о признании недействующим отдельных положений Устава сельского поселения «Капцегайтуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»,



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судья Краснокаменского городского суда

<адрес> С.Ю.Усольцева

При секретаре ФИО1

С участием заместителя

Краснокаменского межрайонного прокурора ФИО3

Представителя заинтересованного лица ФИО2

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим отдельных положений Устава сельского поселения «Капцегайтуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и <адрес>»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ДД.ММ.ГГГГ обратился с вышеуказанным заявлением в суд, указывая на следующее.

В ходе проверки установлено, что Устав сельского поселения «Капцегайтуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и <адрес>», принятый решением Совета сельского поселения «Капцегайтуйское» от ДД.ММ.ГГГГ № и обнародованный на информационном стенде сельского поселения не соответствует действующему законодательству.

В частности, положения Устава, касающиеся вопросов местного значения, изложенные в его п.21 ч.1 ст.9 об организации освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов; ч.1 ст.9 в части отсутствия указания в перечне вопросов местного значения поселения об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных нормами Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пункт 9 ч.1 ст.10 не соответствует Закону в части полномочий органов местного самоуправления сельского поселения «Капцегайтуское» по урегулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (За исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса надбавок к ценам и тарифам для потребителей.

Статья 10 Устава противоречит Закону в части отсутствия указания на то, что органы местного самоуправления сельского поселения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом « О теплоснабжении».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.11 Устава органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Это положение Устава не соответствует законодательству в сфере организации местного самоуправления в силу прекращения действия аналогичной нормы Федерального закона.

Статья 11 Устава противоречит федеральному законодательству в связи с отсутствием указания на то, что органы местного самоуправления имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.

Часть 13 ст.15 Устава не соответствует Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в части количества членов избирательной комиссии сельского поселения «Капцегайтуйское» с правом решающего голоса.

Часть 10 ст.30 Устава противоречит Федеральному закону №131-ФЗ по порядку досрочного прекращения полномочий депутата Совета поселения.

В части 3 ст.34 Устава отсутствует указание на то, что Совет сельского поселения принимает решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Часть 2 ст.35 Устава противоречит законодательству об организации местного самоуправления в части отсутствия указания на то, что требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Абзац 2 ч.3 ст.35 Устава не содержит указания на то, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Статья 35 Устава противоречит Закону в части отсутствия указания на то, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абз.3 ч.8 ст.44 Федерального закона «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поскольку Устав сельского поселения является основным муниципальным правовым актом, несоответствие отдельных положений которого действующему законодательству нарушает права и законные интересы граждан проживающих на территории данного поселения, его положения должны соответствовать Конституции РФ, действующему федеральному законодательству в области организации местного самоуправления в РФ.

Просил признать недействующими ч.1 ст.9, ст.10, ст.11, ч.13 ст.15, ч.10 ст.30, ч.3 ст.34, ст.35 Устава сельского поселения «Капцегайтуйское», обязать орган местного самоуправления обнародовать вступившее в законную силу судебное решение.

В судебном заседании прокурор ФИО3 доводы и требования заявления поддержала. Суду пояснила, что неоднократные меры прокурорского реагирования на несоответствия отдельных положений Устава действующему федеральному законодательству, оставлены органами местного самоуправления без внимания. В связи с чем прокурор вынужден обратиться с заявлением в суд для защиты законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ.

Представитель по доверенности заинтересованного лица – Совета сельского поселения – Глава сельского поселения «Капцегайтуйское» ФИО4 признал требования и доводы, изложенные в заявлении в полном объеме.

Исследовав Устав сельского поселения, действующую нормативную базу в сфере регулирования отношений по организации местного самоуправления в РФ, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации, ее статьей 130 закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, следует, в частности, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или законодателем субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Отсюда следует, что положения Устава муниципального образования – сельского поселения, в данном случае, должны соответствовать действующему законодательству и не противоречить ему.

Таким нормативным актом является Федеральный закон №131-ФЗ-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В свою очередь в соответствии со ст.1 Указанного Федерального закона местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании ст.4 этого Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, что закреплено в ч.4 ст.7 Федерального закона.

Устав сельского поселения «Капцегайтуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и <адрес>» <адрес> принят решением Совета сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями и дополнениями решениями Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Устав сельского поселения принят управомоченным на то органом местного самоуправления, содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, Устав сельского поселения соответствует признакам, отвечающим нормативному правовому акту органа местного самоуправления и его положения могут быть проверены в порядке ст.245 ГПК РФ, главы 24 ГПК РФ.

В соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №365-ФЗ) относится к вопросам местного значения.

Вместе с тем п.21 ч.1 ст.9 Устава сельского поселения к вопросам местного значения отнесена только организация освещения улиц и установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

В данной редакции п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона был изложен на ДД.ММ.ГГГГ, признанной в настоящее время недействующей.

