Дело № 1-277/2010ПРИГОВОРИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснокаменск 21 июня 2010 года
Судья Краснокаменского городского суда Тирская О.В.,
с участием государственных обвинителей
Краснокаменской межрайпрокуратуры Константинова П.В., Родионовой Т.А.,
подсудимого Дьяченко Максима Александровича,
защитника Филипповой С.В.,
представившей удостоверение № 5 и ордер № 43556,
потерпевшей П..,
при секретаре Яргиной Е.В.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
Дьяченко Максима Александровича, 16 декабря 1978 года рождения, уроженца г. Краснокаменска Читинской области, гражданина РФ, имеющего среднее специальное образование, женатого, имеющего двух несовершеннолетних детей, не работающего, состоящего на учете в Центре занятости населения, ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч 1 УК РФ;
УСТАНОВИЛ:
подсудимый умышленно причинил тяжкий вред здоровью П.., опасный для жизни человека, при следующих обстоятельствах.
января 2010 года, Дьяченко М.А., находясь в коридоре квартиры г. Краснокаменска Забайкальского края, в ходе ссоры с П.., возникшей на почве личных неприязненных отношений, имея умысел на причинение вреда здоровью, умышленно нанес ей многочисленные удары табуретом по голове и телу, причинив тем самым П.., телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождающейся ушибом головного мозга 1 степени, переломом лобной кости по срединной линии, множественных ран головы, кровоподтека нижнего века правого глаза, нижней челюсти слева, раны под нижней губой слева, которые в своей совокупности являются опасными для жизни человека и классифицируются, как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью; кровоподтеков правого бедра, правой голени, правого лучезапястного сустава, правой лопатки, которые не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья и по этому признаку расцениваются, как повреждения, не причинившие вреда здоровью; рубцов на передней поверхности шеи, которые не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья и по этому признаку расцениваются, как повреждения, не причинившие вреда здоровью.
Кроме того, Дьяченко М.А. было предъявлено обвинение в совершении угрозы убийством Д., у потерпевшей имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, дело в этой части прекращено судом в связи с примирением сторон.
В судебном заседании, Дьяченко М.А. виновным себя не признал, пояснил суду, что января 2010 года, он и С. . пришли в квартиру П.., по адресу: г. Краснокаменск, Он пришел, чтобы забрать свои вещи, так как ранее проживал в данной квартире. Дверь была открыта, они зашли. П.., находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения в кухне, пила водку, голова у нее была разбита. Он спросил, что случилось, П.., стала кричать, что не даст ему жить и «посадит» его. В доме были также его дети, он позвал проходящую мимо соседку Е.., чтобы та посмотрела, что с П... Е.., вызвала «Скорую помощь», кто-то вызвал милицию и его увезли в дежурную часть. На его одежде крови не было, а на руках была кровь, так как он брал П.., за руки, когда поднимал ее, пьяную, падающую со стула. Сломанный табурет он в квартире не видел, ножку от табурета в руки не брал. В период предварительного расследования он не говорил о том, что приходил в квартиру вместе со Смирновым, так как не хотел его впутывать. П.., его оговаривает по причине плохих отношений. П.., является матерью его жены, она хочет развести их, не дает им жить вместе. П.. злоупотребляет спиртными напитками, желает, чтобы он (Дьяченко) оказался в местах лишения свободы, чтобы жить вместе с дочерью и тратить пособие на ребенка-инвалида. Исковые требования потерпевшей не признает.
Исследовав материалы дела, суд находит доказанной вину подсудимого в инкриминируемом ему деянии совокупностью следующих, согласующихся между собой доказательств: показаниями потерпевшей П.., свидетелей Е..,,Е..,, Д..,, другими материалами дела.
