Решение по иску о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Краснокаменск «25» января 2011 г.

Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Клейнос С.А.,

при секретаре Ковшар О.Ю,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Прокопьевой С.П. к Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», Правительству Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Краснокаменский межрайонный прокурор, действующий в интересах Прокопьевой С.П., обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокопьева С.П. обратилась в межрайонную прокуратуру с заявлением по вопросу оказания содействия в предоставлении жилого помещения. В связи с тем, что мать Прокопьевой С.П. умерла, отец лишён родительских прав, Прокопьева С.П. является лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В ходе проведённой проверки, прокуратурой было установлено, что Постановлением Главы администрации Города Краснокаменск и Краснокаменский район № *** от ***г. за Пркопьевой С.П., П-1, П-2., П-3 было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г.Краснокаменск дом *** кв.***, общей площадью *** кв.м. В связи с тем, что на момент закрепления обеспеченность жилой площадью на человека составляла меньше установленной социальной нормы, закрепление за Прокопьевой С.П. данного жилого помещения являлась необоснованным.

В настоящее время в указанной квартире, помимо заявительницы, проживают П-1, П-2,П-3, П-4,П-5,П-6. В закреплённой за Прокопьевой С.П. однокомнатной благоустроенной квартире отсутствуют рамы внутреннего остекления, на кухне отсутствует остекление дверного проёма балконной двери, отключено горячее водоснабжение в связи с задолженностью за коммунальные услуги. Поскольку указанное жилое помещение не соответствует социальным и санитарным нормам, проживание Прокопьевой С.П. в нём не представляется возможным. В соответствии с законодательством детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди не ниже установленных социальных норм, за счёт субвенций бюджету муниципального района, предоставляемых из бюджета Забайкальского края. В связи с тем, что другое жилое помещение Прокопьевой С.П. не предоставлено, полагает, что тем самым грубо нарушены её жилищные права и просит суд обязать Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» за счёт средств бюджета Забайкальского края предоставить Прокопьевой С.П. жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, расположенной в черте города Краснокаменск, отвечающей санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма.

Определением от 21.12.2010 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.

В судебном заседании, представитель процессуального истца заместитель прокурора Солдатова О.И. исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении поддержала, дополнив, что в связи с тем, что на момент закрепления жилого помещения в жилом помещении проживало 6 человек, обеспеченность жилой площадью на одного человека была менее 6,5 кв. метров, то согласно Постановлению Главы Администрации Читинской области от 17.11.1997 г. № 977 «О правилах учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений по договору социального найма, найма либо приобретения жилья за счёт собственных средств в домах государственного, муниципального жилищных фондов в Читинской области», действовавшем на момент закрепления за Прокопьевой С.П. жилого помещения и менее учётной нормы-12 кв.м, установленной Решением Совета городского поселения «Краснокаменское» от 16.02.2006 г. № 12, с изменениями Решением от 10.04.2008 г. № 28, на момент предоставления жилого помещения, в 2008 году, семья Прокопьевых могла быть признана нуждающимися в улучшении жилищных условий, на сегодняшний день в квартире проживают 7 человек, задолженность по квартплате и коммунальным услугам на 01.01.2011 г. составляет *** рубля.

В судебном заседании истица Прокопьева С.П. исковые требования подержала, пояснила суду, что в квартире по адресу: г.Краснокаменск, дом *** кв.*** она проживала с родителями до помещения в Краснокаменский детский дом, после обучалась в училище № *** и в августе 2008 года, по достижении совершеннолетия вселилась в квартиру, там не было горячей воды, несколько раз оплачивала за квартиру, на имеющиеся деньги сделала ремонт. Квартира не соответствует санитарным нормам, нет горячей воды, в ней невозможно проживать.

Представитель ответчика Администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Крапивина М.А., действующая по Доверенности от *** г. №***, исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях.

Ответчик Правительство Забайкальского края своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. Представитель ответчика С., действующая по Доверенности от ***г. №***, предварительно направила суду письменные возражения на исковое заявление, в которых ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие, где также указала, что с исковыми требованиями не согласна, просила в удовлетворении требований отказать, поскольку за Прокопьевой С.П. закреплено жилое помещение.

Ответчик Министерство Финансов Забайкальского края своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. Представитель ответчика Г., действующая по Доверенности от *** г. №*** предварительно направила суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит рассматривать дело без участия представителя ответчика, где также указала, что с исковыми требованиями не согласна, поскольку Прокопьева С.П. не является участником бюджетного процесса по предоставлению субвенций, является лицом из числа детей-сирот, которым жилые помещения вне очереди не предоставляются, предоставляются в порядке очередности как нуждающиеся в жилом помещении, просит суд в удовлетворении требований отказать в связи с необоснованностью.

При таком положении, суд находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав объяснения процессуальных соистцов, объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из объяснения истицы Прокопьевой С.П., представителя ответчика Крапивиной М.А., ответа на запрос прокуратуры следует, что мать Прокопьевой С.П. года рождения, умерла в 1996 году, отец лишён родительских прав решением Краснокаменского городского суда от ***г. С 1999 года истица Прокопьева С.П. являлась воспитанницей Краснокаменского детского дома, в 2007 году была зачислена на полное государственное обеспечение в ГОУ НПО «Профессиональное училище №***, где ей было предоставлено общежитие, однако с августа 2008 года она в нём не проживала, проживала по адресу: г.Краснокаменск, д.*** кв.***. В мае 2010 года была отчислена за неуспеваемость из ГОУ НПО «Профессиональное училище № ***».

