Дело №ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Меньшиковой О.
С участием прокурора Шмелева И.В.
Соистца Нуртдинова И.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска в интересах Нуртдинова И.И. к Администрации 1, Правительству, Министерству 1 о постановке в очередь, предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма
У с т а н о в и л :
Решением Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ Нуртдинова З.В. была ограничена в родительских правах. ДД.ММ.ГГГГ Нуртдинова З.В. умерла. Ее дети Нуртдинова Н.И. и Нуртдинов И.И. были устроены в Краснокамский Дом детства. Сведения об отце у обоих включены в актовую запись со слов матери,т.е. оба имеют статус <данные изъяты>.
Прокурор обратился в суд в интересах Нуртдинова И.И. с требованиями о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-<данные изъяты> на основании Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( ранее Краснокамским судом принято решение в интересах Нуртдиновой Н.И.).
Для реализации данного права просит обязать Администрацию 2 поставить Нуртдинова в очередь на получение жилья, так как то помещение, которое закреплено было за несовершеннолетними не является жилым помещением, а потому нельзя считать их обеспеченными жильем.
В судебном заседании прокурор требования поддерживал.
Поддерживая требования по Нуртдинову И.И. прокурор суду пояснил, что НуртдиновИ.И., после освобождения из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ обратился в прокуратуру по вопросу оказания помощи в получении жилого помещения, так как помещение, в котором зарегистрирован в <адрес> не может использоваться под жилое- это складское помещение бывшего помещения магазина. Данное помещение представляет из себя комнату, но нет мест для общего пользования прихожей, кухни, санузла. То обстоятельство, что ранее на это помещение выдавался ордер Нуртдиновой З.В. и семья в этой комнате проживала, не может являться фактом наличия жилого помещения у лиц, имевших статус сироты. В этой связи считает незаконным отказ в постановке в очередь со ссылкой на то обстоятельство, что за Нуртдиновыми закреплено жилое помещение.
Но поскольку требования поставлены также о возложении обязанности предоставить жилое помещение, то вопрос постановки в очередь следует рассматривать как довод по иску.
Нуртдинов пояснил, что воспитывался в детском доме, и как проживали в <адрес> не помнит.Комната в которой прописан не может использоваться как жилое помещение. Он вынужден снимать жилье, так как проживание в « закрепленном жилье» невозможно. Помнит, что когда жили с мамой, то жили в этом помещении. Это была подсобка магазина. Магазин тогда работал. Решетки были на окне. Стены масляные, пол бетонный. Вход был из подъезда. Вход из помещения магазина был заколочен. Это сейчас отштукатурен. В туалет ходили в ведро.
Представитель ответчика- Администрации 1 признает исковые требования в полном объеме. Полагает, что комната в <адрес>, не может быть признана жилым помещением.
Представитель Администрации 2 иск не признала, в отзыве отражено, что по документам за детьми Нуртдиновой З.В. закреплено жилое помещение, на которое выдавался ордер, заключался договор социального найма. Помещение не признавалось не пригодным для проживания. Достоверных документов, что это за помещение у администрации нет.
Представитель Правительства ( ответчик) просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, ранее направленные отзывы поддерживает.
В отзыве по искам представитель отражал, что порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000г. № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-П. В соответствии с нормативными актами все действия по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, которые наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по обеспечению жилой площадью п.6 ст. Закона Пермской области от 14.11.2005г. № 2621-580. Распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Распределение таких средств и субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализации государственной политики в вопросах управления государственным жилищным фондом Пермского края и обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Считает необходимым обратить внимание на установление наличия или отсутствия жилья у матери соистца /л.д.52-55/.