Потерпевшая П.., пояснила суду, что Дьяченко М.А. является мужем ее дочери, неприязни к нему она не испытывает. января 2010 года, она находилась дома с матерью-инвалидом и внуками. В дверь постучали, она открыла, увидела Дьяченко Максима и друга дочери Г... Дьяченко был пьяный, пояснил, что пришел забрать свои вещи, поэтому она впустила его в квартиру. Между ней и Дьяченко произошла ссора, по какой причине, она не помнит. Дьяченко, как и всегда в пьяном виде, повел себя агрессивно, схватил табурет и с криком: «Я тебя убью!», ударил ее по голове. Это происходило в коридоре, от удара она упала на пол и потеряла сознание. Когда пришла в себя, то она лежала на полу, а Дьяченко избивал ее ножкой от табурета, наносил удары по голове и телу, кричал, что убьет ее и дочь. Она испугалась за свою жизнь и здоровье, плакала, просила Дьяченко успокоиться, но тот не реагировал, продолжал наносить удары. После того, как Дьяченко прекратил свои действия, она встала с пола, ушла в кухню, села за стол. Дьяченко стал заставлять ее выпить водки, насильно вливал водку ей в рот. Что происходило дальше, она помнит плохо из-за травмы головы. Помнит, что приехали сотрудники милиции и врачи «Скорой помощи», в какой момент из квартиры ушел Г.., сказать не может. Дьяченко характеризует с отрицательной стороны, поскольку он злоупотребляет спиртными напитками, в состоянии опьянения ведет себя агрессивно, периодически избивает жену, угрожает убийством, она его боится. После случившегося, она была вся в крови, стены и пол в квартире также были забрызганы кровью. Она лечилась стационарно в больнице три недели, затем, продолжила лечение амбулаторно. После полученных телесных повреждений, у нее значительно ухудшилось зрение, до сих пор мучают головные боли, до настоящего времени она постоянно принимает таблетки, продолжает лечиться. По состоянию здоровья она не может работать, мешают частые головокружения. Просит взыскать с Дьяченко компенсацию причиненного материального ущерба в сумме 3 000 рублей, а также компенсацию причиненного морального вреда в сумме 200 000 рублей, так как подсудимый жестоко избил ее, причинил нравственные страдания. Просит наказать Дьяченко максимально строго.
Свидетель Е.., пояснила суду, что является соседкой П..,, отношений с ней не поддерживает. 26 января 2010 года, около 11 часов, она проходила мимо второго этажа. Увидела, что двери в квартиру где проживает П.., открыты. Она подошла к дверям, увидела подсудимого Дьяченко, руки и одежда у него были в крови, он держал ножку от табурета. Дьяченко поздоровался и предложил ей посмотреть, что в квартире. Она зашла в квартиру, увидела в коридоре лужу крови. В кухне увидела П.., она сидела на стуле с разбитой, практически разрубленной головой, вся в крови, из головы текла кровь. Она спросила, что случилось, на что Дьяченко ответил, что он «учит тещу, как нужно жить». Она пошла к соседке Щ, позвонила дочери П..,– Д.., сообщила ей о случившемся. После чего, она вернулась в квартиру П..,, забрала у Дьяченко ножку от табурета. Через некоторое время, приехали сотрудники милиции и врачи «Скорой помощи». Когда П.., выписалась из больницы, то рассказала ей, что Дьяченко угрожал ей убийством, избивал табуретом, сломал табурет об ее голову, потом бил ножкой от табурета. Дьяченко в тот день был в состоянии алкогольного опьянения, вел себя агрессивно. Было видно, что он разъярен, он постоянно выражался нецензурно, ругался на П..,. П.., всю трясло, она просила Дьяченко, чтобы он больше не бил ее. В квартире П.., кроме самой П..,, Дьяченко, бабушки и детей, больше никого не было.
Свидетель Е.., показала, что проживает по соседству с П..,, общается с ее дочерью Светланой. 26 января 2010 года, около 11 часов, к ней пришла соседка Е.., Галина, рассказала, что муж С.. – Дьяченко Максим, избил П.., проломил ей табуретом голову. Об этом они сообщили по телефону Д.., та пришла домой, в это же время приехали сотрудники милиции и врачи «Скорой помощи». П.., увезли в больницу, с ее слов ей известно, что Дьяченко Максим сломал об ее голову табурет, бил ножкой от табурета по голове и телу, угрожал убийством. Д.. рассказывала ей, что ее муж Дьяченко Максим злоупотребляет спиртным, устраивает дома скандалы, может избить ее, броситься с ножом, периодически угрожает ей убийством. Был случай, когда С.., опасаясь Дьяченко М.А., отдала ей письмо и попросила передать его в милицию, если с ней что-нибудь случится. Она (Щ …) боится за жизнь и здоровье П.., и Д.., так как Дьяченко М.А. в состоянии опьянения способен даже убить.
Свидетель С..,, допрошенный по ходатайству защитника Филипповой С.., пояснил суду, что января 2010 года, в утреннее время, он и Дьяченко Максим пришли в квартиру г. Краснокаменска, где проживал Дьяченко, чтобы выпить чаю. Дверь открыл ключами Дьяченко, они вместе зашли в квартиру. П.., была дома, в состоянии алкогольного опьянения, голова у нее уже была разбита, из головы обильно бежала кровь. На полу в коридоре и в кухне было много крови. Дьяченко спросил, что случилось, П.., что-то ответила, он не слышал, что именно. Он отошел в коридор, а П.., и Дьяченко стали ругаться в кухне, из-за чего, он не понял. Минут через семь, Дьяченко вышел в коридор, они с ним зашли в зал, там Дьяченко успокоил детей. Дьяченко остался в этой квартире, а он ушел. Позже Дьяченко рассказал ему о том, что поссорился с П..,, подробностей не пояснял. У Дьяченко и П.., отношения были нормальные. Дьяченко в тот день был трезвый, сломанных табуретов в квартире он не видел.
