о признании права собственности



Дело 2-197 ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Мещеряковой Л.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску Дементьевой Г. А. о признании права собственности на недвижимое имущество – домовладение

     У с т а н о в и л :

    Дементьева Г.А. обратилась в суд с исковыми требованиями о признании за ней права собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> холодных пристроев, котельной, гаража, <данные изъяты> бань, <данные изъяты> туалетов, <данные изъяты> навесов, сарая, конюшни, ямы овощной, предбанника, забора, колодца.

    В заявлении указала, что в ДД.ММ.ГГГГ работала на Пермской дистанции службы пути Свердловской железной дороги, где ей был предоставлен земельный участок под строительство жилого дома.

    В ДД.ММ.ГГГГ она построила дом, однако документы не оформила. Домовладение поставлено на технический учет, имеет адресный ориентир. За объект недвижимости она платит налоги, зарегистрирована и проживает в жилом доме.

    В судебное заседание истица не явилась, направила в суд заключение эксперта о возможности эксплуатации жилого дома.

    Представитель Администрации Краснокамского муниципального района на протяжении всей подготовки по делу просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Предоставил информацию о том, что администрация не обладает сведениями о собственности на земельный участок, на котором расположен дом Дементьевой Г.А. / л.д.67/. В отзыве указано о возможности удовлетворения требований Дементьевой Г.А., если в процессе рассмотрения дела будут представлены доказательства предоставления земельного участка для строительства жилого дома / л.д.45-46/.

    Судом привлекалась в качестве соответчика Администрация Оверятского городского поселения, в качестве третьего лица правопреемника СЖД – ОАО « Российские железные дороги» Пермское отделение- структурное подразделение.

    Представитель ОАО « РЖД» (Пермский регион, филиал ОАО « РЖД» Свердловская железная дорога) просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве отражено, что ОАО « РЖД» создано в ДД.ММ.ГГГГ. Имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта были переданы в качестве вклада в уставный капитал на основании Сводного передаточного акта. В указанный акт домовладение, расположенное по адресу – <адрес>, не включено, следовательно, не было передано в уставный капитал вновь созданного акционерного общества.

    ОАО « РЖД» является вновь созданным юридическим лицом, по отношению к организации федерального железнодорожного транспорта является сингулярным правопреемником, ответственность которого ограничена объемом переданного в уставный капитал имущественного комплекса. Спорное домовладение не является собственностью ОАО «РЖД». В ОАО « РЖД» отсутствуют документы о выделении земельного участка Дементьевой Г.А. Первоначально представителю не удалось установить доказательства трудовых отношений истицы с организацией федерального железнодорожного транспорта.

    Вопрос о признании права собственности Дементьевой Г.А. на домовладение просит решить на усмотрение суда / л.д.41-43/. В дальнейшем добавил: границы полосы отвода уточнялись по результатам межевания полосы отвода при заключении договоров аренды с ТУ Росимуществом по Пермскому краю. Собственником полосы отвода является Российская Федерация / л.д.68, в районе поселка Оверята земельный участок полосы отвода кадастровый номер . Вывод о местонахождении спорного земельного участка относительно границ участка полосы отвода сделать невозможно./л.д.69/.

Представитель Администрации Оверятского поселения отзыв по иску не направил, сообщил, что орган местного самоуправления в целях учета личных подсобных хозяйств на территории поселения осуществляет ведение Похозяйственных книг. Ведение книг осуществляется на бумажных носителях. Книги закладываются на 5 лет на основании правового акта руководителя органа местного самоуправления. По истечении 5летнего периода, принимается решение о перезакладке книг. В настоящее время в администрации имеется единственный документ- Похозяйственная книга за ДД.ММ.ГГГГ.

    Судом привлечена была Пермская дистанция пути ОАО « РЖД» и в качестве соответчика ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.

    В отзыве представителя Федерального агентства указано о несогласии с иском. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> является собственностью Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлен ОАО « РЖД» по договору аренды . Земельный участок для строительства Дементьевой Г.А. не отводился, документов, подтверждающих то, что строительство произведено непосредственно истцом, не представлено. Полагает, домовладение является самовольной постройкой.

