Дело №ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Мещеряковой Л.Н.
С участием прокурора Шмелева И.В.
Соистца Соколова Н.С.
Третьего лица Поповой М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Соколова Н.С. к Администрации 1, Правительству о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности произвести оплату расходов
У с т а н о в и л :
Заочным решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав Соколова Т.Е. и Соколов С.Ю. в отношении своих детей дочери Евгении и сына Никиты, ДД.ММ.ГГГГг.рождения.
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с заявлением о возложении обязанности по предоставлению жилья Соколову Н.С., который в ДД.ММ.ГГГГ. закончил профессиональный лицей №, жилого помещения не имеет, состоит в очереди на получение жилья как ребенок сирота. Кроме того, просит обязать Правительство произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет Администрации 1 для приобретения жилья Соколову Н.С.
В судебном заседании прокурор требования поддерживал в полном объеме.
Соколов Н.С. требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что помнит о том, как семья проживала в квартире по <адрес>. Мама говорила, что купила данную квартиру. Иных жильцов в квартире не проживало. Потом его и сестру забрали в детский дом. Он зарегистрирован в квартире по <адрес>. Сестре от администрации дали комнату. У него жилья нет. Вынужден проживать у сестры.
Представитель Администрации 1 в суд не явился, ранее в судебном заседании по иску возражала, полагала, что Соколов не утратил право на жилое помещение по <адрес>, которое признано непригодным.
Представитель Правительства о дне слушания дела извещен, по требованиям возражал. В отзыве указано о том, что Краснокамскому муниципальному району выделено <данные изъяты> тыс. рублей. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. В отношении Соколова Н.С. полагает, что он не имеет права на обеспечение жилой площадью. За ним было закреплено жилье по <адрес>. Полагает, что Соколов не лишен права обращаться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям, раз дом признан непригодным для проживания / л.д.68-71/.
Представитель Министерства 1 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя по требованиям возражает, поддерживает позицию Правительства. Требования в части возложения обязанности на Правительство выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Соколова являются неправомерными и не подлежат удовлетворению. Субсидии перечисляются органам местного самоуправления, которые используют полученные средства на приобретение, строительство реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий / л.д.78-81/.
Представитель Министерства 2 также просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Министерства 1 распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и лиц из их числа исходя из количества детей-сирот. Таким образом, нормативными правовыми актами возложена обязанность на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа по предоставлению жилых помещений только в отношении указанной категории лиц. ТО обстоятельство, что истица имеет ребенка, не имеет юридического значения для дела, так как расчет размера субсидии и площади предоставляемого жилого помещения производится на 1 человека. Порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает передачу средств краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета органу местного самоуправления. Тем самым на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом орган местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, используя полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот приобретают жилые помещения с соблюдением определенных условий.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края на текущий финансовый год.
Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили и отсутствует распоряжение Правительства, Министерство 2 не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства.
Органы местного самоуправления использую полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
В 2010г. на основании распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-рп муниципальному образованию « Краснокамский муниципальный район» для приобретения жилья указанной категории были перечислены <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. Считает, что требования в части возложения обязанности на Правительство выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Соколова являются неправомерными и не подлежат удовлетворению./ л.д 31-34,78-81//.
Представитель Министерства 1 в требованиях просит отказать, полагает, что у Соколова не возникло право требования жилого помещения, так как за ним закреплено жилье по <адрес> / л.д.92-93/.
Представитель Администрации 2 в отзыве указал, что Соколов Н.С. имеет право на предоставление для него благоустроенного жилого помещения по договору социального найма как ребенок сирота. / л.д.36-38/.
В судебном заседании представитель поясняла, что у Соколова нет закрепленного жилья. Основания для предоставления жилья в связи со сносом у него нет. Он не является членом семьи Поповой, которой выдан ордер на жилое помещение по <адрес> и которая зарегистрирована в данной квартире. Как был прописан в квартире Соколов Н.С. непонятно.
