№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск 09 августа 2012 года
Краснокамский суд Пермского края
в составе председательствующего Харитоновой Е.Б.,
при секретаре Бикмухаматовой Л.М.,
с участием прокурора Загуляева А.В.
представителя ответчика Дубовой Е.В,
представителя третьего лица Треногиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Конец-Борская основная образовательная школа» о возложении обязанности совершить определенные действия
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Краснокамска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Конец-Борская основная общеобразовательная школа" (далее МБОУ "Черновская ООШ") совершить определенные действия. Требования мотивированы следующим. В результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания был установлен факт осуществления образовательной деятельности образовательным учреждением в период после ДД.ММ.ГГГГ без лицензии. Поскольку лицензия по истечении срока прежней, выданной ДД.ММ.ГГГГ, не выдавалась, то ее отсутствие, когда такое разрешение обязательно, наносят ущерб правам и законным интересам граждан, государства и общества. Просил возложить обязанность на ответчика получить лицензию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал. Принимая в внимание характер спорного правоотношения, просил срок исполнения решения суда установить до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика исковые требования, заявленные прокурором с учетом срока, указанного им в судебном заседании - ДД.ММ.ГГГГ, признала. Пояснила, что ответчик признает нарушение законодательства об осуществлении образовательной деятельности без получения лицензии. При этом пояснила, что лицензия не была получена в срок в связи с недостатком финансирования, длительной процедурой согласования, выделения денежных средств, которые выделены и к ДД.ММ.ГГГГ года планируется, выполнив требования, получить указанную лицензию. Ранее Предписание, выданное Пожнадзором выполнено, выполнена и часть предписания, выданного Роспотребнадзором. Поскольку лицензия закончилась в ДД.ММ.ГГГГ года, выпускники получали аттестаты в школе №, имеющей лицензию, а потому негативных оследствий для них не наступило.
Представитель Администрации Краснокамского муниципального района, как учредитель образовательного учреждения у суд не явился.
Представитель Управления системой образования поддержала позицию представителя школы, полагает реальным для получения лицензии установить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Подтвердила факт поступления денежных средств, согласно заявки. Если непредвиденного не произойдет, то данных денежных средств хватит для выполнения требований предписания.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд с учетом уточнения срока, полагает возможным заявленные прокурором требования удовлетворить.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с требованиями п. 105 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность по образовательным программам подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
В силу части 5 ст.8 Закона Пермской области от 12.07.2001г. №1641-282 «Об образовании в Пермской области» общеобразовательные учреждения при наличии соответствующих лицензий имеют право на реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования, специального (коррекционного) образования, профессиональной подготовки, дополнительных образовательных программ.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Лицензирование образовательной деятельности также регулируется Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г. № 174.
Заявление о предоставлении лицензии (переоформлении) на осуществление образовательной деятельности должно подаваться организацией в лицензирующий орган субъекта РФ по месту ее нахождения.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, предусмотренный в ст.33.1 Закона об образовании, вступил в силу с 01.01.2011г. Лицензии, которые были выдан до 01.01.11г. на определенный период сохраняли свое действие до истечения указанного в них срока ( п.2 ст.10 закона № 293-ФЗ) C 01.01.2011г. и до истечения срока действия ранее выданные лицензии должны быть переоформлены, после чего будут действовать бессрочно ( п.3 ст.10 закона № 293-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Конец-Борская основная общеобразовательная школа" является юридическим лицом. Устав МБОУ «Конец-Борская ООШ" утвержден ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым школа является некоммерческой организацией, не имеющей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Учредителем Школы является администрация Краснокамского муниципального района. Функции учредителя в пределах делегированных полномочий выполняет Управление системой образования администрации Краснокамского муниципального района (л.д. 6-40).
Основным предметом деятельности Школы является реализация образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования. В Школе могут реализоваться программы специального (коррекционного) обучения.
МБОУ "Конец-Борская ООШ" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела лицензию на образовательную деятельность.
Согласно пункту 1.12 устава основным предметом деятельности учреждения является реализация образовательных программ, обеспечение воспитания, обучения и развития обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
В судебном заседании не оспаривалось сторонами, что после окончания срока лицензии, школа продолжала осуществлять образовательный процесс в том же помещении. Исключение составили вопросы итоговой аттестации и получение свидетельств об образовании от имени органа, имеющего лицензию.
Факт нарушения законодательства Школой подтвержден и судебным решением о привлечении ответчика к административной ответственности (л.д.43).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что образовательная деятельность осуществляется ответчиком с нарушением требований Закона РФ «Об образовании», предусматривающим осуществление образовательного процесса только при наличии лицензии.
В соответствии с ч.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Исходя из нормативного регулирования лицензирования, получение лицензии является правом, однако определяющее значение имеет то обстоятельство, что образовательное учреждение может осуществлять свою деятельность только в соответствии с действующим законодательством. Поскольку ответчик осуществляет и намерена осуществлять и далее свою деятельность, то именно по этой причине, требования прокурора о возложении обязанности по получению лицензии на образовательную деятельность являются обоснованными. Продолжение осуществление образовательной деятельности без лицензии влечет невозможность создания условий, гарантирующих безопасность жизни и здоровья детей в образовательном учреждении.
Рассматривая требования прокурора в части установления срока исполнения решения, суд признает обоснованными доводы представителей ответчика и Управления системой образования о необходимости времени для получения заключения в Роспотребнадзоре о соответствии у соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям при осуществлении образовательной деятельности ( п.5 Положения № 174 от 16.03.201 года), именно, наличие в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
Согласно исследованных в судебном заседании документов следует, что вопрос о финансировании расходов на ответчика, в том числе и для выполнения Предписания Роспотребнадзора ко дню рассмотрения настоящего дела разрешен, ведутся работы по его исполнению в полном объеме, что нашло отражение в представленных ответчиком Соглашении о совместной деятельности, направленной на реализацию мероприятий приоритетного регионального проекта "Новая школа" (л.д. 85), Постановлении Правительства Пермского края от 18.06.2012 года "Об утверждении общего объема расходов" (л.д. 89).
. С учетом времени на получение заключения надзорных органов, рассмотрения вопроса получения лицензии, реальный срок для исполнения решения ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Конец-Борская основная общеобразовательная школа» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в месячный срок через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Харитонова Е.Б.