лесах <адрес>(л.д.40-42).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № между Пермской лесоустроительной экспедицией(исполнитель) и администрацией Краснокамского городского поселения (заказчик) о том, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение подготовительных и камеральных лесоустроительных работ на площади 2883 га в городских лесах <адрес> (л.д.37-39).
Из объяснения ФИО13 директора МУ «Краснокамский комитет по охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории <адрес> есть городские леса. Лесоустройство городских лесов 2006 года проводила администрация Краснокамского городского поселения(л.д.45).
Согласно информации из Агентства по природопользованию Пермского края от 28.01.2011 года в соответствии со сведениями государственного лесного реестра Пермского края на территории Краснокамского муниципального района расположены городские леса общей площадью 2862 га.(л.д.46).
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет ФЗ « Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ ( с учетом новой ред.29.12.2010г.). В силу ст.1 ФЗ № 7-ФЗ охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление при родной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Исследовав в совокупности представленные стороной истца доказательств, суд считает, что исковые требования прокурора заявлены обосновано, подтверждаются выше перечисленными доказательствами и подлежат удовлетворению.
Доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что в решении Краснокамского городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что отсутствуют доказательства нахождения объектов лесоустройства на территории Краснокамского городского поселения, суд считает несостоятельными, поскольку судом рассматривались совершенно иные требования прокурора относительно лесоустроительного регламента, в решении суда указано, что суд полагает, что требования о разработке лесохозяйственного регламента заявлены прокурором преждевременно, поскольку в судебном заседании не установлено проведение работ по лесоустройству.
Кроме того, в решении Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует оценка тех доказательств, которые были представлены прокурором в обосновании ныне заявленных требований.
Суд считает также несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что поскольку объекты лесоустройства не находятся в собственности ответчика, в связи с чем у него отсутствуют основания производить какие-либо лесоустроительные работы, так как согласно ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Непринятие администрацией Краснокамского городского поселения мер по охране, защите и воспроизводству городских лесов создает угрозу возникновения лесных пожаров, которые при неблагоприятных метеорологических условиях могут перейти на жилые дома, причинить вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан.
Факт того, что необходимые мероприятия по охране, защите, воспроизводству городских лесов на территории <адрес> ответчиком не проводятся, не оспаривался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Удовлетворить исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края Пермского межрайонного природоохранного прокурора Пермского края.
Возложить обязанность на Администрации Краснокамского городского поселения осуществить мероприятия по организации проведения лесоустройства городских лесов, путем заключения и исполнения муниципального контракта на проведение работ по лесоустройству городских лесов <адрес> в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Журавлева В.М.