РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2011 года город Краснокаменск
Судья Краснокаменского городского суда
Забайкальского края С.Ю.Усольцева
При секретаре С.А.Пискаревой
С участием представителей ответчиков А.М.Петренко, В.М.Пичугова
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» об исполнении обязанности в натуре,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой по надзору и соблюдению законов в исправительных учреждениях Забайкальского края проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного законодательства в ФБУ «ИК-10 УФСИН по Забайкальскому краю» (далее ИК-10), в ходе которой установлено, что ответчик осуществляет свою деятельность с нарушением положений федерального законодательства о пожарной безопасности.
В нарушение статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п.п.16, 176 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС №313 от 18 июня 2003 года в помещениях с постоянным пребыванием более 50 человек – общежитиях для осужденных №№ с * по *, штрафном изоляторе, пищеблоке, швейном цеху, помещении для краткосрочных свиданий отсутствует дублированная световая сигнализация и система оповещения людей о пожаре.
Администрацией ИК-10 не выполняются возложенные на нее обязанности соблюдения требований противопожарной безопасности, допускаются действия по нарушению противопожарных норм и бездействие.
Нарушаются права неопределенного круга лиц – осужденных и сотрудников учреждения на обеспечение пожарной безопасности – состояние защищенности от пожара.
Обратившись в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ, прокурор просил оборудовать в помещениях с постоянным пребыванием более 50 человек – общежитиях для осужденных отрядов № *, *, *, штрафном изоляторе, пищеблоке, швейном цеху, помещении для краткосрочных свиданий дублированной световой, звуковой и визуальной пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре.
В судебное заседание представитель истца не явился, будучи надлежаще уведомлен, не просил об отложении, не заявил об уважительности причин неявки.
В таком случае гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя в порядке ст.167 ГПК РФ.
10 марта 2011 года представитель истца уточнил требования иска, просил оборудовать в общежитиях для осужденных отрядов № *, *, * штрафном изоляторе, столовой в жилой зоне, швейном цеху, помещении для краткосрочных свиданий автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре.
В судебном заседании представитель ответчика – ИК-10 по доверенности Пичугов В.М. и представитель УФСИН, ФСИН по доверенности Петренко А.М., не отрицая обязанности учреждения по исполнению требований федерального законодательства о противопожарной безопасности, ссылались на отсутствие бездействия со стороны ИК-10 в этой части. Указывали на неисполнение ответчиками своих обязательств по причине отсутствия достаточного финансирования для этих целей.
Кроме того, представители, ссылаясь на ведомственные нормативные акты, поясняли об отсутствии необходимости защиты автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией таких объектов как варочные залы и цеха с мокрыми процессами столовой, помещений со строгими условиями содержания осужденных (отряд №10), камер штрафных изоляторов и помещения камерного типа.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Истец, заявляя требования, правильно ссылается на нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» согласно статье 37 которого на руководителей организаций возложен контроль за пожарной безопасностью.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 года №313.
Вместе с тем, прокурор неправильно ссылается на пункты 16 и 17 указанных Правил, которые регламентируют установку световой, звуковой и визуальной информирующей сигнализации в зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные).
Согласно статье 2 Федерального закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в статье 20 Федерального закона указано, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Приказом ФСИН Российской Федерации от *** 2005 года №*** утвержден Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Настоящий Перечень устанавливает основные требования по пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, образовательных и лечебно-профилактических учреждений ФСИН России автоматическими установками пожаротушения (далее - АУПТ) и автоматической пожарной сигнализацией (далее - АПС).
В пункте 2 Перечня предусмотрено, что требования настоящего Перечня должны соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации зданий, сооружений, помещений и оборудования учреждений и органов ФСИН России.
В зданиях и сооружениях следует защищать АУПТ и АПС все помещения независимо от площади, кроме:
помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
варочных залов столовых и пищеблоков, аккумуляторных, зарядных и кислотных помещений;
помещений со строгими условиями содержания осужденных, камер следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, камер тюрем, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещений камерного типа (исключение составляют общежития для проживания осужденных, которые следует оборудовать автономными дымовыми пожарными извещателями).