Привлеченная к участию в процессе Попова М.В., которая имеет право постоянного пользования в квартире по <адрес>, с требованиями прокурора согласна. Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ по обмену она получила жилье по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. у нее родилась дочь. В ДД.ММ.ГГГГ она сошлась с мужчиной, с которым снимали комнату на <адрес>. Он болел туберкулезом, поэтому проживали рядом с противотуберкулезным диспансером. После его смерти она вернулась в Запальту, глде расположен дом по <адрес>. В квартире не было окон. Из начисления по коммунальным платежам увидела, что зарегистрировано 9 человек. Она пошла в ЖКО и пыталась узнать откуда прописанные лица. Ей сказали, что якобы была сделка купли-продажи. Позднее узнала, что Соколова с Каменских ( дочерью) осуждены в Узбекистане. С ДД.ММ.ГГГГ. она жила по <адрес>. Просила сделать ремонт в квартире, т.е. жить было опасно. Когда обвалился потолок, она стала снимать жилье. В ДД.ММ.ГГГГ была в администрации поселения, ей сказали, что ее обеспечат жильем. У нее с дочерью другого жилья нет. Как оказались Соколовы в ее квартире она не знает, их не видела, к себе не прописывала. С ДД.ММ.ГГГГ. за жилье по <адрес> не платила.
Прокурор в заключении полагал, что требования должны быть удовлетворены в полном объеме.
Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Соколову Н.С. вне очереди подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.
Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.
В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.
Судом установлено, что Соколов Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ находился в Крансокамском Доме детства / л.д.49/. Его родители были лишены родительских прав на основании решения Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ / л.д.9/. Соколова Т.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ / л.д.8/. На основании справки профессионального лицея №, Соколов Н.С. отчислен из лицея с ДД.ММ.ГГГГ / л.д.10/.
На основании распоряжения Главы самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ Соколов Н.С. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, во внеочередной список <данные изъяты> / л.д.12/, так как ранее закрепленное жилое помещение признано непригодным для проживания / л.д.12/.
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ квартира по <адрес> не пригодна для проживания /л.д.11/. Согласно акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ непригодным для проживания признан весь дом по <адрес> / л.д.97-100/. Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным и подлежащим сносу / л.д.46/. Главой администрации от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки отселения физических лиц из домов, признанных аварийными. Дом по <адрес> подлежит расселению в 2010г./ л.д.47/.
Несмотря на возражения представителя Администрации 1, которая полагает, что Соколов должен быть обеспечен жильем в связи с признанием дома аварийным, суд данные доводы не может признать обоснованными. В судебном заседании факт приобретения права пользования квартирой по <адрес> Соколовым Н.С. не установлен, а потому данное жилое помещение нельзя рассматривать как жилье которое закреплено за Соколовым, а его обеспеченным жилым помещением.
Согласно актовой записи о рождении Соколова Н.С., его мама с ДД.ММ.ГГГГ проживала в общежитии в <адрес> / л.д.61/.
Отец Соколов С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован в <адрес>. Однако в дальнейшем данное жилое помещение на основании сделок перешло в собственность иных граждан.
Соколова Т.Е. ( она же Смирнова, Каменских) периодически была зарегистрирована в квартире по <адрес>. В данной квартире был зарегистрирован и Соколов Н.С./ л.д.83-85/. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора приватизации квартиры перешла в собственность Соколовой Т.Е., ее детей, в том числе и Соколова Н.С. / л.д.110/. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры была продана. На счет детей должны были быть переведены денежные средства / л.д.111/. В настоящее время квартира многократно о сделкам переходила в собственность физических лиц.
Согласно сведений из банка, установить лицевйо счет на который перечислялись денежные средства, не представилось возможным.
Как пояснил Соколов, мама со сберкнижек снимала деньги для проживания.
