Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснокамск 17 августа 2012 года
Судья Краснокамского городского суда Пермского края Журавлева В.М.,
с участием представителя заявителя ФИО9
представителя заинтересованного лица ФИО8
при секретаре Белослудцевой Л.А.,
рассмотрев жалобу главного врача ГБУЗ Пермского края «Краснокамская городская больница» на постановление главного государственного инспектора Краснокамского муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении главного врача ГБУЗ Пермского края «Краснокамская городская больница» по ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору 15 отдела надзорной деятельности по Краснокамскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ главный врач ГБУЗ Пермского края «Краснокамская городская больница» ФИО10 привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере № рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с тем, что <адрес> в <данные изъяты> в зданиях и помещениях ГБУЗ Пермского края «Краснокамская городская больница» по адресу: <адрес> должностным лицом ФИО11 нарушены правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
Протокол об административном правонарушении №
- гараж: в местах пересечения противопожарных стен различными инженерными коммуникациями, образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другим негорючим материалов на всю толщину ограждающей конструкции (в раздевалке);
- здание диспетчерской: не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного помещения;
- инфекционный корпус 1 этаж: нарушено огнезащитное покрытие стен (штукатурка) в боксе №
- инфекционный корпус 2 этаж: люк на чердак не выполнен противопожарными с пределом огнестойкости не менее 30 минут, не обеспечены устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (центральная лестничная площадка);
- пункт переливания крови (1 этаж): двери склада расходного материала не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее 30 минут, не обеспечены устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
- пункт переливания крови (1 этаж): на окнах установлена глухая металлическая решетка (операционный бокс);
- акушерский корпус (подвал): окна подала забиты наглухо;
- акушерский корпус (фойе в нише ПК № возле ЩО-5, подвал комната №, ниша ЩО-6, ниша ЩО-7, ниша ИСВ-4): в местах пересечения противопожарных стен различными инженерными коммуникациями, образовавшиеся отверстия и зазоры не заделаны строительным раствором или другим негорючим материалов на всю толщину ограждающей конструкции;
Протокол об административном правонарушении №
- здание пункта переливания крови: не проведена проверка работоспособности пожарных кранов сетей внутреннего противопожарного водопровода;
- между зданием пункта переливания крови и бывшего подземного гаража скорой помощи: у гидрантов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;
- пункт переливания крови (склад расходных материалов): светильник лампы накаливания не обеспечен защитным плафоном из несгораемого материала;
- пункт переливания крови (помещение сестринской): допускается эксплуатация сломанной электрической розетки;
- здание акушерского корпуса (подвал): светильники ламп накаливания не обеспечены защитными плафонами из несгораемого материала;
Протокол об административном правонарушении №
- инфекционный корпус: стены лестничной клетки с 1-2 этаж окрашены материалами с неизвестными показателями по пожарной опасности (центральная лестничная клетка);
- инфекционный корпус: стены лестничной клетки с 1-2 этаж окрашены материалами с неизвестными показателями по пожарной опасности (лестничная клетка с торца здания);
- пункт переливания крови: отделка пола на путях эвакуации (коридор) применяется материал с неизвестными показателями по пожарной безопасности;
- пункт переливания крови: отделка стен на пути эвакуации (коридор) применяется материал с неизвестными показателями по пожарной безопасности;
- помещение диспетчерской: не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- помещение диспетчерской: не смонтирована система оповещения людей о пожаре;
- хирургический корпус 2,3,4 этажи (сестринские посты нижняя часть перегородок сендвич панели): отделка степ па путях эвакуации применяется материал с неизвестными показателями по пожарной опасности;
- хирургический корпус 2,3 этажи (сестринские посты нижняя часть перегородок сендвич панели): отделка степ на путях эвакуации (перегородки на лестничных клетках у лифтов) применяется материал с неизвестными показателями но пожарной опасности;
- терапевтический корпус (подвал): помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
- терапевтический корпус (подвал): не смонтирована система оповещения людей о пожаре.
Не согласившись с постановлением главный врач ГБУЗ Пермского края «Краснокамская городская больница» ФИО12 обратился в суд с жалобой об отмене данного постановления и прекращении производства по делу в виду отсутствия состава административного правонарушения указав, что доказательства наличия у главного врача ГБУЗ ПК «Краснокамская горбольница» возможности, в т.ч. финансовой, по соблюдению правил пожарной безопасности административным органом не исследовались и в постановлении не отражены. Отмечено, что ГБУЗ ПК «Краснокамская горбольница» является бюджетным учреждением. Главным врачом были предприняты необходимые меры для устранения выявленных нарушений противопожарного режима, о чем свидетельствуют письма учредителям. Для выполнения и устранения нарушений ППБ необходимы существенные материальные затраты, которых у ГБУЗ Пермского края «Краснокамская городская больница» нет. Просит отменить постановление № так как его представитель ФИО13 не был допущен к участию в производстве по делу об административном правонарушении, хотя имелась надлежащая доверенность от его имени ФИО14 Причины отказа в допуске представителя не отражены в протоколах, на основании чего считает, что его процессуальные права были нарушены.
