Дело 2-557 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Мещеряковой Л.Н.
С участием помощника природоохранного прокурора Мальцева А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Оверятского городского поселения о ликвидации несакционированной свалки
У с т а н о в и л :
Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ на территории Оверятского городского поселения на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном справа от автодороги <адрес>, географические координаты N № № зафиксирована несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов.
Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с требованием о ликвидации несанкционированной свалки. Поскольку было установлено, что свалка состоит из отходов, относящихся к № классу опасности согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом МПР РФ от 02.12.2002г. № 786, а также заключений о классе опасности отхода для окружающей среды. Отходы размещены навалом в виде куч и гряд на почве, часть отхода темного цвета спланирована на дороге, ведущей в д.<адрес>. Для выполнения обязанности по ликвидации свалки предлагает установить один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора требования поддержал. Пояснил, что он лично участвовал в проверке в ДД.ММ.ГГГГ. и видел свалку, место расположение и из чего она состоит. Непосредственно перед судебным заседанием он проехал в месте свалки и установил, что на земельном участке и на день суда размещены отходы песочного цвета и отходы темного цвета, предположительно гипс. Часть отходов вывезено. Одновременно с этим на указанном земельном участке размещены полиэтиленовые черные пакеты с содержимым, которое не известно. Полагает, что представители администрации, указывая в акте о ликвидации свалки лукавят, так как не все, что было установлено ДД.ММ.ГГГГ убрано. На заявленных требованиях в связи с тем, что свалка до конца не ликвидирована поддерживает. Пояснил, что на момент составления акта в присутствии главы администрации, последним не сообщалось о принятых мерах к ликвидации свалки, о том, что издавались уже какие-то распоряжения.
Представитель администрации в суд не явился. В суд направлено возражение, в котором представитель указывает на то, что свалка ликвидирована посредством вывоза отходов производства и потребления в объеме <данные изъяты> кв.м. на Бекрятский карьер ТБО. Направлено в суд постановление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предусмотрены мероприятия в целях проведения санитарной уборки и наведения санитарно-экологического порядка на территории Оверятского городского поселения. Представлен акт о проведении проверки на предмет ликвидации несанкционированной свалки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано о том, что « ранее образованная на указанном земельном участке несанкционированная свалка ликвидирована посредством вывоза отходов производства и потребления в объеме <данные изъяты> кв.м. на Бекрятский карьер ТБО».
Суд полагает, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Частью 1 ( п.18) ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Статьёй 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Устав муниципального образования Оверятское городское поселение Краснокамского муниципального района к полномочиям поселения отнесены :
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ( п.п.8,18 ст.6)
Таким образом, администрация Оверятского поселения с одной стороны как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны – органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
В силу п.1.16 Правил благоустройства и содержания территории Оверятского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ( с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) орган местного самоуправления обязан обеспечить ликвидацию свалок на закрепленных территориях, возникающих стихийно. В случае несвоевременной ликвидации стихийных свалок как виновниками их возникновения, так и владельцами территорий, соответствующие органы самоуправления могут привлекать для ликвидации таких свалок специализированные предприятия на договорных условиях, с отнесением, в установленном порядке, расходов по ликвидации свалок на виновников их возникновения или владельцев территорий.
В судебном заседании установлено, что на территории Оверятского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ образовалась несанкционированная свалка / л.д.6/. ПО заключениям химико-аналитической лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ в отборе « отхода песочного цвета» в соответствии с « Критерием отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» по кратности разведения водной вытяжки – на водорослях -5, на дафниях- 7,14 относится к четвертому малоопасному классу опасности для окружающей среды, опасные свойства – токсичность. В отборе « отход темного цвета» опасные свойства – токсичность установлена, относится также к четвертому малоопасному классу опасности для окружающей природной среды / л.д.12-13/.
Из отзыва и направленных в суд документах представителя ответчика не усматривается оспаривание наличия на момент проверки несанкционированной свалки. Однако на момент рассмотрения дела, фотографии, подтверждающие ликвидацию свалки в полном объеме, не представлены. Из фотографий, представленных прокурором усматривается наличие не до конца убранной несанкционированной свалки и появлению дополнительного мусора в мешках.
Из телефонограммы начальника отдела ЖКХ и благоустройства администрации Оверятского городского поселения Важенина В.П. следует, что на день суда действительно появились новые кучи мусора, но после составленного акт от ДД.ММ.ГГГГ
Сомнения, высказанные помощником прокурора в судебном заседании по поводу полной ликвидации свалки, обнаруженной ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не оспорены. Так, согласно акта и справки, по результатам проверки следует, что на территории несанкционированной свалки объем отходов составлял более <данные изъяты> куб.м., тогда как по акту от ДД.ММ.ГГГГ убрано в объеме всего <данные изъяты> ( видно опечатка в акта так как указано в измерении «кв.м») куб.м.
Поскольку установлен факт неисполнения органом местного самоуправления своих обязанностей в области организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Доказательств того, что земельный участок, на котором зафиксирована несанкционированная свалка, находится в собственности иных лиц, представителем ответчика на момент рассмотрения дела не представлено. А кроме того, на территории Оверятского городского поселения к полномочиям администрации отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории этого муниципального образования до разграничения государственной собственности на землю.
В силу ст.206 ч.2 ГПК РФ в случае, если судом принимается решение обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В решении разъясняется также о том, что если решение не исполняется без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя органа местного самоуправления, предусмотренные федеральным законом меры.
Суд полагает месячный срок является разумным и исполнимым. Руководствуясь ст.ст.194-198,199, 206 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования « Оверятское городское поселение» Краснокамского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную справа от автодороги <адрес>, географические координаты N № №
Срок исполнения решения суда установить в 01 ( один) месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в месячный срок через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Теплоухова И.М.