После допроса свидетеля С..,, потерпевшая П.., пояснила суду, что С.. к ней в квартиру никогда не приходил, Дьяченко на тот момент с ней не проживал, ключей от ее квартиры у него не было и нет, поэтому Дьяченко не мог открыть дверь ключами.
Свидетель Д.., показала, что января 2010 года, ей позвонили соседи матери Е.., и Щ.., сообщили, что ее муж Дьяченко М.А. избил ее мать П.., проломил ей стулом голову. Приехав домой, она увидела, что мать вся в крови, с разбитой головой. На тот момент ее мать спиртными напитками не злоупотребляла, Дьяченко М.А. в квартире матери не проживал, ключей у него не было. Со слов матери ей известно, что Дьяченко М.А. бил ее табуретом, проломил голову, угрожал убийством. Она доверяет матери, так как Дьяченко М.А. в состоянии алкогольного опьянения ведет себя агрессивно, может избить, угрожает убийством. Она до сих пор боится Дьяченко М.А., живет с ним только из-за детей, которые любят его.
Из протокола осмотра места происшествия следует, что в ходе осмотра квартиры г. Краснокаменска, на двери, ведущей в ванную, на обоях между дверьми ванной и туалета, на полу около дверей, обнаружены следы вещества бурого цвета, похожего на кровь. На полу обнаружен табурет, изготовленный из дерева, с одной ножкой. На поверхности сидения приклеена плитка МДФ белого цвета, на внутренней поверхности сидения табурета, на одном из четырех краев, имеется повреждение в виде разлома. Также на внутренней поверхности сидения табурета имеются капли вещества бурого цвета. Около табурета лежат ножка от табурета, два фрагмента от ножки табурета с неровными краями, с имеющимися на них следами вещества бурого цвета. С внутренней поверхности сидения были изъяты волосы. Также с места осмотра изъяты кофта П.., с подтеками вещества бурого цвета, табурет, ножка от табурета, два фрагмента от ножки табурета л.д. 8-15).
Указанные выше табурет, ножка, фрагменты от табурета, кофта, волосы осмотрены, приобщены к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств л.д. 113-114, 115).
Из заключения судебно – медицинской экспертизы следует, что у П.., обнаружены телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождающейся ушибом головного мозга 1 степени, переломом лобной кости по срединной линии, множественных ран головы, кровоподтека нижнего века правого глаза, нижней челюсти слева, раны под нижней губой слева, которые в своей совокупности являются опасными для жизни человека и классифицируются, как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью; кровоподтеков правого бедра, правой голени, правого лучезапястного сустава, правой лопатки, которые не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья и по этому признаку расцениваются, как повреждения, не причинившие вреда здоровью; рубцов на передней поверхности шеи, которые не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья и по этому признаку расцениваются, как повреждения, не причинившие вреда здоровью. Указанные телесные повреждения образовались в результате неоднократных ударов тупым твердым предметом (предметами) л.д. 100-103).
Из справки о стоимости лечения больного следует, что на лечение П.., было затрачено 28 484, 87 рублей л.д. 123).
Из искового заявления следует, что Краснокаменский межрайонный прокурор Трухин А.С. просит взыскать с Дьяченко М.А. в пользу Российской Федерации в лице территориального фонда медицинского страхования по Забайкальскому краю, денежную сумму, затраченную на лечение П.., в размере 28 484 рубля 87 копеек л.д. 124-126).
Таким образом, совокупностью исследованных судом доказательств, вина подсудимого в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью П.., опасного для жизни человека, доказана полностью, а действия его обоснованно квалифицированы по ч. 1 ст. 111 УК РФ.
О наличии умысла подсудимого на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, свидетельствует характер нанесенных ударов в жизненно-важный орган – голову, множественность нанесенных ударов, применение в процессе нанесения ударов деревянного предмета – табурета.