В судебном заседании представитель главного врача ГБУЗ Пермского края «Краснокамская городская больница» поддержала жалобу по изложенным в ней доводам. Суду пояснила, что считает постановление главного государственного инспектора Краснокамского муниципального района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по следующим основаниям: вины главного врача ГБУЗ Пермского края «Краснокамская городская больница» ФИО15. нет, поскольку имеются доказательства того, что он неоднократно на протяжении ДД.ММ.ГГГГ обращался к учредителям с просьбой выделить денежные средства для выполнения требований пожарной безопасности, по процессуальному нарушению, так как представитель ФИО16.- ФИО18 не был допущен административным органом для участия в производстве по делу при наличии доверенности от ФИО19., дважды лицо не может быть привлечено за одно и то же административное правонарушение, так как в мае 2011 года была аналогичная проверка и ФИО20 был привлечен к административной ответственности.
Представитель заинтересованного лица не согласен с жалобой. Суду пояснил, что все нарушения, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении подтверждены актом проверки, протоколами об административном правонарушении, представитель ФИО21 не был допущен к участию в деле, но копии протоколов были направлены ФИО22. Считает, что вина ФИО23 подтверждается трудовым договором, полагая, что должностное лицо недостаточно выполняет возложенные на него функции.
Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные материалы, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 20.4. КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 1). Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 3). Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 4).
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 -03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № отношении МУЗ «Краснокамская городская больница» была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой должностным лицом были составлены три протокола в отношении главного врача ГБУЗ <адрес> «Краснокамская городская больница» ФИО24
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Признавая ФИО25. виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, главный государственный инспектоа Краснокамского муниципального района по пожарному надзору исходил лишь из установленного факта нарушения требований пожарной безопасности.
При этом не установлено, есть ли вина ФИО26 в совершении конкретного нарушения.
Ссылка в обжалуемом постановлении на то, что вина ФИО27 подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № протоколом об административном правонарушении № протоколом об административном правонарушении №, носит формальный характер.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может- быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как па основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях. В частности, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Частью 1 ст. 25.5. КоАП РФ предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.5. КоАП РФ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. 3 ст. 25.5. КоАП РФ).
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5. КоАП РФ). Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (ч.5 ст. 25.5. КоАП РФ).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ главный врач ГБУЗ ПК «Краснокамская городская больница» ФИО28 выдал доверенность ФИО29 на представление интересов его как главного врача ГБУЗ ПК «Краснокамская городская больница» в 15 отделе надзорной деятельности по Краснокамскому муниципальному району ГУ МЧС России по Пермскому краю при составлении и вручении протоколов по делам об административном правонарушении, предусмотренных ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ(л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ были составлены протоколы об административном правонарушении № № 152 в отношении главного врача ГБУЗ ПК «Краснокамская городская больница» ФИО30.по ч.ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ соответственно. В протоколах об административном правонарушении отсутствует указание должностного лица, составившего протоколы о том, что ему была предъявлена доверенность от имени главного врача на участие в рассмотрении дел об административном правонарушении ФИО33 причины недопуска представителя ФИО31 ФИО32 также должностным лицом, составившим протоколы, не указаны.
Данные нарушения порядка привлечения лица к административной ответственности явились существенными нарушениями процессуального права, что является основанием к отмене постановления должностного лица о привлечении главного врача ГБУЗ ПК «Краснокамская городская больница» ФИО34 к административной ответственности.
Допущенные нарушения закона привели к тому, что защитник ФИО35.) был лишен возможности участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства (ч. 5 ст.25.5 КоАП РФ), а ФИО36 - возможности воспользоваться юридической помощью защитника, заявлять ходатайства и представлять доказательства своей невиновности (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ), что повлекло нарушение его права на защиту.
При таких обстоятельствах постановление не может быть признано законным и подлежит отмене.
Кроме того, суд учитывает доводы жалобы о том, что должностное лицо-главный врач ГБУЗ ПК «Краснокамская городская больница» ФИО37 согласно представленных суду документов, не бездействовал, и в период с 2011 по 2012 год, принимались меры и к выполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ № о чем свидетельствуют обращения главного врача к учредителю о выделении средств на устранение нарушений в области пожарной безопасности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушение требований пожарной безопасности было вызвано отсутствием денежных средств, в связи с чем вина должностного лица-главного врача ГБУЗ ПК «Краснокамская городская больница» в указанном нарушении, в соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ, отсутствует, в связи с чем принятое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Доказательств того, что в ГБУЗ ПК «Краснокамская городская больница» имелись собственные денежные средства необходимые для поддержания помещений здания по адресу: <адрес> в состоянии, обеспечивающем пожарную безопасность, суду не представлено.
При отсутствии вины ФИО38. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, отсутствует состав данного правонарушения, что является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч.1 п.3 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (решение).
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление главного государственного инспектора Краснокамского муниципального района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении главного врача ГБУЗ Пермского края «Краснокамская городская больница» ФИО39 отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Журавлева В.М.