Согласно искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ родители Соколова проживали по <адрес> / л.д.62/. Весь характеризующий материал также собирался по данному адресу / л.д.64-67/. Согласно сведений из паспорта Соколова Н.С. он зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ/ л.д.6/. Об этом же свидетельствует справки из МУ « РЦ» / л.д.19/. При этом в справке отражено, что в однокомнатной квартире жилой площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрированы Попова М.В. и ее дочь Рочева Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также 3е Каменских, племянников Соколову.
Согласно ордера на квартиру по <адрес>, право пользования квартирой предоставлено Поповой М.В. / л.д.94/.
В судебном заседании доказательств того, что Попова М.В. утратила возникшее право пользования на жилое помещение не представлено, а потому она и на день рассмотрения дела считается нанимателем жилого помещения.
Согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ Попова М.В. просила прописать к ней Соколову Т.Е. на постоянное место жительство./ л.д.95/. В судебном заседании Попова М.В. категорически возражала о написании и подписании данного заявления, а также не знает она и Соколову Ь.Е., которая вместе с ней в квартире не проживала, она ее не знает.
О том, что Попова М.В. продолжала пользоваться квартирой подтверждает акт о непроживании Соколовой Т.Е. в квартире по <адрес> по исполнению исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ / л.д.50/. В акте отражено о проживании Поповой М.В. с дочерью в квартире. По документам судебного пристава на ДД.ММ.ГГГГ Соколова Т.Е. проживала по <адрес> / л.д.51/.
Из сообщения МУ « РЦ» в квартире по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ проживает семья Нохриных, Корлякова на основании договора найма / л.д.84/.
Как пояснил Соколов, в данной квартире проживала его сестра с мужем, и там жила мама.
В силу действовавшего на ДД.ММ.ГГГГ. жилищного законодательства, Соколова Т.Е. с ее детьми не являлась членом семьи Поповой М.В.( ст.53 ЖК РСФСР). К тому же Попова отрицает факт ее согласия на вселение семьи Соколовой. Соколов поясняет о том, что Попову не знает, она с ними в квартире не жила.
Свидетель Крутикова М.А. пояснила, что также с ДД.ММ.ГГГГ. проживала по <адрес> С Соколовыми познакомилась в ДД.ММ.ГГГГ Они проживали до ДД.ММ.ГГГГ. Кто жил до них, она не знала. А в ДД.ММ.ГГГГ уже познакомилась с Рачевой и Поповой. На каких основаниях кто жил, она не знает. В ДД.ММ.ГГГГ. Попова решала вопрос по ремонту, фотографировала дом, жила в квартире.
Недоверять показаниям свидетеля, оснований нет. Соколов подтвердил, что знает свидетеля, которая также жила в доме. О проживании свидетеля в спорном доме, подтверждает договор социального найма на квартиру по <адрес>
О том, что Попова не отказывалась от своего жилья подтверждает ее обращение в ЦТИ в ДД.ММ.ГГГГ
По сообщению из Пенсионного фонда следует, что Попова М.В. являлась получателем пособия и семья стояла в период с ДД.ММ.ГГГГ на учете как семья, находящаяся в социально опасном положении, проживала по адресу <адрес>.
С учетом изложенного, право пользования квартирой по <адрес> имеет Попова М.В. с дочерью. Соколов такого права не приобрел. На основании сведений из Росреестра на праве собственности у Соколова Н.С. иного жилья нет. А потому требования о возложении обязанности предоставить жилье как ребенку сироте обоснованы.
Исходя из изложенного следует признать, что ранее закрепленного за Соколовым Н.С. жилого помещения нет, в связи с чем он является нуждающимся в получении жилья.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию 1 в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет объединенные списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В судебном заседании не оспаривается факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории лиц должно быть приобретено жилое помещение.
В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.
После принятия распоряжения Правительства Министерство 2 перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.
В связи с чем, отдельные требования к Правительству по возложению обязанности дополнительно для приобретения жилья Соколову Н.С. по требованию прокурора не законны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Соколова Н.С. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию 1 предоставить Соколову Н.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет Администрации 1 для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Соколову Н.С.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяТеплоухова И.М.