Представитель Министерства 2 также просил о рассмотрении дела без представителя. В отзыве отражено, что Пермский край в лице Правительства, Министерства 3 и Министерства 2 исполнил свои обязательства в части выделения целевых бюджетных средств и возложения обязанности по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам на орган местного самоуправления, орган местного самоуправления должен исполнять возложенные на него обязательства независимо от каких-либо условий. В частности, не может быть поставлено обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений для предоставления его детям, указанным в ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В 2010г. на основании распоряжения Правительства Пермского края от 19.07.2010г. № 111-рп муниципальному образованию « Краснокамский муниципальный район» для приобретения жилья указанной категории были перечислены <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета и <данные изъяты> рублей за счет средств краевого бюджета. Считает, что требования в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Нуртдинова. являются неправомерными и не подлежат удовлетворению. Представитель полагает необходимым полно установить обстоятельства наличия или отсутствия жилого помещения у Нуртдинова и в случае необходимости возложить обязанность только на органы местного самоуправления / л.д. 46-49/.
Представитель Министерства 1 в суд не явился. Просит в иске прокурора к Министерству 1 отказать, так как возложение обязанности по выделению денежных средств ( оплатить расходы) на приобретение квартиры Нуртдинову не соответствует требованиям закона / л.д.40-42/.
Представитель Министерства 3 в суд не явился, просил о рассмотрении в отсутствие представителя. В отзыве отражено, что полностью поддерживается позиция Правительства.
Суд считает, исковые требования прокурора в части предоставления жилого помещения Нуртдинову И.И. вне очереди подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ,
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ - вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г) « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой / попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов / ст.5 ФЗ № 159-ФЗ/. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст.1 настоящего закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.
Согласно ст.6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.04г ( редакция от 01.11.2008г.)., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Согласно ст.8 этого закона – расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.
В Пермском крае действует Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» / редакция от 05.02.2009г. № 55-п/, п.п. 2 - 8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, условия о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.3 Положения учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Правилами учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000г. № 170.
В силу ст.2 Правил дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа ( далее дети – сироты) после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения ( ч.3 Правил).
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает защиту прав и детей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Исходя из приведенных выше нормативных актов следует, что в целом закон предусматривает право на получение детям-сиротам внеочередного жилого помещения до достижения ими возраста 23 лет, т.е. если они встали в очередь на получение жилого помещения до достижения этого возраста. После достижения этого возраста действие закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на них уже не распространяется.
В судебном заседании установлено, что Нуртдинов И.И. имеет статус сироты, так как его мама Нуртдинова З.В. умерла, когда мальчик еще не достиг совершеннолетия, а отец записан со слов матери / л.д.13/. Распоряжением администрации <адрес> за Нуртдиновыми ДД.ММ.ГГГГ, как находящимися в государственном учреждении была закреплена <адрес> / л.д.17/. Однако на тот момент Нуртдинова З.В. не была ограничена в правах, она являлась инвалидом <данные изъяты>. Ограничение прав состоялось на основании решения Краснокамского суда от ДД.ММ.ГГГГ/л.д.32-33/ и Нуртдинов И.И., была устроена в Краснокамский Дом детства. Распоряжением главы Краснокамского самоуправления за Нуртдиновым И.И. было закреплено жилье. По договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ семья Нрутдиновой З.В. имела право нак основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ на 1 комнату в 1 комнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> по <адрес>. Из коммунальных услуг было только теплоснабжение.
Согласно технического паспорта на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> состоит из двух помещений – кухня, <данные изъяты> и жилая комната <данные изъяты> кв.м..
По справкам из единого госреестра Нуртдинов И.И. не имеет на праве собственности жилого помещения.
По акту проверки закрепленного жилья от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комната Нуртдиновоа И.И. с отдельным входом в подъезд, расположена на первом этаже многоквартирного дома. Комната не имеет помещений вспомогательного использования. В жилом помещении имеется централизованное отопление, также имеется печь. В жилье отсутствует кухня, прихожая, санузел.
Судом также установлено, что комната <данные изъяты> кв.м. в ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением законодательства была переведена из нежилого помещения в жилое. При этом в документах отражено, что перевод осуществляется в связи с перепланировкой помещения бывшего магазина « Хлебный» в жилую квартиру <адрес> По информации из техпаспорта квартира стала составлять <данные изъяты> общей площади и <данные изъяты> жилая площадь. При этом данному помещению квартире был присвоен номер « <адрес>».