    Представитель филиала ОАО « РЖД» Свердловская железная дорога в суд не явился, по телефонограмме просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с учетом мнения, высказанного представителем Пермского региона, который действует по доверенности.

    Суд полагает, исковые требования подлежат удовлетворению.

    В силу ст.218 ч.1 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу ст.115 ГК РСФСР к собственности граждан относились жилые дома, другие постройки, основанные исключительно на личном труде этих граждан и членов их семей.

Согласно представленных истицей документов- жилой дом, на который заявляется право собственности, имеет адресный ориентир ( почтовый адрес), расположен в <адрес>, стоит на техническом учете с постройками. Год возведения объекта ДД.ММ.ГГГГл.д.7/. На данный дом заведена похозяйственная книга в ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям архивного фонда по данному адресу значится хозяйство Дементьевой Г. А., которая являлась главой хозяйства, работала монтером пути. Хозяйство относилось к <адрес> км./ л.д.54/. В доме были зарегистрированы муж Дементьев М.В., сын Дементьев С.М. Первыми зарегистрировались Дементьева Г.А. и Дементьев М.В. – с ДД.ММ.ГГГГ / л.д.51-52/. При этом почтовый адрес первоначально был указан « <адрес>». Также временно проживал Лунин Ю.Г, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., выбыл в <адрес>.

Установить на каком основании были зарегистрированы в доме истица с семьей, кем и когда установлен адресный ориентир в судебном заседании не представилось возможным. Представитель Оверятского городского поселения не смог ответить на данный вопрос.

В выписках из похозяйственной книги адреса указаны то <адрес>, то пл.<адрес>.

Согласно свидетельств о смерти Дементьев М,В. умер ДД.ММ.ГГГГ, Дементьев С.М. умер ДД.ММ.ГГГГ/ л.д.58-59/.

Представитель Росимущества в отзыве высказал сомнение в том, что данное домовладение возводилось истицей. Однако доказательств принадлежности имущества иным лицам, муниципалитету, организациям не представлено. Данное домовладение не находится в муниципальной собственности, представитель ОАО РЖД отрицает принадлежность домовладения РЖД. В техническом паспорте на домовладение собственник не отражен.

Истицей в качестве доказательства принадлежности домовладения представлены многочисленные страховые свидетельства личной собственности « дом жилой», с отметкой места работы « Пермская дистанция пути» на имя Дементьевой Г.А. Самое раннее свидетельство датировано ДД.ММ.ГГГГ

Согласно копии трудовой книжки Дементьева ( Лунина,Русакова) с ДД.ММ.ГГГГ работала в Пермской дистанции пути Свердловской ЖД ( 7 околодок ст.Оверята), уволена ДД.ММ.ГГГГ/ л.д. 16/. Данный факт подтвержден и архивной справкой филиала – ОАО РЖД Свердловская железная дорога службы управления делами сектор архива / л.д.70/

    Истицей суду представлен « План привязки жилого дома Дементьевой на <адрес>. в полосе отвода Свердловской ж.д.» / л.д.60/. Согласно плана участок расположен между станциями <адрес>. Домовладение располагаться должно на расстоянии <данные изъяты> м. от железнодорожного полотна в полосе отвода, которая составляет <данные изъяты> м. План согласован руководителем ПЧ-2 ДД.ММ.ГГГГ Представлено также заключение по проекту строительства от ДД.ММ.ГГГГ Из которого следует, что план разработан в ПЧ-2 ст.Пермь 2 частного дома, место строительства 1405 км в полосе отвода СЖД. По проекту было дано экспертное заключение. Указано « на основании СНиП 11-к.2.62 строительство частного дома на <адрес> км. на расстоянии <данные изъяты> м. от железнодорожного полотна разрешено строительство при условии: произвести посадку низкорослых и выносливых деревьев между домом и железнодорожным полотном на расстоянии 15 м. от дома» /л.д.8/

В соответствии с положениями статьи 109 ГК РСФСР (утвержденного ВС РСФСР 11.06.1964г. - в редакции, действующей на момент постройки указанного жилого дома) гражданин, построивший жилой дом или часть дома без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил, не вправе распоряжаться этим домом или частью дома - продавать, дарить, сдавать внаем и т. п. По решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов такой дом или часть дома сносятся гражданином, осуществившим самовольное строительство, или за его счет, либо по решению суда могут быть безвозмездно изъяты и зачислены в фонд местного Совета народных депутатов.

