Приговор по делу об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего



Версия для печати

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

30 августа 2010 года г. Краснокаменск

Председатель Краснокаменского городского суда Забайкальского края Н.И.Максимова

с участием:

государственных обвинителей Краснокаменской межрайонной прокуратуры Папуша С.С., Плотникова А.В., Плужниковой Ю.Г., Родионовой Т.А.

подсудимого Архипова С.П.

защитника Царенковой Ю.А. (удостоверение палаты адвокатов Забайкальского края и ордер)

потерпевшей К.

при секретарях судебного заседания Башуровой И.В., Горошенко Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Краснокаменске Забайкальского края в зале № 2 городского суда в общем порядке судебного разбирательства материалы уголовного дела

Архипова С.П.

по обвинению в совершении преступления предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ

у с т а н о в и л а:

Архипов С.П. умышленно причинил тяжкий вред здоровью В., опасный для жизни человека, повлекший по неосторожности смерть потерпевшего.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах: 29 августа 2009 года, в вечернее время, Архипов С.П. и В. в помещении летней кухни дома № … по улице… села М… Краснокаменского района Забайкальского края употребляли спиртные напитки. Между Архиповым С.П. и В. на почве ревности и личных неприязненных отношений произошла ссора, в ходе которой Архипов С.П. нанёс В. множественные удары руками по голове и туловищу. У Архипова С.П. возник умысел на причинение тяжкого вреда здоровью В., реализуя который, он взял со стола кухонный нож, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, но, не желая наступления смерти В., умышленно нанёс ему не менее двух ударов ножом по туловищу слева.

Действиями Архипова С.П. В. были причинены: ссадины в правой лобно-височной области на границе волосистой части головы (1), в право надбровной области (1), в левой надбровной области (1), в левой скуловой области (1), на задней поверхности левого локтевого сустава (2), на задней поверхности левого плечевого сустава (1), ссадины на передних поверхностях коленных суставов (2), кровоподтёки у внутреннего (1) и наружного (1) концов левой брови, на спинке носа слева (1), в правой височно-скуловой области (1), на наружной поверхности правого надплечья (1), не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья, расценивающиеся как повреждения, не причинившие вреда здоровью. Проникающее колото-резаное ранение передней поверхности грудной стенки с повреждением тонкого кишечника, расценивающееся по признаку опасности для жизни, как повреждение причинившее тяжкий вред здоровью; непроникающее колото-резаное ранение передней поверхности брюшной стенки, влекущее кратковременное расстройство здоровья на срок не более

3-х недель (21 дня), по этому признаку расценивающееся, как повреждение, причинившее лёгкий вред здоровью.

Смерть В. наступила 31 августа 2009 года от фибринозно-гнойного перитонита, развившегося в результате причинённого проникающего колото-резаного ранения живота с повреждением тонкого кишечника.

Подсудимый Архипов С.П. вину по предъявленному обвинению признал полностью и показал в судебном заседании: 29 августа 2009 года, около 21.00 часа, в летней кухне своего дома по улице… № … в селе М… Краснокаменского района Забайкальского края распивал спиртные напитки с В., между ним и В. произошла ссора, он нанёс в ходе ссоры В. не менее 4-х ударов кулаком по лицу. В. высказался негативно о его покойной жене и обвинил его в смерти жены, провоцировал его, говоря «что он (Архипов С.П.) испугается и не сможет нанести ему (В.) удар ножом». Он (Архипов С.П.) разозлился, взял со стола в кухне кухонный нож, нанёс В. не менее, чем два удара ножом по туловищу, слева. После произошедшего, он и В. продолжили распивать спиртное, затем легли спать. На следующий день 30 августа 2009 года В. чувствовал себя плохо, весь день пролежал на диване. 31 августа 2009 года, около 13.30 часов, он (Архипов С.П.) хотел разбудить В., но тот не вставал. Он пригласил соседку Л., которая осмотрела В. и сообщила о его смерти.

Архипов С.П. пояснил, что убивать В. намерений не имел, хотел его «проучить», чтобы он не затрагивал память его покойной жены, не предполагал о наступлении столь тяжких последствий для В. Кроме того, Архипов С.П. полагал, что после негативных высказываний потерпевшего В. в адрес его покойной жены у него, то есть Архипова С.П., возникло необычное психологическое состояние, которое привело к частичному запамятованию им событий (не помнит количество ударов ножом по телу потерпевшего) и к агрессивному поведению его в отношении потерпевшего В.

