Дело о возложении обязанности по приведению в надлежащее состояние автомобильной магистрали



копия дело № 2-751/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснокаменск 01 сентября 2010 года

Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Пахатинского Э.В.

с участием прокурора Круликовского М.О.

при секретаре Коноваловой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, УМП «Дорожно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности по приведению в надлежащее состояние автомобильной магистрали № 4,

УСТАНОВИЛ:

Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В собственности городского поселения «Город Краснокаменск» находится автомагистраль № 4, которая используется в целях решения вопросов местного значения городского поселения. Согласно п. 4.1 Устава унитарного муниципального предприятия «Дорожно-коммунальное хозяйство» строительство, ремонт и содержание городских автомобильных дорог является целью деятельности предприятия. Автомобильная дорога находится в хозяйственном ведении, поставлена на баланс и обслуживается УМП «Дорожно-коммунальное хозяйство». В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, задачей государственного регулирования дорожного движения является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В силу положений, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, следовательно, возлагается обязанность по содержанию и ремонту названных автомобильных дорог. В ходе проверки установлено, что состояние автомагистрали № 4 не соответствует государственным стандартам. Прокурор просит суд обязать администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» и УМП «Дорожно-коммунальное хозяйство» привести автомагистраль № 4 в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дорогам государственным стандартом, а именно: провести ямочный ремонт покрытия проезжей части на всём протяжении автомагистрали, заполнить мастикой трещины, деформационные швы проезжей части; заменить бордюрный камень и обеспечить его расположение в соответствии с проектом; в начале центральной разделительной полосы, где установлены дорожные знаки 4.2.1 «Объезд препятствия справа» установить дорожные знаки (таблички) 8.22.1 «Препятствие»; заменить на светоотражающие дорожные знаки: 2.4 «Уступите дорогу», расположенный на выезде от дома № 401; 3.24 «Ограничение максимальной скорости – 40 км/ч», расположенный напротив центрального рынка и Дома быта «Новинка» - 2 шт.; установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» на выезде с нового рынка; дорожные знаки на автомагистрали установить таким образом, чтобы верхний обрез фундамента опоры знаков находился заподлицо с поверхностью обочины; нанести вертикальную разметку 2.1.1 на опорах освещения, расположенных на разделительной полосе, для обозначения препятствия, предоставляющего опасность для движущихся транспортных средств.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Круликовский М.О. уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчиков привести автомагистраль № 4 в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дорогам государственным стандартом, а именно: заполнить мастикой трещины, деформационные швы проезжей части; заменить бордюрный камень и обеспечить его расположение в соответствии с проектом; заменить на светоотражающие дорожные знаки: 2.4 «Уступите дорогу», расположенный на выезде от дома № 401; 3.24 «Ограничение максимальной скорости – 40 км/ч», расположенный напротив центрального рынка и Дома быта «Новинка» - 2 шт.; установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» на выезде с нового рынка; дорожные знаки на автомагистрали установить таким образом, чтобы верхний обрез фундамента опоры знаков находился заподлицо с поверхностью обочины; нанести вертикальную разметку 2.1.1 на опорах освещения, расположенных на разделительной полосе, для обозначения препятствия, предоставляющего опасность для движущихся транспортных средств.

Представитель ответчика – администрации городского поселения «Город Краснокаменск» Фроленко Л.Г., действующий на основании доверенности, иск не признал, ссылался на то, что все обязательства по контролю за содержанием автомобильных дорог, расположенных в границах городского поселения, администрация выполняет надлежащим образом. В настоящее время действует целевая программа «Дорожная деятельность в границах городского поселения «Город Краснокаменск» на 2009-2010 годы», утверждённая решением Совета городского поселения. В указанную программу внесены изменения и заложены денежные средства. Между администрацией городского поселения и УМП «Дорожно-коммунальное хозяйство» был заключён договор на предоставление субсидий из городского бюджета, направленных на ремонт автомобильных дорог и приведение их в надлежащее состояние. Полагает, что администрация городского поселения осуществляет контроль за состоянием автомобильных дорог.

Представитель ответчика – директор муниципального унитарного предприятия «Дорожно-коммунальное хозяйство» Алёхин И.В., действующий на основании своих прав по должности, уточнённые исковые требования признал частично, суду пояснил, что автомагистраль № 4 действительно не соответствует государственным стандартам. Полагает, что к сроку окончания договора все нарушения будут устранены. Вместе с тем, считает, что требование о нанесении вертикальной разметки 2.1.1 на опорах освещения, расположенных на разделительной полосе, для обозначения препятствия, предоставляющего опасность для движущихся транспортных средств, не соответствует п. 6.3.2 ГОСТ Р 52289-2004.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, на основании следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе их эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся автомобильные дороги.

В силу п. 5 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 Устава городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района « Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края л.д. 25-28), дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов городского поселения «Город Краснокаменск», отнесена к вопросам местного значения городского поселения «Город Краснокаменск».

Как установлено судом, автомагистраль № 4 передана в собственность городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 03.11.2009 года № 411 «О разграничении муниципального имущества между муниципальным районом «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» и городским поселением «Город Краснокаменск», для использования в целях решения вопросов местного значения городского поселения в части содержания дорог, автомагистралей и автобусных остановок.

