о возложении обязанности совершить определенные действия



Дело 2-487 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Мещеряковой Л.Н.

С участием прокурора Загуляева А.В.

Представителя ответчика Хузиной Н.Н.

Представителя третьего лица Треногиной М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ « Вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа » о возложении обязанности совершить определенные действия

У с т а н о в и л :

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Вечерняя (сменная) обшеобразовательная школа» является юридическим лицом, постановка на учет произведена ДД.ММ.ГГГГ, изменения внесены в государственный реестр ДД.ММ.ГГГГ Изменения в Устав МБО « Вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа» утвержден ДД.ММ.ГГГГ

    Школа является муниципальным гражданским некоммерческим учреждением, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Учредителем Школы является администрация Краснокамского муниципального района. Функции учредителя в пределах делегированных полномочий выполняет Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района.

    Основным предметом деятельности Школы является реализация образовательных программ основного общего, среднего ( полного) общего образования.. В Школе могут реализоваться программы компенсирующего обучения.

    Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, возникают с момента выдачи Школе лицензии ( разрешения).

    Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с заявлением о возложении обязанности совершить определенные действия. Основанием иска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц послужили результаты проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания. По результатам проверки был установлен факт осуществления образовательной деятельности образовательным учреждением в период после ДД.ММ.ГГГГ без лицензии.

    Поскольку лицензия по истечении срока прежней, выданной ДД.ММ.ГГГГ, не выдавалась, то ее отсутствие, когда такое разрешение обязательно, наносят ущерб правам и законным интересам граждан, государства и общества.

    В судебном заседании прокурор исковые требования о возложении обязанности на образовательное учреждение получить лицензию на осуществление образовательной деятельности поддержал, срок исполнения решения суда не возражал установить до ДД.ММ.ГГГГ

    Представитель ответчика исковые требования, заявленные с учетом срока ДД.ММ.ГГГГ не признала. Исходя из пояснений, следует, что ответчик признает нарушение законодательства об осуществлении образовательной деятельности без получения лицензии. Причиной не выполнения требований закона явились проблемы с финансирование. Из-за отсутствия денежных средств Школы не могла своевременно своевременно выполнить требования Роспотребнадзора.

    Также, для получения лицензии, необходимо выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими производить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

    Финансирование ремонтных работ школы осуществляется из средств краевого и местного бюджетов. Согласно Постановления администрации Краснокамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ вечерней школе выделена сумма <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе <данные изъяты> т.р.- доля района, а <данные изъяты> т.р.- доля края.

    Вопрос по финансированию расходов на ремонтные работы разрешается на основании решений Земского собрания Краснокамского муниципального района в отношении бюджета района.

    Вопрос финансирования решался неоднократно земским собранием, о чем свидетельствуют решения. Суду представлены решения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ Все решения содержат вопросы реализации регионального проекта « Новая школа».

    На день судебного заседания постановление правительства Пермского края уже принято ДД.ММ.ГГГГ, размер финансирования соответствует запрашиваемым суммам, по дефектной ведомости составленной специалистами УКСа Администрации Краснокамского муниципального района. Для выполнения ремонта в школе необходимо заключение договора подряда со строительной организацией. Выбор строительной организации производится на основании торгов. Вопрос по аукциону решается. Срок выполнения ремонтных работ – <данные изъяты> месяц. После чего будут поданы документы в надзорную организацию на получение лицензии. Срок рассмотрения документов <данные изъяты> месяца. Пакет документов для лицензирования подготовлен, осталось только заключение Роспотребнадзора. Результат рассмотрения документов от школы не зависит, но реальный срок для исполнения требований закона до ДД.ММ.ГГГГ

    Представитель Администрации Краснокамского муниципального района, как учредитель образовательного учреждения у суд не явился.

    Представитель Управления системой образования поддержала позицию представителя школы, полагает реальным сроком для получения лицензии ДД.ММ.ГГГГ Подтвердила факт поступления денежных средств, согласно заявки. Если непредвиденного не произойдет, то данных денежных средств хватит для выполнения требований предписания и СанПиН.

    Суд полагает, с учетом уточнения срока, требования прокурора следует удовлетворить.

    Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с требованиями п. 105 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность по образовательным программам подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

    В силу части 5 ст.8 Закона Пермской области от 12.07.2001г. №1641-282 «Об образовании в Пермской области» общеобразовательные учреждения при наличии соответствующих лицензий имеют право на реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования, специального (коррекционного) образования, профессиональной подготовки, дополнительных образовательных программ.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

    Лицензирование образовательной деятельности также регулируется Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. № 174.

    Заявление о предоставлении лицензии ( переоформлении) на осуществление образовательной деятельности должно подаваться организацией в лицензирующий орган субъекта РФ по месту ее нахождения.

    Порядок лицензирования образовательной деятельности, предусмотренный в ст.33.1 Закона об образовании, вступил в силу с 01.01.2011г. Лицензии, которые были выдан до 01.01.11г. на определенный период сохраняли свое действие до истечения указанного в них срока ( п.2 ст.10 закона № 293-ФЗ) C 01.01.2011г. и до истечения срока действия ранее выданные лицензии должны быть переоформлены, после чего будут действовать бессрочно ( п.3 ст.10 закона № 293-ФЗ).

    В судебном заседании установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение « Вечерняя ( сменная) общеобразовательная школа » в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела лицензию на образовательную деятельность / л.д.7/.

    В связи с изменениями законодательства образовательное учреждение стало муниципальным бюджетным образовательным учреждением, изменения в устав утверждены ДД.ММ.ГГГГ / л.д.8-24/.

В соответствии с пунктом 1.7 устава Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.

Школа приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента получения лицензии (пункт 1.8 устава).

Согласно пунктам 1.5 устава основным предметом деятельности учреждения является реализация образовательных программ основного общего, среднего ( полного) общего образования.

В судебном заседании не оспаривалось сторонами, что после окончания срока лицензии, школа продолжала осуществлять образовательный процесс в том же помещении.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что образовательная деятельность осуществляется ответчиком с нарушением требований Закона РФ «Об образовании», предусматривающим осуществление образовательного процесса только при наличии лицензии.

В соответствии с ч.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Исходя из нормативного регулирования лицензирования, получение лицензии является правом, однако определяющее значение имеет то обстоятельство, что образовательное учреждение может осуществлять свою деятельность только в соответствии с действующим законодательством. Поскольку вечерняя школа осуществляет и намерена осуществлять свою деятельность, то именно по этой причине, требования прокурора о возложении обязанности по получению лицензии на образовательную деятельность суд признает обоснованными.

Продолжение осуществление образовательной деятельности без лицензии влечет невозможность создания условий, гарантирующих безопасность жизни и здоровья детей в образовательном учреждении.

По поводу срока исполнения решения, суд признает обоснованными доводы представителей ответчика и Управления системой образования о необходимости времени для получения заключения в Роспотребнадзоре о соответствии у соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям при осуществлении образовательной деятельности ( п.5 Положения № 174 от 16.03.2011г.), в частности наличие в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

    Согласно исследованных в судебном заседании документов следует, что вопрос о финансировании расходов на Школу, в том числе и для выполнения Предписания Роспотребнадзора разрешен ДД.ММ.ГГГГ

     С учетом требований проведения аукциона, для его проведения необходимо время. Также необходимо время для выполнения договора подряда не менее <данные изъяты> месяца. С учетом времени на получение заключения надзорных органов, рассмотрения вопроса получения лицензии, реальный срок для исполнения решения- ДД.ММ.ГГГГ

    В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

    Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

    Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа » получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в месячный срок через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья Теплоухова И.М.