Вопреки приведенному требованию Закона п.21 ч.1 ст.14 Устава в оспариваемой его части содержит не полный перечень вопросов местного значения, подлежащих разрешению.

Пунктом 34 ч.1 ст.14 Федерального закона предусмотрено оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п.34 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №40-ФЗ).

Тем не менее, в нарушение приведенной норме ч.1 ст.9 Устава – вопросы местного значения сельского поселения не содержит такое указание.

В противоречие с этой нормой п.9 ч.1 ст.10 Устава сельского поселения неправомерно содержит в себе указание на урегулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), что действующей нормой Федерального закона - п.4.1 ч.1 ст.17 Федерального закона (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №237-ФЗ) не предусмотрено.

Пункт 4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона предусматривает в целях решения вопросов местного значения органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении" (введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ), что не предусмотрено в ст.10 Устава.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.11 Устава органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, внесенным в нормативный акт на основании п.2 ч.1 ст.14.1 Федерального закона, который утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №365-ФЗ.

Муниципальные органы имеют право на создание муниципальной пожарной охраны на основании п.8.1 ч.1 ст.14.1 Федерального закона, регламентирующей права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, о чем в ст.11 Устава указания нет.

Часть 13 ст.15 Устава противоречит п.6 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в части определения пяти членов избирательной комиссии сельского поселения «Капцегайтуйское» с правом решающего голоса, в то время как таких голосов должно быть шесть, восемь или десять.

Часть 10 ст.30 Устава в части указания на досрочное прекращение полномочий депутата Совета поселения в иных случаях, установленных Федеральным законом №131-ФЗ противоречит п.10 ч.10 ст.40 указанного Закона, согласно которому полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В ч.3 ст.34 Устава в нарушение ч.3 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ отсутствует указание на то, что Совет сельского поселения принимает решение по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Часть 2 ст.35 Устава вопреки положению ч.4 ст.44 Федерального закона №131-ФЗ не содержит указания на то, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №365-ФЗ).

Абзац 2 ч.3 ст.35 Устава о том, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений, противоречит абз.2 ч.8 ст.44 Федерального закона в части исключения полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления (в ред.Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №365-ФЗ).

Статья 35 Устава противоречит абз.3 ч.8 ст.44 Федерального закона №131-ФЗ в части отсутствия указания на то, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части (абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №365-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 252 ГПК РФ признание требования органом или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

При таком положении, учитывая, что производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, так и для лиц, не участвующих в нем, суд не может принять решение по делу, основываясь только на признании требований представителем заинтересованного лица.

В то же время, суд принимает во внимание признание заинтересованным лицом обстоятельств, изложенных в заявлении и его требований, как подтверждающих несоответствие приведенных в решении положений Устава действующему законодательству в сфере организации местного самоуправления и избирательных прав граждан, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Суд приходит к выводу, что приведенные в решении положения Устава сельского поселения «Капцегайтуйское», его ч.1 ст.9, ст.10 (в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ), ст.11 (в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ), ч.10 ст.30, ч.3 ст.34, ст.35 (в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ), противоречат Федеральному закону №131-ФЗ-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.13 ст.15 Устава противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», поскольку содержат в себе положения указанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, утратившие свое действие, не содержат в себе положений действующего федерального законодательства, поэтому должны быть признаны недействующими в этой части со дня принятия решения судом.

В силу ч.3 ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими после вступления в законную силу влечет за собой утрату силы недействительной части Устава сельского поселения.

Сообщение о решении суда после вступления его в законную силу о признании части положений Устава сельского поселения «Капцегайтуйское» недействующими подлежит публикации в печатном издании Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и <адрес>» – газете «Слава труду», решение суда подлежит обнародованию на информационном стенде сельского поселения «Капцегайтуйское» в соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ, ст.35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации».

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление.

Признать с момента принятия решения суда недействующими часть 1 статьи 9, статью 10 (в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ), статью 11 (в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ), часть 13 статьи 15, часть 10 статьи 30, часть 3 статьи 34, статьи 35 (в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ) Устава сельского поселения «Капцегайтуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и <адрес>».

После вступления его в законную силу решения суда о признании части положений Устава сельского поселения «Капцегайтуйское» недействующими опубликовать сообщение о нем в печатном издании Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и <адрес>» – газете «Слава труду».

Обязать Совет сельского поселения «Капцегайтуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и <адрес>» обнародовать после вступления в законную силу решение суда на информационном стенде сельского поселения «Капцегайтуйское».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 10 дней с момента принятия путем подачи кассационной жалобы через Краснокаменский городской суд.

Судья С.Ю.Усольцева