Согласно статьи 222 ныне действующего Гражданского Кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Учитывая наличие плана привязки жилого дома, заключение по строительству дома следует признать, что в данном случае спорный жилой дом был построен на земельном участке, специально отведенном именно для этих целей.

Тот факт, что ПЧ-2 не могло предоставлять земельный участок, сам по себе не может повлиять на отказ в защите прав Дементьевой Г.А. на созданный объект недвижимого имущества, тем более что с ДД.ММ.ГГГГ местные органы власти, СЖД, а затем и РЖД требования о его сносе как самовольной постройки не выдвигали, а лица, проживающие в нем, регистрировались по месту своего жительства органами муниципальной власти.

Согласно техническому заключению специализированной организации жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ж/д является объектом капитального строительства, пригодно для круглогодичного проживания, соответствует требованиям СНиПов и СанПиНов при возведении жилого дома. Дом отвечает требованиям СНиП 31-02-2001 « Дома жилые одноквартирные» и СанПиН 2.1.2.2645-10 « санитарные эпидемиологическине требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Жилое строение, расположенное по адресу: <адрес> км.СЖД не является помехой при движении поездов по расположенной вблизи железной дороге.

Представитель отдела надзорной деятельности по Краснокамскому муниципальному району проведя проверку соответствия требованиям пожарной безопасности строения по <адрес>, нарушений норм и требований пожарной безопасности, в части противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями не выявил.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что данный жилой дом может рассматриваться как объект гражданского права, который может находиться в обороте (ст.ст.128-129 ГК РФ).

Согласно п.п. 8,12,16 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц, в полосе отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям не допускается разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности. Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим лицам для различных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения. Временным пользователям в пределах полосы отвода не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.

    При этом следует учесть, что на возведение капитальных строений не ухудшающих видимость железнодорожного пути и не создающих угрозу безопасности движения, в законе запрета нет.

Согласно ст. 87 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые расположены за чертой поселения и используются для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов транспорта. Ранее отнесение земли к землям транспорта производилось с учетом п.2 Положения о землях транспорта, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 № 24, ст.83 ЗК РСФСР, ст.5 ФЗ РФ « О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.1995г. № 153-ФЗ.

Из ст. 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» следует, что полоса отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Согласно п. 6.8. СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» жилую постройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать различные объекты. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Вместе с тем, до принятия действующего Земельного кодекса Российской Федерации отношения по использованию земель транспорта регулировались Положением о землях транспорта, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 г. N 24.

Согласно п.6 данного Положения земли транспорта могли предоставляться во временное пользование колхозам, совхозам, другим государственным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам - для сельскохозяйственных целей, отдельным категориям работников транспорта - под служебные земельные наделы, гражданам - для выпаса скота и сенокошения.

Данные нормативные акты подтверждают достоверность позиции истицы о предоставлении ей земельного участка для строительства жилого дома.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом ж.д. транспорта» № 29-ФЗ от 27.02.2003г. земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.

Пункт 1 ст. 8 Закона относит к объектам, ограничиваемым в обороте, в том числе и магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте – так называемая полоса отвода.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" Правительство Российской Федерации приняло постановление № 264 от 29.04.06 г. ( в редакции от 04.04.2011г.) «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», пунктом 4 которого на арендатора (ОАО «РЖД») возложено обязательство передавать часть арендованного земельного участка в субаренду собственникам расположенных на этом участке зданий, строений, сооружений по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка.