Согласно договору № 01-15-09/7 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Унитарным муниципальным предприятием «Дорожно-коммунальное хозяйство» от 13.02.2010 года и дополнительным соглашениям к нему № 01-15-09/7 от 01.03.2010 года и № 01-15-09/7 от 30.03.2010 года, автомагистраль № 4 была закреплена за УМП «ДКХ» на праве хозяйственного ведения.

В акте обследования автомобильных дорог, магистралей, обслуживаемых УМП «ДКХ» от 23 апреля 2010 года, составленного в присутствии представителей администрации городского поселения «Город Краснокаменск», госинспектора по дорожному надзору ГИБДД и представителя Краснокаменской межрайонной прокуратуры, зафиксированы следующие недостатки в содержании автомагистрали № 4 – наличие необработанных трещин, множества ям и выбоин на покрытии проезжей части; износ бордюрного камня на всём протяжении дороги, в начале центральной разделительной полосы, где установлены дорожные знаки 4.2.1 «Объезд препятствия справа» нет дорожных знаков (табличек); дорожные знаки 2.4, 3.24 не являются светоотражающими; отсутствуют дорожные знаки 2.4; более 50 % дорожных знаков установлены на фундаментах; отсутствует вертикальная разметка 2.1.1 на опорах освещения, для обозначения препятствия, представляющего опасность для движущихся транспортных средств ( ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ Р 52289-2004; ГОСТ 52290-2004; ГОСТ 10807; ГОСТ 23457).

Перечисленные в акте нарушения автомагистрали № 4 были подтверждены в судебном заседании старшим государственным инспектором по дорожному надзору ОГИБДД ОВД по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району Лелековым А.В. допрошенного судом в качестве специалиста.

Указанные недостатки автомобильной дороги, несоответствие выявленных недостатков установленных государственным стандартам и техническим нормативам, а также необходимость их устранения, представители ответчиков в суде не оспаривали.

Таким образом, исковые требования прокурора о приведении автомагистрали № 4 в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дорогам государственным стандартом, суд полагает законными и обоснованными.

Обязанность по приведению автомагистрали № 4 в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дорогам государственным стандартом, должна быть возложена на администрацию городского поселения «Город Краснокаменск», которая в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязана осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, и на УМП «Дорожно-коммунальное хозяйство», которое обязано непосредственно заниматься техническим обслуживанием автомобильных дорог в границах городского поселения «Город Краснокаменск».

Доводы представителя ответчика – директора муниципального унитарного предприятия «Дорожно-коммунальное хозяйство» Алёхина И.В., о том, что требование о нанесении вертикальной разметки 2.1.1 на опорах освещения, расположенных на разделительной полосе, для обозначения препятствия, предоставляющего опасность для движущихся транспортных средств, не соответствует п. 6.3.2 ГОСТ Р 52289-2004, суд находит необоснованными, поскольку, разметка 2.1.1. применяется также в других случаях, когда препятствия представляют опасность для движущихся транспортных средств, чем в данном случае являются опоры освещения расположенные на разделительной полосе автомагистрали № 4.

Довод представителя администрации городского поселения «Город Краснокаменск» Фроленко Л.Г. о том, что администрация городского поселения все возложенные на неё обязательства выполнило в полном объёме, суд находит несостоятельным.

Заключение договора администрацией городского поселения «Город Краснокаменск» с УМП «Дорожно-коммунальное хозяйство» о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за УМП «ДКХ» не освобождает администрацию городского поселения от обязанности отвечать за надлежащее состояние автомобильных дорог, поскольку стороны по договору наделены взаимными правами и обязанностями по владению, пользованию и распоряжению автомобильных дорог.

Представителем администрации городского поселения «Город Краснокаменск» не представлено документальных доказательств об осуществлении контроля за состоянием городских дорог.

Учитывая объём необходимых работ, а также, принимая во внимание срок действия договора до 31 декабря 2010 года, суд считает необходимым установить срок исполнения возложенной на ответчиков обязанности до 31.12.2010 года.

Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по оплате государственной пошлины 400 рублей, должны быть взысканы в доход государства с УМП «Дорожно-коммунальное хозяйство». Органы местного самоуправления согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края и унитарное муниципальное предприятие «Дорожно-коммунальное хозяйство» в срок до 31 декабря 2010 года привести автомагистраль № 4 в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дорогам Государственным стандартом:

1. заполнить мастикой трещины, деформационные швы проезжей части;

2. заменить бордюрный камень и обеспечить его расположение в соответствии с проектом;

3. заменить на светоотражающие дорожные знаки: 2.4 «Уступите дорогу», расположенный на выезде от дома № 401; 3.24 «Ограничение максимальной скорости – 40 км/ч», расположенный напротив центрального рынка и Дома быта «Новинка» - 2 шт.;

4. установить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» на выезде с нового рынка;

5. дорожные знаки на автомагистрали установить таким образом, чтобы верхний обрез фундамента опоры знаков находился заподлицо с поверхностью обочины;

6. нанести вертикальную разметку 2.1.1 на опорах освещения, расположенных на разделительной полосе, для обозначения препятствия, предоставляющего опасность для движущихся транспортных средств.

Взыскать с УМП «Дорожно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход государства в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья Краснокаменского

городского суда Э.В. Пахатинский