Кроме признательных показаний Архипова С.П., его виновность в смерти В. нашла подтверждение в совокупности доказательств, представленных суду следственными органами, проверенных в судебном заседании. К таким доказательствам суд относит: показания потерпевшей К., свидетелей Н., Л., Ж. в судебном заседании, А., М. в досудебном производстве, протоколы проверки показаний Архипова С.П. на месте происшествия, очной ставки его со свидетелем Н., осмотра места происшествия, выемки и осмотров вещественных доказательств, заключения судебно-медицинской и судебной комплексной психолого-психиатрической экспертиз, протокол явки с повинной Архипова С.П. и иные письменные доказательства и материалы дела.

Потерпевшая К. показала в судебном заседании: проживает в селе М…, В. приходился ей братом, работал и проживал в исследуемый судом период времени в доме у Архипова С.П. 31 августа 2009 года, около 18.00 часов, от жителей села узнала о смерти брата в доме Архипова С.П. Она пришла в дом к Архипову С.П., где члены семьи Архипова С.П. показали ей диван за печью, где спал В. накануне смерти, на полу у дивана видела следы рвотных масс. 02 сентября 2009 года житель села Н. ей рассказал, что заходил в дом Архипова С.П. 31 августа 2009 года, у В. была высокая температура, чувствовал он себя плохо. Житель села А. сообщил её мужу, что В. «ткнули тычиной».

Свидетель Н. показал в судебном заседании: проживает в селе М…, в последних числах августа 2009 года распивал спиртные напитки в летней кухне дома Архипова С.П. в селе М… с последним и В. В ходе распития спиртного он отлучался на полтора часа, уходил за коровой Архипова С.П. Вернувшись в кухню, обнаружил, что Архипов С.П. сидел на углу у печи, а В. сидел на полу справа от печи, на полу лежал нож кухонный с пластмассовой ручкой синего цвета. На его вопрос, что у них произошло, Архипов С.П. сказал «Я его ударил, то ли убил, то ли что!», пояснил, что ударил В. из ревности, ранее В. «ходил» к его покойной жене. Он (Н.) посадил В. на диван, поднял его футболку и увидел у В. «рану под ребрами ближе к животу», нож с ручкой синего цвета он положил на подоконник, Архипова С.П. увёл в дом, В. остался в летней кухне. Два или три дня В. пролежал в доме Архипова С.П., он (Н.) попросил перекись водорода у жены Ж., от которой не скрывал, что Архипов С.П. нанес ранение ножом В. В. отказался обрабатывать рану перекисью водорода и от вызова «скорой помощи». После смерти В. Архипов С.П. ему сказал, что не будет скрывать от милиции, что ударил В. ножом, и то, что они поссорились из-за покойной жены Архипова С.П.

Свидетель Л. показала в судебном заседании: проживает в селе М…, 31 августа 2009 года, к ней обратился житель села Архипов С.П. с просьбой сходить к нему в дом и осмотреть В. Они пришла в дом Архипова С.П., где на полу у дивана лежал В., пульса у него не было, он был мёртв. У дивана видела следы рвотных масс.

Свидетель Ж. показал в судебном заседании: проживает в селе М…, в конце августа 2009 года жена рассказала ему, что к ней обратился Н. за перекисью водорода для В., промыть ему рану, полученную в ходе конфликта с Архиповым С.П. Позднее Н. лично рассказал ему, что распивал спиртное в летней кухне дома Архипова С.П. с Архиповым С.П. и В., на некоторое время Н. ушёл за коровой Архипова С.П., вернувшись обнаружил, что В. ранен, на полу в кухне видел нож. Н. предложил вызвать «скорую помощь», но В. и Архипов С.П. отказались.

Свидетели А., М. не прибыли в судебное заседание по обстоятельствам, препятствующим их явке, показания их, полученные в досудебном производстве с соблюдением требований действующего уголовно-процессуального закона, оглашены в судебном заседании на основании ч. 1 ст. 281 УПК РФ.

Из оглашённых показаний свидетеля А. следует (л.д. 87-89): проживает в селе М…, в начале сентября 2009 года копал могилу В., после чего распил спиртное с Архиповым С.П. и Н. В ходе распития спиртного между Н. и Архиповым С.П. произошёл разговор, из которого он понял, что Архипов С.П. намерен рассказать милиции о смерти В. «как оно есть» - то есть, правдиво. На вопрос Н., вызывал ли Архипов С.П. для В. врача, Архипов С.П. ответил, что В. просил не вызывать врача, опасаясь, что станет известно о ранении сотрудникам милиции и «их затаскают». От Ж. слышал, что Н. доставал для В. перекись водорода.