Таким образом земельный участок под домовладением Дементьевой Г.А. может быть предоставлен в субаренду и для этого необходимо обращаться в ОАО «РЖД». Право ОАО РЖД на передачу арендованных им земельных участков в полосе отвода в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственном ведении расположенные на этом участке здания, строения, сооружения, при наличии согласия арендодателя – Управления Росимущества подтверждается п.4.3.2 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

    На момент возведения строения – ДД.ММ.ГГГГ. действовало Положение о землях, предоставленных транспорту, утвержденное Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.12 Положения, земли, предоставленные транспорту, используются надлежащими органами транспорта или непосредственно в целях, указанных в ст.2, или же путем предоставления участков земли другим ведомствам и организациям на договорных началах: …в) для удовлетворения жилищно-строительных, хозяйственных и культурных нужд рабочих и служащих транспорта.

    Учитывая изложенное, следует признать, что выдача разрешения на строительство в полосе отвода жилого дома с постройками Дементьевой Г.А. в ДД.ММ.ГГГГ не противоречило действовавшему законодательству.

Согласно абзацам первому и второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Кодекса содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.

Как указано выше в решении в силу пункта 4 статьи 87 Кодекса земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.

Пунктом 2 статьи 90 Кодекса предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Из приведенных норм следует, что Кодекс не содержит запрета на передачу в аренду гражданам и юридическим лицам свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, оговаривая возможность заключения таких договоров аренды использованием земельных участков в определенных целях и с соблюдением требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Отсутствует указанный запрет и в иных федеральных законах.

Учитывая, что истицей представлены доказательства того, что расположенное домовладение в полосе отвода не создает препятствий для движения поездов, отсутствует угроза безопасности движения и ухудшения видимости железнодорожного пути, капитальное строение соответствует требованиям санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, обеспечивающих возможность безопасной эксплуатации здания, земельный участок, на котором расположено домовладение в соответствии с нормами закона может быть предоставлен в субаренду ОАО « РЖД» от представителей которого возражений не высказано, то у суда имеются основания для признания за Дементьевой Г.А. право собственности.

Главным положением Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская Конвенция), содержащим гарантию имущественных прав физических и юридических лиц, является статья 1 Дополнительного протокола (Протокола № 1), которая сформулирована следующим образом:

Каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Государство в целях защиты публичного порядка должно контролировать условия использования собственности, не допуская при этом нарушения имущественных прав частных лиц.

    Суд полагает, что поскольку истица возвела строение – домовладение с постройками с согласия должностных лиц структурного подразделения Свердловской железной дороги, ею затрачены средства для возведения объекта недвижимости, данным объектом она пользовалась на протяжении более 35 лет, дом для нее стал единственным местом жительства, на протяжении всего времени ни собственник земельного участка, ни представитель железной дороги претензий по поводу размещения в полосе отвода частного домовладения Дементьевой не предъявляли, с учетом законодательства земельный участок может быть предоставлен в субаренду, у суда нет оснований для отказа в иске. То обстоятельство, что земельный участок на котором возведено строение не стоит на кадастровом учете, его границы не определены, не является препятствием к рассмотрению иска. Постановка на кадастровый учет возможна при решении вопроса об аренде.

    Истица, заявляя требования полагает, что дом находится в полосе отвода, иных данных в судебное заседание не представлено. В качестве ответчика по делу принимает участие и администрация Краснокамского муниципального района, с полномочиями в отношении земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена. Со стороны данного органа возражений по оформлению участка под домом, в случае не нахождения дома в настоящее время не в полосе отвода, не поступило. А потому признание права собственности на домовладение с постройками не затрагивает права Росимущества и муниципалитета района.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

    Признать за Дементьевой Г. А. право собственности на домовладение : жилой дом, общая площадь <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м с постройками, расположенный по адресу <адрес>.

    Решение является основанием для регистрации права собственности за Дементьевой Г.А.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья Теплоухова И.М.