о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело 2-467 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Мещеряковой Л.Н.

С участием прокурора Леонтьевой Е.В.

Соистца Мурзина О.В.

Представителя ответчика Болдиной Я.Л.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Мурзина О. В., несовершеннолетней Мурзиной А. О., Мурзина Э. В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма

У с т а н о в и л :

    Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с требованиями о внеочередном предоставлении жилого помещения Мурзину О.В. с несовершеннолетней дочерью Мурзиной А.О., которые имеют право пользования в квартире в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу. В качестве третьего лица указан брат соистца Мурзин Э.В., место проживания которого на момет подачи сика в суд было неизвестно.

    В период подготовки дела к судебному разбирательству место нахождения Мурзина Э.В. было установлено, фактически без определенного места жительства, Мурзин Э.В. был признан третьим лицом с правом подачи искового заявления. Прокурор обратился в его интересах в суд также о предоставлении жилого помещения, поскольку братья Мурзины и дочь одного из них занимают комнату в трехкомнатной квартире на основании договора социального найма и разрешение вопроса о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным необходимо одновременно.

    В обоснование исков указано о том, что многоквартирный дом по <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего времени гражданам, проживающим в аварийном доме, другое жилье не предоставлено. Жилые помещения представляют в доме опасность для жизни и здоровья человека по причине аварийного состояния дома, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

    Просит обязать предоставить Мурзиным жилье площадью не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади и не <данные изъяты> кв.м. – жилой площадью.

    В судебном заседании прокурор требования поддерживала в полном объеме. Указала, что прокурор вносил представление в адрес администрации, но ответ не получен.

     Мурзин О.В. требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что он вместе с женой и ее двумя детьми, а также совместным ребенком проживают в однокомнатной квартире. Проживание в комнате по <адрес> невозможно. Там скопление сырости, 1 этаж, сточные воды, ремонт уже не держится. В квартире сверху был пожар, по вине жильцов, полностью залита кухня. В комнате не проживает с ДД.ММ.ГГГГ., в приватизации не участвовал, в собственности из жилья ничего нет. В доме противоаварийные работы не проводились и не ведутся. В г.Краснокамск он приехал из Златоустья, но там проживают братья, как там оформлено у них жилье, не знает, но у него там права нет, пожтому его мама вселила к себе и зарегистрировала.

    Мурзин Э.В. поддержал иск, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Представитель Администрации Краснокамского городского поселения не оспаривая законность принятия решения о сносе жилого дома, сообщил о графике расселения, а также о сформированном бюджете, в результате администрация на вправе в ближайшее время решить вопрос о финансировании строительства жилья для соистцов.

    О проведении противоаварийных мероприятий до фактического расселения, представитель сказать не могла, подтвердила лишь информацию за ДД.ММ.ГГГГ. – частичный ремонт кровли, замена и утепление завалинки, ремонт пола в помещении кухни одной из квартир.

    Суд полагает, исковые требования подлежат удовлетворению.

    На основании п.8 ст.14 ЖК РФ органы местного самоуправления признают в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

    В соответствии с положениями ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Правительством РФ постановлением от 28.01.2006г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    Согласно п.33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

    Согласно п.34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствии признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

     Право собственности на муниципальное жилье подтверждено и в связи с Законом Пермского края о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Краснокамского муниципального района от 18.12.2006г.

    В силу ордера от ДД.ММ.ГГГГ комната была предоставлена Мурзиной Т.П. Которая первоначально вселила к себе сына Э. в ДД.ММ.ГГГГ.,а затем в ДД.ММ.ГГГГ. и Мурзина О.В. Мурзина Т.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ Мурзина А.О. родилась ДД.ММ.ГГГГ и отцом была зарегистрирована в комнате, что не противоречит требованиям закона, и она приобрела право на жилье даже не вселяясь в него. Представитель Администрации не оспаривал право соистцов на жилое помещение.

    Принимая жилой фонд в муниципальную собственность, администрация города тем самым приняла на себя обязанность по надлежащему содержанию этого фонда.

    При заключении договора социального найма Администрация Краснокамского городского поселения приняла на себя обязательство предоставить нанимателю жилое помещение в надлежащем состоянии.

    Поскольку муниципалитет- Администрация Краснокамского городского поселения взял на себя все правомочия прежнего собственника, он должен нести все его обязанности, в том числе вытекающие из договора найма жилого помещения, включая предоставление благоустроенного жилья в связи с выселением из домов, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу ( ст.384 ГК РФ).

Исходя из ордера и договора, техпаспорта площадь комнаты составляет <данные изъяты> кв.м., общая площадь пропорциональная жилой составляет <данные изъяты> кв.м.

     Заключением межведомственной комиссии, созданной при администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом акта обследования жилого дома, дом по <адрес> является аварийным и подлежащим сносу / л.д.14-15/. Распоряжением главы Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ -р дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

    В силу ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

    В силу ст.86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.    Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

    Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ( п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).

    В судебном заседании сторонами не оспаривался факт того, что спорное жилое помещение находится в доме, признанном аварийным, не пригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции. Поскольку комната для проживания в ней соистцов представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния жилого дома, а также учитывая, и то, что помещение, не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых ( ч.2 ст.15 ЖК РФ), а потому на администрацию Краснокамского городского поселения должна быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.

    Право на получение другого жилого помещения возникает с момента принятия распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

    В силу ст.12, 130 (ч.1) и 132 ( ч.1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

    Полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.1997г. № 20-П, определение от 15.02.2005г. № 17-О и от 05.03.2009г. № 376-О-П).

    При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) ( ст.135-138 Бюджетного Кодекса РФ, п.5 ч.1 ст.55, ст.60,61 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Осуществление права на жилище, как одно из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень ( статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) предполагает обязанность государства в лице органов муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

     В соответствии с постановлением Администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден график расселения физических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Для жителей дома по <адрес> установлен срок расселения ДД.ММ.ГГГГ./ л.д.16/.

В соответствии с пунктом 52 указанного Положения № 47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

    Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

     В судебном заседании со стороны ответчика не представлено доказательств проведения противоаварийных работ. Суд полагает, что проведение в ДД.ММ.ГГГГ. частичный ремонт кровли, замена и утепление завалинки, ремонт пола в квартире , не являются таковыми. Так как согласно заключения о признании дома аварийным отражено : провесы потолков и обрушения штукатурки, перекрытия имеют прогибы, стропила и обрешетка поражены гнилью, полы просадка и зыбкость, перекос и загнивание щелей в притворах оконных проемов.

    Ни один из видов повреждений не подвергался ремонтным работам. К тому же следует учитывать срок, прошедший с момент признания дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ., и срок расселения ДД.ММ.ГГГГ., ничем объективным необоснован. Установление бюджета на каждый год, таким основанием не является.

    В силу ст.89 ч.1 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 ЖК РФ другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

    Соистцы в доме по <адрес> занимают комнату в трехкомнатной квартире, и в силу ст.89 ЖК РФ с учетом требований равнозначности, им должно быть предоставлено для проживания жилое помещение жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м. и общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

    Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

    Обязать администрацию Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района предоставить Мурзину Э. В., Мурзину О. В., несовершеннолетней Мурзиной А. О. жилое помещение на условиях договора социального найма в границах г.Краснокамска, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства применительно к г.Краснокамску, жилой площадью не менее <данные изъяты> кв.м., общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме через Краснокамский суд.

Судья Теплоухова И.М.