Решение о признании недействующими отдельных положений Устава сельского поселения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснокаменск 23 ноября 2010 года

Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Пахатинского Э.В.,

при секретаре Бадмаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими отдельных положений Устава сельского поселения «Соктуй-Милозанское»,

УСТАНОВИЛ:

Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокурорской проверкой выявлены несоответствия Устава сельского поселения «Соктуй-Милозанское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» действующему законодательству РФ.

Просит суд признать недействующими часть 1 статьи 9; статью 10; статью 11; часть 13 статьи 15; часть 10 статьи 30; часть 3 статьи 34 и статью 35 Устава сельского поселения «Соктуй-Милозанское», обязав орган местного самоуправления обнародовать вступившее в законную силу судебное решение.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Титова Е.С. заявленные требования поддержала, дала объяснения, аналогичные содержанию заявления.

В судебном заседании глава сельского поселения «Соктуй-Милозанское» Кузнецов А.Г., действующий на основании прав по должности, с требованиями заявления был согласен. Также пояснил, что в настоящее время ведется работа по приведению устава в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 9 Устава к вопросам местного значения сельского поселения относится организация освещения улиц и установка указателей с наименованием улиц и номерами телефонов.

В то же время в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) к вопросам местного поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

В ч. 1 ст. 9 Устава определены вопросы местного значения сельского поселения «Юбилейнинское», в котором в нарушение п. 34 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) отсутствует указание на поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Устава органы местного самоуправления сельского поселения «Соктуй-Милозанское» имеют право регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с п. 4.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями на регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Таким образом, из полномочий органов местного самоуправления исключены полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).

В ст. 10 Устава определены полномочия органов местного самоуправления сельского поселения, в котором в нарушение п. 4.2. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) отсутствует указание на полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 11 Устава органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории сельского поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Данный пункт Устава противоречит ст. 14.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.), так как п. 2 ч. 1 ст. 14.1. указанного Закона утратил силу.

В ст. 11 Устава определены права органов местного самоуправления сельского поселения, в котором в нарушение п. 8.1. ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) отсутствует указание на право органов местного самоуправления создавать муниципальную пожарную охрану.

В ч. 2 ст. 11 Устава установлено, что органы местного самоуправления сельского поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции иных органов, за счет собственных доходов местного бюджета (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Забайкальского края).

Данный пункт Устава противоречит ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.), согласно которому органы местного самоуправления поселения вправе решать соответствующие вопросы за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В ст. 10 Устава определены полномочия органов местного самоуправления сельского поселения, в котором в нарушение п. 8.2. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) отсутствует указание на полномочия по утверждению и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно ч. 13 ст. 15 Устава избирательная комиссия сельского поселения формируется в количестве пяти членов с правом решающего голоса.

Данный пункт Устава противоречит п. 6 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса.

Согласно п. 12 ч. 10 ст. 30 Устава полномочия депутат Совета поселения прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ.

Данный пункт Устава противоречит п. 10 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.), согласно которому полномочия депутата могут быть прекращены в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В ст. 34 Устава определена система муниципальных правовых актов. В нарушение ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) отсутствует указание на принятие решений представительным органом муниципального образования по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) установлено, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Однако данное положение в ч. 2 ст. 35 Устава отсутствует.

В абз. 2 ч. 3 ст. 35 Устава закреплено, что изменения и дополнения, внесенные в Устав сельского поселения «Соктуй-Милозанское» и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Совета поселения, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений и дополнений.

Однако указанное положение не соответствует абз. 2 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.), согласно которому изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В абз. 3 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) установлено, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части. Однако данное положение в ст. 35 Устава отсутствует.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. от 28.09.2010 г.) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Поскольку в судебном заседании нашли подтверждения несоответствия Устава требованиям, предъявляемым законом, следует признать недействующими часть 1 статьи 9; статью 10; статью 11; часть 13 статьи 15; часть 10 статьи 30; часть 3 статьи 34 и статью 35 Устава сельского поселения «Соктуй-Милозанское», обязав орган местного самоуправления обнародовать вступившее в законную силу судебное решение.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Краснокаменского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать недействующими часть 1 статьи 9; статью 10; статью 11; часть 13 статьи 15; часть 10 статьи 30; часть 3 статьи 34 и статью 35 Устава сельского поселения «Соктуй-Милозанское».

Обязать Совет сельского поселения «Соктуй-Милозанское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить данное решение суда на информационном стенде сельского поселения «Соктуй-Милозанское».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение 10 дней со дня провозглашения.

Судья Э.В. Пахатинский