В судебном заседании установлено, что за Прокопьевой С.П. закреплено жилое помещение по адресу: г.Краснокаменск, д.*** кв.*** о чём свидетельствуют объяснения процессуальных соистцов, объяснения представителя ответчика Крапивиной М.А., подтверждённые Постановлением Главы Администрации района от 05.05.1999г. №***, ответом на запрос прокуратуры.

В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Исходя из вышеуказанной нормы закона, поскольку мать Прокопьевой С.П. умерла, а отец был лишён родительских прав, когда Прокопьева С.П. не достигла 18 лет, а на момент обращения с иском в суд её исполнилось 20 лет, Прокопьева С.П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В п.2 ст.7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Закон Забайкальского края) закреплены аналогичные социальные гарантии по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из приведённых выше норм следует, что вне очереди жильём после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что за истицей Прокопьевой С.П. закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: г.Краснокаменск, д.*** кв.***.

Доводы представителя процессуального истца Солдатовой О.И. о том, что жилое помещение закреплено за истицей необоснованно, поскольку норма жилой площади на одного человека была менее установленной нормы судом не принимаются по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст.149 СК РФ, действовавшей на момент закрепления за Прокопьевой С.П. жилого помещения по адресу: г.Краснокаменск, д.*** кв.*** дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, иных аналогичных учреждениях, имели право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имели право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно статье 37 «Жилищного кодекса РСФСР» вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Подпунктом б) п. 26 Постановления Главы Администрации Читинской области от 17.11.1997 г. № 977 «О правилах учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений по договору социального найма, найма либо приобретения жилья за счёт собственных средств в домах государственного, муниципального жилищных фондов в Читинской области» было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

Таким образом, по смыслу норм, действовавших на момент закрепления жилого помещения за Прокопьевой С.П. за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей закреплялось, то жилое помещение, право пользование, которым у них возникло, как членов семьи нанимателей жилого помещения, - родителей, по месту жительства родителей, откуда они выбыли на воспитание, при этом необходимым условием было возможность возвращения такого жилого помещения, а не обеспеченность жилой площадью на одного человека.

Поскольку в судебном заседании установлено, что истице Прокопьевой С.П. по достижению ею совершеннолетия и выбытию из образовательного учреждения ГОУ НПО « Профессиональное училище №***» закреплённое за ней жилое помещение возвращено, она в течение двух лет проживала и пользовалась жилым помещением, несоответствие общей площади жилого помещения, установленным социальным нормам даёт право Прокопьевой С.П. встать на учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий и право на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке очерёдности ( п.2 ч.1 ст.51, ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, невозможность проживания в закреплённой квартире истцы обосновывают непригодностью жилого помещения для проживания, несоответствия его санитарным нормам, а именно отсутствием рам внутреннего остекления, отсутствием на кухне остекление дверного проёма балконной двери, отключением горячего водоснабжения в связи с задолженностью за коммунальные услуги, в качестве доказательств указанных обстоятельств ссылаются на акт обследования жилищно-бытовых условий от 13.12.2010 г..

Вместе с тем, согласно выводу, приведённому в указанном акту обследования состояние квартиры *** дома *** г.Краснокаменск удовлетворительное, жилое помещение пригодно для проживания. Отсутствие рам внутреннего остекления связано с тем, что жильцы сами выставили рамы, рамы имеются и хранятся на балконе, имеется стекло для остекления дверного проёма балконной двери.

Из объяснений истицы Петровой С.П., объяснений представителя ответчика Крапивиной М.А., ответа на запрос прокуратуры следует, что горячее водоснабжение в квартире *** дома ***г. Краснокаменск отсутствует по причине задолженности по квартплате и коммунальным услугам, которую допустили проживающие в квартире жильцы, в том числе истица Прокопьева С.П., поскольку с августа 2008 года она проживала и пользовалась жилым помещением. Вместе с тем, доказательств, что она вносила плату за коммунальные услуги, суду не предоставила. Из представленных копии лицевого счёта, ответа на запрос суда о размере задолженности по квартплате и коммунальным услугам следует, что задолженность на 01.01.2011 г. составила *** рубля. Оплата за период проживания истицы в квартире поступала четыре раза, однако достоверно установить, что данную оплату производила истица, не представляется возможным.

В соответствии с ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Постановления Правительства РФ признание помещения жилым помещением, пригодным или непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется создаваемой органами местного самоуправления для этих целей межведомственной комиссией.

Из вышеприведенных норм законодательства следует, что допустимым доказательством пригодности или непригодности жилого помещения для проживания в нём граждан является решение межведомственной комиссии. Однако, такого решения, истцами суду не представлено.

Оценив имеющиеся доказательства, поскольку состояние квартиры и условия в ней проживания связаны с действиями (бездействием) граждан проживающих в данной квартире, а не по причинам, зависящим от ответчиков, жилое помещение не признано непригодным для проживания в установленном законодательством порядке, суд приходит к выводу, что жилое помещение – квартира *** дома *** г. Краснокаменск, соответствует санитарным нормам, а доводы истцов являются несостоятельными.

Таким образом, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, собранных по делу доказательств суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Прокопьевой С.П. к Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», Правительству Забайкальского края, Министерству Финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

«Не вступило в законную силу»

Судья С.А.Клейнос