Из оглашённых показаний свидетеля М. видно (л.д. 64-68): проживает в селе М…, 31 августа 2009 года, около 14.00 часов, приходила в дом к Архипову С.П. Архипов С.П. пояснил, что «В. не встаёт». Она осмотрела В., он лежал на полу, на правом боку, пульс отсутствовал, было выражено трупное окоченение, на полу и на одежде В. имелись следы рвотных масс.

В соответствии с протоколом проверки показаний подсудимого Архипова С.П. на месте происшествия в летней кухне дома подсудимого в селе М…, Архипов С.П. на месте происшествия показал, каким образом, он, имея нож в правой руке, нанёс один или два удара ножом В. в область живота, слева, за то, что тот высказался оскорбительно в адрес его покойной жены. О количестве ударов, нанесённых им В., помнит смутно. Нож позднее спрятал за деревянной обшивкой летней кухни. Место сокрытия ножа указал в ходе следственного действия, в указанном им месте за обшивкой летней кухни был изъят нож с полимерной ручкой синего цвета. Архипов С.П. пояснил, что нанёс телесное повреждение В. данным ножом (л.д. 124).

Из протокола очной ставки между свидетелем Н. и подсудимым Архиповым С.П. видно (л.д. 90-95): Н. сообщал сведения идентичные показаниям в суде, которые Архипов С.П. не оспаривал. Архипов С.П. дал описание внешних признаков ножа с синей полимерной ручкой, которым нанёс телесное повреждение потерпевшему В. и сообщил о месте сокрытия ножа в летней кухне (л.д. 90-95).

Согласно заключения судебной - медицинской экспертизы от 19 ноября 2009 года в отношении В., на его трупе были обнаружены: проникающее колото-резаное ранение брюшной стенки с повреждением тонкого кишечника, по признаку опасности для жизни расценивающееся, как тяжкий вред здоровью; непроникающее колото-резаное ранение передней поверхности брюшной стенки, влекущее кратковременное расстройство здоровья на срок не более 3-х недель, расценивающееся, как повреждение причинившее лёгкий вред здоровью; ссадины в правой лобно-височной области на границе волосистой части головы (1), в правой надбровной области (1), в левой надбровной области (1), в левой скуловой области (1), на задней поверхности левого локтевого сустава (2), на задней поверхности левого плечевого сустава (1), ссадины на передних поверхностях коленных суставов (2), кровоподтёки у внутреннего (1) и наружного (1) концов левой брови, на спинке носа слева (1), в правой височно-скуловой области (1), на наружной поверхности правого предплечья (1), не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья и расценивающиеся как не причинившие вреда здоровью.

Смерть В. наступила от фибринозно-гнойного перитонита, развившегося в результате причинённого проникающего колото-резаного ранения живота с повреждением тонкого кишечника (л.д. 130-135).

В соответствии с данными протокола осмотра места происшествия по месту проживания Архипова С.П. в селе М… улица … дом №… изъяты: кухонный нож с черной ручкой, не относимый, как установлено материалами дела к исследуемым событиям, и покрывало на диване, где спал В. после причинения ему телесных повреждений Архиповым С.П. с пятном вещества бурого цвета, похожего на кровь. В помещении СМЭ г. Краснокаменска изъята одежда В.: футболка, трико. На футболке в передней части на расстоянии 16-17 см от бокового шва и 30 см от нижнего её края имеется линейное повреждение ткани длиной 1,5 см, окружающая ткань футболки обильно пропитана веществом бурого цвета, похожим на кровь. Локализация повреждения ткани на футболке соответствует локализации проникающего телесного повреждения на теле потерпевшего (л.д. 33-39, 124, 100-102).

Как следует из протокола явки с повинной Архипова С.П. – 29 августа 2009 года он распивал спиртные напитки с В., между ними произошла ссора. Он нанёс В. 2-3 удара кулаком в лицо, взял со стола кухонный нож и нанёс ножом два удара В. (л.д. 5).

Все доказательства виновности Архипова С.П., проверенные в суде, допустимы, относимы, достоверны и достаточны для вынесения ему обвинительного приговора суда.

Судом проверены доводы Архипова С.П. о необычном состоянии его психики в период совершения инкриминированных ему деяний и не нашли подтверждения в судебном заседании, какого-либо юридически значимого состояния психики у Архипова С.П. не установлено.

