Дело №ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Клейменовой Е.А.
С участием прокурора Шмелева И.В.
Соистицы Ивановой Е.А.
Представителя Администрации Оверятского городского поселения – Воробьевой Н.А.
Представителя Администрации Краснокамского муниципального района Филимоновой Ж.Р.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Ивановой Елены Александровны к Администрации 1, Правительству о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности произвести оплату расходов
У с т а н о в и л :
Иванова Н.И. и Иванов А.П. состояли в браке, имели детей, в том числе Иванову Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Иванова Н.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.П. лишен родительских прав.
На основании постановления главы администрации Иванова Е.А. состоит на учете на получение жилья ( льготный список) с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Иванова Е.А. окончила Вечернюю обшеобразовательную школу <адрес>.
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд в интересах Ивановой Е.А. просит обязать Администрацию 1 предоставить Ивановой Е.А. жилое помещение, а также просит обязать Правительство произвести перевод необходимых денежных средств Администрации 1 для приобретения жилого помещения в целях его предоставления Ивановой Е.А.
В судебном заседании прокурор требования поддерживал в полном объеме.
Иванова Е.А. в судебном заседании требования прокурора поддержала. Суду пояснила, что с родителями проживала в <адрес>. Затем мама ушла жить на <адрес>. Когда дом сгорел, то ушли к двоюродному брату Конькову А. в барак по <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ мама умерла, отец был лишен родительских прав, детей забрали в детский дом. В детском доме была до ДД.ММ.ГГГГ.,вечернюю школу закончила в ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время проживает в жилье у подруги по <адрес> вместе с сестрой. Когда пыталась учиться в училище № то было общежитие. Перестала учиться в ДД.ММ.ГГГГ хотела работать, поэтому вынуждена проживать во временном жилье, точнее, где придется.
Отец у них живой, он тоже проживает с ними. Зарегистрирована она на <адрес>. Это деревянный барак, жить там невозможно.
Представитель администрации Краснокамского муниципального района в судебном заседании исковые требования признала.
Представитель Администрации 2 требования прокурора поддержала. Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ посещали Ивановых по <адрес>, это также барак, который на сегодня тоже сгорел. Дом по <адрес>- это был засыпанный, шлакоблочный дом. Жить в нем невозможно, как доказательство представляет фотоснимки. Иванова Е.А. проживала даже в цехе бывшего завода ( бытовка). Жилья у нее нет. Квартира, в которой проживают у подружки, не принадлежит подружке, она также его снимает, т.е. каких-либо прав на это жилье Ивановы не имеют.
Представитель Правительства о дне слушания дела извещен, по требованиям возражал. В отзыве указано о том, что Краснокамскому муниципальному району выделено <данные изъяты>. рублей. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. В отношении Ивановой Е.А. полагает, что она не имеет права на обеспечение жилой площадью. За ней было закреплено жилье по <адрес>. Полагает, что Иванова Е.А. не лишена права обращаться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям, раз дом признан непригодным для проживания.
Представитель Министерства 1 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя по требованиям возражает, поддерживает позицию Правительства.
Представитель Министерства 2 также просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Министерство 1 распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и лиц из их числа исходя из количества детей-сирот. Таким образом, нормативными правовыми актами возложена обязанность на органы исполнительной власти по месту жительства детей-сирот и лиц из их числа по предоставлению жилых помещений только в отношении указанной категории лиц. ТО обстоятельство, что истица имеет ребенка, не имеет юридического значения для дела, так как расчет размера субсидии и площади предоставляемого жилого помещения производится на 1 человека. Порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает передачу средств краевого бюджета и субсидии из федерального бюджета органу местного самоуправления. Тем самым на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом орган местного самоуправления, который наделен отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан, используя полученные из бюджета Пермского края и федерального бюджета средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот приобретают жилые помещения с соблюдением определенных условий.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края на текущий финансовый год.
Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили и отсутствует распоряжение Правительства, Министерство ЖКХ не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства.
Органы местного самоуправления использую полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Жилые помещения предоставляются на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
В 2010г. на основании распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-рп муниципальному образованию « Краснокамский муниципальный район» для приобретения жилья указанной категории были перечислены <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> тысяч рублей за счет средств краевого бюджета. Считает, что требования в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Ивановой являются неправомерными и не подлежат удовлетворению./ л.д 31-34,57-59/.
Представитель Министерства 3 просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В отзыве отражено, что обязанность по предоставлению и финансированию мер социальной поддержки в виде предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на Министерство 3 не возложена.
Прокурор в заключении полагал, что требования должны быть удовлетворены в полном объеме.
Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Ивановой Е.А. вне очереди подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.
Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.
В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.
Судом установлено, что Иванова Н.И. ( мать соистицы) умерла ДД.ММ.ГГГГ решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.П. лишен родительских прав.