Стороной ответчиков суду представлены выписки из актов технического осмотра зданий на территории учреждения (л.д. ), из которых видно, что после пожара 17 апреля 2011 года в удовлетворительном состоянии в настоящее время находятся: здание штрафного изолятора (л.д. ), здание общежитий № * (швейный цех, мастерские ПТУ) и №* (отряд №* и №*) (л.д. ), здание столовой (л.д. ).
Из этих помещений в общежитии №* пожарная сигнализация установлена и введена в эксплуатацию с 05 апреля 2011 года, что следует из актов приема в эксплуатацию пожарной сигнализации (л.д. ).
Как следует из перечня объектов недвижимости, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления (л.д. ) швейный цех расположен в общежитии №*; комнат свиданий несколько, расположенной в КПП (л.д. ), где установлена АПС и в здании комнаты свиданий УКП (л.д. ), где сигнализации нет.
Отряд №** – отряд со строгими условиями содержания, исходя из представленного суду списка (л.д. ).
Эти же обстоятельства в суде подтвердили представили ответчиков Пичигов В.М. и Петренко А.М.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, с учетом положений Перечня, требования иска подлежат частичному удовлетворению.
Автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией подлежат оборудованию: швейный цех, здание комнаты свиданий УКП; в столовой жилой зоны – тамбуры, коридоры, раздевалки, обеденный зал, комната завхоза, кладовая, кабинет заведующей, помещение.
Не подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией общежитие для осужденных отрядов №№ *, *, поскольку нарушения правил пожарной безопасности в этом помещении устранены; штрафной изолятор и отряд №10, поскольку в этих помещения не предусмотрена установка АУПТ и АПС.
Согласно экспликации в поэтажному плану здание (строение) – Столовая в жилой зоне ИК имеет следующие помещения, отнесенные пунктом 2 перечня, к таким, где не предполагается установка пожарной сигнализации: санузел, душевую, два овощных цеха, рыбный и мясной цеха, моечный цех, умывальник, горячий цех, холодильные камеры (л.д. ).
Другие здания, где располагались отряды №№*,*,*,*, уничтожены в результате пожара.
Следует отметить, что до момента уничтожения ряда зданий на территории учреждения была произведена установка пожарной сигнализации в отрядах №* – ** декабря 2010 года (л.д. ); отрядах №№ *,* – принята в эксплуатацию с 21 марта 2011 года (л.д. ).
Как следует из Положения о ФБУ ИК-10 (Учреждение), утвержденной ФСИН ** 2008 года №***, Учреждение обладает правом оперативного управления имуществом, находящемся на его балансе – объектами государственной собственности (пункт 5.1., 5.6.); Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества, контроль за его деятельностью в этой части осуществляется УФСИН и ФСИН России, при недостаточности у Учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несет ФСИН России в порядке, установленным действующим законодательством (пункт 5.5.).
Поэтому обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности следует возложить на ФБУ ИК-10, УФСИН России по Забайкальскому краю. При недостаточности денежных средств обязанность по финансированию деятельности в области пожарной безопасности возложить на ФСИН России.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Частично удовлетворить иск прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц.
Обязать администрацию Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №10 УФСИН России по Забайкальскому краю», Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю оборудовать автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией: швейный цех, здание комнаты свиданий УКП; в столовой жилой зоны – тамбуры, коридоры, раздевалки, обеденный зал, комната завхоза, кладовая, кабинет заведующей, помещение.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Возложить обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России осуществить финансирование мероприятий по оборудованию автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией ФБУ ИК-10, УФСИН России по Забайкальскому краю в случае недостаточности финансовых средств у указанных учреждений.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней с момента принятия мотивированной части путем подачи кассационной жалобы через Краснокаменский городской суд.
Судья С.Ю.Усольцева