Сравнивая расположение кварт на втором этаже, находящихся над квартирой <адрес> и <адрес> следует, что по проектировке это одно помещение- одна квартира. Данный вывод подтверждается и фотографиями.
Согласно договора приватизации квартира по <адрес> передана в собственность Черемных Н.А.
Суду также представлена информация из техпаспорта на 1983 года по <адрес> из которого следует, что изначально это помещение было нежилым, состоящим из магазина ( позднее указано комната), склада ( <данные изъяты>.)- это и есть комната Нуртдиновых и тамбур <данные изъяты> кв.м.( в настоящее время это отдельный вход в квартиру Черемных Н.А.).
Исходя из изложенного следует признать, что Нуртдиновой З.В. было предоставлено помещение, не являющееся жилым помещением.
В силу ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан ( отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В силу ч.4 ст.16 ЖК РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенной для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. В ч.3 ст.16 ЖК РФ указано, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Помещение, в котором зарегистрирован Нуртдинов И.И.и которое было закреплено за ним, не удовлетворяет требованиям изложенным в ст.15 и 16 ЖК РФ, а потому не может являться жилым помещением. А потому довод представителя Администрации Оверятского городского поселения о том, что за Нуртдиновым И.И. закреплено жилое помещение, а потому он не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения не соответствует установленному и противоречит закону.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, когда Нуртдинову. еще не исполнилось 18 лет, законный представитель – директор ГОУ НПО « Профессиональный лицей №» обращался с ходатайством о постановке в очередь Нуртдинова И.И., как не имеющего жилого помещения / л.д.35/, однако в удовлетворении ходатайства было отказано ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то обстоятельство, что жилье по <адрес> не признано непригодным для проживания.
Данный отказ главы администрации Оверятского городского поселения следует признать не соответствующим закону и нарушающим права несовершеннолетней Нуртдинова И.И. С учетом требований ст.13 ГК РФ суд считает возможным защитить права Нуртдинова И.И. путем возложения обязанности предоставить ему жилое помещение, поскольку сама по себе постановка в настоящее время в очередь для внеочередного предоставления жилья лицу, у которого право на обеспечение жилье уже наступило ( в связи с окончанием обучения в ПЛ №) не восстановит его нарушенное право.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Краснокамского муниципального района ( представитель которой исковые требования признает в полном объеме) в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п. Именно данный орган на территории Краснокамского района составляет списки детей-сирот. Денежные средства из краевого бюджета, выделяемые на эти цели направляются в муниципальные районы, которые и приобретают жилые помещения для данной категории лиц.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На территории поселений в Краснокамском муниципальном районе действуют аналогичные нормы предоставления жилья в 10 кв.м. жилой площади.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). Представитель администрации Краснокамского муниципального района не оспаривала факт перечисления средств на эти цели из краевого бюджета, тем более, что средства перечисляются без учета для кого из льготной категории должно быть приобретено жилое помещение.
В соответствии с Постановлением Правительства № 16-П Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края.
Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год.
После принятия распоряжения Правительства Министерство 2 перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.
В связи с чем, требования прокурора о возложении на Правительство обязанность перечислить денежные средства именно для приобретения жилья Нуртдинову И.И. незаконны.
Внеочередники должны получать жилье вне очереди, так как сам статус гражданина в таком качестве исключает возможность включения его в какую-либо очередь. Право гражданин на получение жилого помещения вне очереди, как указал Верховный Суд РФ ( Обзор законодательства и судебной практики за 3 кв.2007г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 7 ноября 2007г.), не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников и времени принятия их на учет. Эта категория нуждающихся должна обеспечиваться жилыми помещениями по мере возникновения у нее права на получение помощи государства в жилищной сфере.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Требования прокурора г.Краснокамска в интересах Нуртдинова И.И. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Администрацию 1 предоставить Нуртдинову И.И. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории муниципального образования по договору социального найма в черте Краснокамского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных на эти цели.
Прокурору г.Краснокамска отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на Правительство произвести перевод необходимых денежных средств в бюджет администрации Краснокамского муниципального района для приобретения жилого помещения в целях предоставления его Нуртдинову И.И..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в 10 дней через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяТеплоухова И.М.