В решении установлено, что в квартире по <адрес>, где зарегистрирована семья Ивановых, проживание невозможно, поскольку выбиты все стекла, отсутствует печь, нет крыльца, ободраны стены и потолок, полы сгнили. Семья временно проживает в квартире племянника Иванова А.П. по <адрес>, где условия для проживания чуть лучше, чем по месту регистрации. ДД.ММ.ГГГГ Ивановны татьяна и Елена, Александра были направлены приют « Доброта», расположенный в пос.оверята, откуда часто убегали домой./ л.д.12/
Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ жилье по <адрес> было закреплено за несовершеннолетними – 3 сестрами Ивановыми / л.д.14/ ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, так как жилье является бесхозным и не пригодно для проживания. Дети Ивановы поставлены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий / л.д.15/. По приказу директора детского дома Иванова Е.А. в связи с 18 летием была отчислена из числа воспитанников / л.д.18/.
Акт проверки закрпеленного жилья ДД.ММ.ГГГГ подтвердил, что жилье по <адрес> ветхое, аварийное, ремонту не подлежит / л.д.19/. Согласно справки администрации в квартире по <адрес> зарегистрированы вместе с отцом 4 детей Ивановых ( три сестры и брат)/ л.д.20/.
Согласно закона Пермского края о разграничении муниципального имущества от 09.01.2007г. ( с последующими изменениями) дом по <адрес> в муниципальную собственность Администрации 2 не передавался / л.д.42-44/.
В судебном заседании было также установлено, что вопрос о лишении родительских прав обоих родителей Ивановой Е.А. рассматривался судом в ДД.ММ.ГГГГ. По решению суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований о лишении родительских прав было отказано, оба родителя были предупреждены о лишении родительских прав в отношении 4 детей.
Согласно решения – дом, в котором проживали Ивановы ( <адрес>) после пожара, окна в рамах отсутствуют. Согласно акта обследования жилья от ДД.ММ.ГГГГ семья проживает в неблагоустроенном доме. В <адрес> комнаты, кухня, общая площадь <данные изъяты> кв.м., дом старый, требует капитального ремонта.
Согласно сведений из ЦТИ домовладение в с.<адрес> состоит на техническом учете за Оверятским кирпичным заводом. Право собственности не зарегистрировано. По выписке из похозяйственной книги по д.Черная за 1997-2001г.г. значится хозяйство на имя Коньковой М.М. по адресу <адрес> Договора приватизации на данную квартиру не обнаружено в материалах архивного фонда. В похозяйственной книге отражено, что вместе с Коньковой М.М. проживал семья ее дочери Ивановой Н.И., с мужем и детьми, включая Иванову Е.А.
Согласно исторической справки из архива следует, что Оверятский кирпичный завод создан в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ. – это производственный кооператив « Керамик» филиал АО « Пермстром», на его базе создан ОАО « Оверятский кирпичный завод» в ДД.ММ.ГГГГ решением арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ ОАО « Оверятский кирпичный завод» признано несостоятельным ( банкротом).
Кооператив «Керамик» ( созданный по решению Краснокамского ГИК от ДД.ММ.ГГГГ №) на основании постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою деятельность, в связи с присоединением к АО «Пермстром». По сообщению из налоговой инспекции по <адрес> ЗАО « Пермстром» снято с налогового учета в связи с ликвидацией по решению учредителей ДД.ММ.ГГГГ
В справке отражено также, что строительстко кирпичного завода начато в послевоенное время, поселок Оверята вырос вместе с заводом. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ Черновской ( Уваловский) кирпичный завод являлся цехом № Оверятского кирпичного завода.
В судебном заседании не установлено, что дом по <адрес> передавался в муниципальную собственность, в собственность Администрации 2 дом также не передавался, а потому у администрации поселения не возникает обязанности предоставления жилого помещения в связи с непригодностью жилого помещения, поэтому возражения Правительства о возможности получения жилого помещения по другим основаниям нельзя признать обоснованными.
По сведениям ЦТИ, Управления Росреестра на 2008-2011 годы, сведений о наличии в собственности Ивановой Е.А. жилого помещения нет.
Исходя из изложенного следует признать, что ранее закрепленного за Ивановой Е.А. жилого помещения нет, в связи с чем она является нуждающейся в получении жилья.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района ( представитель которой исковые требования признает) в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> данный орган на территории <адрес> составляет объединенные списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес> (п.1 ч.1 ст.4 Закона №). В судебном заседании не оспаривается факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории лиц должно быть приобретено жилое помещение.
В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.
После принятия распоряжения Правительства Министерство 2 перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.
В связи с чем, отдельные требования к Правительству по возложению обязанности дополнительно для приобретения жилья Ивановой Е.А. по требованию прокурора не законны.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Ивановой Е.А. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию 1 предоставить Ивановой Е.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>, предусмотренных на эти цели.
Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет Администрации 1 для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Ивановой Е.А..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяТеплоухова И.М.