Доводы Дьяченко М.А. о том, что он не причинял телесные повреждения П.., не наносил ей ударов, что потерпевшая оговаривает его по причине неприязненных отношений, опровергаются показаниями потерпевшей П.., которая прямо указала на Дьяченко М.А., как на лицо, избившее ее табуретом, причинившее ей множество телесных повреждений. Показания потерпевшей согласуются с показаниями свидетеля Е.., видевшей кровь на руках и одежде подсудимого, а также ножку от табурета в его руках, пояснившую, что Дьяченко М.А. говорил ей о том, что «учит тещу, как нужно жить», знающую со слов П.., о том, что Дьяченко избил ее табуретом, проломил голову. Также показания потерпевшей согласуются с показаниями свидетеля Е..,, из которых следует, что Е..,. рассказывала ей об избиении П.., подсудимым Дьяченко М.А., знающей со слов потерпевшей П.., о том, что телесные повреждения ей причинил Дьяченко М.А., избивавший ее табуретом по голове и телу. Показания потерпевшей и указанных свидетелей согласуются с показаниями свидетеля Д., объективно подтверждены протоколом осмотра квартиры г. Краснокаменска, в ходе которого, были обнаружены и изъяты сломанный табурет и фрагменты от него, окровавленная кофта потерпевшей, заключением судебно-медицинского эксперта о наличии у П.., множества телесных повреждений, возникших в результате неоднократных ударов тупым твердым предметом (предметами), повлекших причинение тяжкого вреда здоровью.
Оснований не доверять показаниям потерпевшей и свидетелей Е..,,Е..,, Д.., не имеется, так как они последовательные, стабильные, согласуются как между собой, так и с другими доказательствами по делу. Свидетели Е.., и Щ.. являются лицами, не заинтересованными в исходе дела, причин для оговора ими подсудимого, судом не установлено.
По мнению суда, не обоснованными являются доводы подсудимого об оговоре его потерпевшей П.., так как показания потерпевшей подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Показания Дьяченко М.А., не признающего себя виновным, суд расценивает, как не достоверное доказательство. Такие показания даны им, по мнению суда, с целью избежать ответственности за содеянное.
Показания свидетеля С.., суд расценивает, как не достоверное доказательство, поскольку его доводы о том, что он приходил в квартиру П.., совместно с подсудимым, опровергаются показаниями потерпевшей и указанных выше свидетелей. Показания С.., о том, что на момент прихода в квартиру его и подсудимого, у потерпевшей уже имелись телесные повреждения, опровергаются показаниями потерпевшей и свидетелей обвинения.
При определении вида и размера наказания подсудимому, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, его личность.
Смягчающими наказание Дьяченко М.А. обстоятельствами, суд признает отсутствие у него судимостей, наличие двух несовершеннолетних детей, один из которых является инвалидом, положительные характеристики.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, суд не усматривает.
Учитывая то, что Дьяченко М.А. совершил умышленное преступление, отнесенное уголовным законом к категории тяжких преступлений, потерпевшая и свидетели Д..,,Е..,, охарактеризовали его с отрицательной стороны, как злоупотребляющего спиртными напитками, агрессивно ведущего себя в состоянии алкогольного опьянения, суд приходит к выводу о назначении ему наказания в виде лишения свободы на срок, по строгости достаточный для его исправления.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, исковые требования, заявленные Краснокаменским межрайонным прокурором, подлежат удовлетворению, путем взыскания с Дьяченко М.А. денежной суммы, затраченной на лечение П..,
Исковые требования потерпевшей П.., о взыскании причиненного материального ущерба, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ, подлежат удовлетворению в полном объеме, путем взыскания с Дьяченко М.А. суммы причиненного ущерба в размере 3 000 рублей.
Исковые требования П.., о возмещении морального вреда подлежат удовлетворению частично. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд руководствуется принципами справедливости и соразмерности, принимает во внимание материальное положение Дьяченко М.А., наличие у него на иждивении двух несовершеннолетних детей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Дьяченко Максима Александровича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.111 УК РФ, назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 03 (три) года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок отбывания наказания Дьяченко М.А. исчислять с 21 июня 2010 года.
Меру пресечения Дьяченко М.А. изменить с подписки о невыезде и надлежащем поведении на содержание под стражей, взяв его под стражу из зала суда.
Срок наказания Дьяченко М.А. надлежит исчислять с 21 июня 2010 года.
Взыскать с Дьяченко Максима Александровича в пользу П.., компенсацию причиненного морального вреда в сумме 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей, а также компенсацию причиненного материального ущерба в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Взыскать с Дьяченко Максима Александровича в пользу Российской Федерации в лице территориального фонда медицинского страхования по Забайкальскому краю 28 484 (двадцать восемь тысяч четыреста восемьдесят четыре) рубля 87 копеек.
Вещественные доказательства: пакет с находящимися в нем табуретом и ножкой от табурета, нож – уничтожить, пакет с кофтой потерпевшей П.., – возвратить потерпевшей П..,, по вступлению приговора в законную силу.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, о чем необходимо подать заявление в кассационный срок.
Судья Краснокаменского
городского суда О.В. Тирская
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 20.09.2010 года, приговор Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 21.06.2010 года в отношении осужденного Дьяченко М.А. оставлен без изменения, кассационная жалоба адвоката Филипповой С.В.- без удовлетворения.