о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Дело №ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего Теплоуховой И.М.

При секретаре Клейменовой Е.А.

С участием прокурора Шмелева И.В.

Соистца Наймушина А.П.

Представителя Администрации 2 – Воробьевой Н.А.

Представителя Администрации 1 Филимоновой Ж.Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Наймушина А.П. к Администрации 1, Правительству о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности произвести оплату расходов

У с т а н о в и л :

Наймушина Л.П. имел сына Наймушина А.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Сведения об отце ребенка внесены по указанию матери.

Наймушина Л.П. в связи с регистрацией брака ДД.ММ.ГГГГ сменила фамилию на Фионина. Фионина Л.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ

Прокурор г.Краснокамска обратился в суд в интересах Наймушина А.П, просит обязать Администрацию 1 предоставить Наймушину А.П. жилое помещение, а также просит обязать Правительство произвести перевод необходимых денежных средств Администрации 1 для приобретения жилого помещения в целях его предоставления Наймушину А.П.

В судебном заседании прокурор требования поддерживал в полном объеме.

Наймушин А.П. суду пояснил, что после смерти матери, его опекуном была тетя Наймушина Н.П., но через год он был помещен в интернат, откуда сбегал. После чего ему разрешщили проживать с бабушкой Наймушиной Т.В. в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ Потом дом сгорел, бабушка умерла в тот же день. Под опеку его взял Мартин Н.В. Когда учился в Перми в колледже, то переехал жить к тете Наймушиной Н.П. в квартиру ее гражданского мужа. В ДД.ММ.ГГГГ был призван в ряды Армии, в ДД.ММ.ГГГГ. демобилизовался. Сейчас живет в д.<адрес>- собственность родственников. Регистрация места жительства у него в паспорте – <адрес>.

Представитель Администрации 1 в судебном заседании исковые требования признала, так как документально подтверждается право Наймушина А.П. на обеспечение жильем в льготном порядке.

Представитель Администрации 2 требования прокурора поддержала. Пояснила, что жилье за Наймушиным закрепляли в дер.<адрес>, но затем распоряжение было отменено. Сведений по <адрес> нет. В ДД.ММ.ГГГГ. дом сгорел. В ДД.ММ.ГГГГ жилье обследовали и признали непригодным для постановки в очередь. Но так как дом не является муниципальной собственностью, то у администрации нет обязанности по предоставлению жилья по основанию- непригодности.

Представитель Правительства о дне слушания дела извещен, по требованиям возражал. В отзыве указано о том, что Краснокамскому муниципальному району выделено <данные изъяты> рублей. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. В отношении Наймушина А.П. полагает, что он не имеет права на обеспечение жилой площадью. За ним было закреплено жилье по <адрес>. Поскольку жилье признано не пригодным для проживания, то полагает, что Наймушин А.П. не лишен права обращаться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям.

Представитель Министерства 1 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя по требованиям возражает, поддерживает позицию Правительства

Представитель Министерства 2 также просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Министерство 1 распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и лиц из их числа исходя из количества детей-сирот. Таким образом, нормативными правовыми актами возложена обязанность на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа по предоставлению жилых помещений только в отношении указанной категории лиц. ТО обстоятельство, что истица имеет ребенка, не имеет юридического значения для дела, так как расчет размера субсидии и площади предоставляемого жилого помещения производится на 1 человека. Порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает передачу средств краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета органу местного самоуправления. Тем самым на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом орган местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, используя полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот приобретают жилые помещения с соблюдением определенных условий.

Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края на текущий финансовый год.

Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили и отсутствует распоряжение Правительства, Министерство 2 не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства.

Органы местного самоуправления использую полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

В 2010г. на основании распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-рп муниципальному образованию « Краснокамский муниципальный район» для приобретения жилья указанной категории были перечислены <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. Считает, что требования в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Наймушина являются неправомерными и не подлежат удовлетворению / л.д.37-39/.

Представитель Министерства 3 просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В отзыве отражено, что обязанность по предоставлению и финансированию мер социальной поддержки в виде предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на Министерство 3 не возложена / л.д.32-34/.

Прокурор в заключении полагал, что требования должны быть удовлетворены в полном объеме.

Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Наймушину А.П. вне очереди подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.

В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.

В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.

Судом установлено, что Наймушина Л.П. по отношению к сыну Наймушину А.П. является одинокой матерью / л.д.22/. ДД.ММ.ГГГГ Наймушина Л.П. зарегистрировала брак с Фиониным / л.д.50/. Фионина Л.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ / л.д.10/. Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ за Наймушиным А.П. было закреплено жилье по <адрес> / л.д.11/. Наймушин А.П. был отдан под опеку, но уже ДД.ММ.ГГГГ опека была снята и несовершеннолетний отправлен в детский дом / л.д.12/. ДД.ММ.ГГГГ над Наймушиным А.П. установлена опека Мартина Н.В. / л.д.13/, проживали в дер.<адрес>.

Согласно справки МЧС дом по <адрес> сгорел в ДД.ММ.ГГГГ л.д.17/. Распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ Наймушин А.П. был поставлен в льготную очередь, так как закрепленное жилье сгорело, а сам несовершеннолетний находится в детском доме / л.д.15/. В 2009г. дом по <адрес> был признан непригодным для проживания и распоряжение о закреплении за Наймушиным А.П. жилого помещения по <адрес> отменено / л.д.16,14/.

Согласно справки в доме по <адрес> зарегистрированы кроме Наймушина А.П. еще 4 человека -, которые не являются близкими родственниками ( дядя, тетя, двоюродная сестра и двоюродный брат) / л.д.18/.

В период с ДД.ММ.ГГГГ. Наймушин А.П. обучался в колледже / л.д.21/, с ДД.ММ.ГГГГ. служил в армии, что подтверждает военный билет / л.д.7/.

По сведениям из ЦТИ, Управления Росреестра на ДД.ММ.ГГГГ год у Наймушина А.П. нет на праве собственности объектов недвижимости, нет сведений о регистрации права собственности и объекта недвижимости по <адрес> с земельным участком.

Согласно сведений из похозяйственной книги главой хозяйства являлась Наймушина Т.В. ( бабушка соистца), ее дети Наймушина Л.П. и Наймушин В.П. были зарегистрированы и проживали совместно с владельцем дома / л.д.58-59/.

Наймушина Т.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, дом сгорел ДД.ММ.ГГГГ

По сведениям из ЦТИ домовладение по <адрес> на техническом учете не состоят / л.д.23/.

Поскольку жилого дома по <адрес> нет, в собственность Администрации 2 дом не передавался, доказательств отнесения данного дома к муниципальной собственности нет, у администрации поселения не возникает обязанности предоставления жилого помещения в связи с непригодностью жилого помещения, а потому возражения Правительства о возможности получения жилого помещения по другим основаниям нельзя признать обоснованными.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию 1 ( представитель которой исковые требования признает) в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет объединенные списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). В судебном заседании не оспаривается факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории лиц должно быть приобретено жилое помещение.

В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.

Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.

После принятия распоряжения Правительства Министерство 2 перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.

В связи с чем, требования к Правительству по возложению обязанности дополнительно для приобретения жилья Наймушину А.П. по требованию прокурора не законны.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Наймушина А.П. удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Администрацию 1 предоставить Наймушину А.П. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.

Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет Администрации 1 для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Наймушину А.П..

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

СудьяТеплоухова И.М.