Судом Архипов С.П. признается вменяемым за содеянное в отношении В. на основании заключения комплексной психолого-психиатрической экспертизы от 12 мая 2010 года, в соответствии с которым Архипову С.П. выставлен диагноз заболевания, которое не лишало его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими как в период инкриминируемых ему деяний, так и в настоящее время. В принудительных мерах медицинского характера он не нуждается. Преступление совершено Архиповым С.П. в состоянии простого алкогольного опьянения, данных за состояние патологического опьянения, либо за юридически значимое эмоциональное состояние (в том числе аффект) в процессе исследований не установлено. В принудительных мерах медицинского характера он не нуждается.

Со стадии досудебного производства действиям подсудимого Архипова С.П. дана правильная юридическая квалификация по ч. 4 ст. 111 УК РФ в редакции ФЗ РФ от 08 декабря 2003 года, как умышленному причинению тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшему по неосторожности смерть потерпевшего.

На основании ст. 9 УК РФ применяется редакция закона от 08 декабря 2003 года, поскольку ФЗ РФ от 27 декабря 2009 года не имеет обратной силы, как ухудшающий положение Архипова С.П.

Умысел Архипова С.П. на причинение тяжкого вреда здоровью В. доказан выбором орудия преступления – ножа, обладающего большой поражающей способностью, количеством телесных повреждений, их локализацией в области жизненно-важных органов тела человека, посткриминальным поведением Архипова С.П. Смерть потерпевшего В. по отношению к умыслу подсудимого носила неосторожный характер.

При назначении вида и размера наказания подсудимому Архипову С.П., судом учитывается степень общественной опасности и категория совершенного им преступления, фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, данные о личности виновного.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Архипову С.П., на основании ст. 61 УК РФ, учитывается явка с повинной, неправомерное поведение В., допустившего негативные высказывания в адрес покойной супруги Архипова С.П.

Обстоятельств, перечисленных в ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

Из иных, смягчающих наказание Архипову С.П. обстоятельств судья учитывает совершение преступление впервые, полное признание вины и раскаяние в совершенном преступлении, возраст, состояние здоровья, позитивную социальную адаптацию на момент совершения преступления – наличие постоянного места жительства и работы, удовлетворительную характеристику по месту жительства (л.д. 147).

Учитывая совершение Архиповым С.П. особо тяжкого преступления повышенной общественной опасности, фактические обстоятельства дела, мнение потерпевшей К. о максимально строгом наказании Архипову С.П., склонность Архипова С.П. к злоупотреблению спиртными напитками (л.д. 150), суд назначает подсудимому наказание в виде реального лишения свободы на срок соответствующий требованиям социальной справедливости и достаточный для исправления.

Определяя размер наказания Архипову С.П., судья учитывает требования ч. 1 ст. 62 УК РФ.

Потерпевшей К. заявлен гражданский иск к Архипову С.П. в возмещение материального ущерба, связанного с организацией погребения В., в сумме 30000 рублей, и компенсации морального вреда в сумме 70000 рублей. Цена иска в возмещение материального ущерба подтверждена документально. Высокий уровень моральных страданий потерпевшей, связанных со смертью близкого родственника, сомнений у суда не вызывает. Иск Архипов С.П. признал в полном объёме заявленных требований. На основании ст.151,1099-1101 ГК РФ исковые требования К. подлежат удовлетворению в полном объёме за счёт причинителя вреда Архипова С.П.

Руководствуясь ст.ст. 307, 308, 309 УПК РФ

п р и г о в о р и л а:

Архипова С.П. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 62 УК РФ, в виде лишения свободы, - 09 лет в исправительной колонии строгого режима с исчислением срока наказания с 04 сентября 2009 года.

Меру пресечения в виде содержания под стражей до вступления приговора в законную силу Архипову С.П. оставить без изменения.

Взыскать с Архипова С.П. в пользу К. 100000 (сто тысяч) рублей.

Вещественные доказательства, хранящиеся в Краснокаменском городском суде: два ножа, четыре фрагмента ткани, покрывало, футболку, трико, по вступлении приговора суда в законную силу, - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в Судебную коллегию по уголовным делам Забайкальского краевого суда в срок 10 суток со дня вынесения, через Краснокаменский городской суд, осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок, исчисляемый с момента вручения письменной копии приговора суда. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своём участии в суде 2-й инстанции, заявив об этом в кассационный срок.

Председатель Краснокаменского городского суда

Забайкальского края Н.И.Максимова

Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда от 01 ноября 2010 года приговор от 30 августа 2010 года в отношении Архипова С.П. оставлен без изменения.

Приговор вступил в законную силу: 01 ноября 2010 года.