дело № 2-55/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснокаменск 31 января 2011 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пахатинского Э.В.,
при секретаре Коноваловой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Козлова В.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) о перерасчёте трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Козлов В.С. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что с 2003 года он получает трудовую пенсию по старости. При назначении пенсии ответчиком неправильно был определён её ежемесячный размер. По мнению истца в трудовой стаж, который должен составлять 38 лет, не включены периоды службы в Советской Армии и учёбы в школе локомотивных машинистов. Кроме этого, ответчиком в нарушение ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» неправильно применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации – 1,2. В г. Краснокаменске установлен районный коэффициент 1,4, т.к. он относится к местности районов Севера, поэтому при определении ему индивидуального коэффициента пенсионера должно применяться отношение 1,4. Ошибочно рассчитанные данные повлекли за собой занижение размера пенсии. Истец просит суд, включить в трудовой стаж периоды службы в Советской Армии и учёбы в школе локомотивных машинистов, произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,75 % и соотношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате 1,4, пересчитать валоризацию и выплатить недополученную пенсию.
Козлов В.С. в ходе судебного разбирательства неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил суд обязать ответчика считать стаж до 30.12.1990 года полных 27 лет, произвести перерасчёт и выплатить разницу недополученной пенсии за период с 01.05.2003 года по 31.12.2010 года с учётом стажевого коэффициента 0,75 %, повышающего к базовой части коэффициента в размере 1,4 и соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате 1,7. В остальной части исковых требований, отказался. Суду пояснил, что в нарушении статьи 30 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ответчик неправильно определил ему размер индивидуального коэффициента пенсионера, в результате чего, начиная с 01.05.2003 года пенсия ему выплачивалась в меньшем размере, чем полагалось по закону. По его мнению, при подсчёте размера пенсии должны быть применены:
- стажевый коэффициент 0,75 %, с учётом специального стажа 12 лет 06 месяцев и общего трудового стажа в 38 лет;
- соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по России не свыше 1,7 для лиц, проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8, т.к. он работал на железнодорожной станции «Краснокаменск», где размер районного коэффициента к заработной плате установлен 1,5.
Кроме этого, в трудовой стаж должны быть включены периоды службы в Советской Армии в льготном исчислении – один день военной службы за два дня работы и учёбы в школе локомотивных машинистов.
С учётом изменённых данных в расчёте трудовой пенсии, должна быть изменена и пересчитана валоризация.
Таким образом, в связи с допущенными Пенсионным органом нарушениями с 01.05.2003 года истцу не доплачивалась пенсия.
Определением суда от 31.01.2011 года производство по делу, в части заявленных исковых требований Козлова Виктора Степановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) о выплате 218025,00 рублей, прекращено в связи с отказом от исковых требований.
Представители ответчика Носачёва О.А. и Коренева Е.В., действующие на основании доверенностей, иск не признали, суду пояснили, что трудовая пенсия по старости назначена Козлову В.С. 21.04.2003 года на основании п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Ранее трудовая пенсия по старости состояла из базовой и страховой частей. С 01.01.2010 года трудовая пенсия по старости состоит только из страховой части, в состав которой введён фиксированный базовый размер, который является сугубо индивидуальным для каждого пенсионера, т.к. зависит от продолжительности имеющегося трудового стажа, заработной платы и суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо. Продолжительность общего трудового стажа истца с учётом которого определяется размер страховой части пенсии по состоянию 01.01.2002 года составила 34 года 09 месяцев 02 дня, в том числе специальный стаж 27 лет 10 месяцев 03 дня.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия была рассчитана по наиболее выгодному варианту с применением индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из специального стажа работы истца.
Учитывая специальный трудовой стаж истца в размере 27 лет 10 месяцев 03 дня при расчёте пенсии Козлову В.С. был установлен стажевый коэффициент 0,70 % (0,55 % за 12 лет 06 месяцев требуемого стажа + 0,01 % за каждый полный год сверх требуемого стажа).
Оснований для применения при подсчёте пенсии повышенного коэффициента 1,4 у Пенсионного органа не имеется, поскольку г. Краснокаменск не относится к районам Крайнего севера и приравненных к ним местностях.
Период прохождения военной службы по призыву был включён в общий трудовой стаж работы истца календарно наравне с периодами работы, в соответствии с этим страховая часть пенсии была пересчитана. Для зачёта в трудовой стаж истца периода учёбы с 06.01.1971 года по 15.04.1972 года истцу необходимо представить в Пенсионный орган справку, подтверждающую выплату заработной платы за период обучения, т.к. профессиональное обучение на производстве за счёт организации подтверждается записью в трудовой книжке и справкой организации о сохранении за работником заработной платы за период обучения.
Таким образом, Пенсионный орган полагает, что пенсия Козлову В.С. исчислена в соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения его исковых требований не имеется.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения истца, представителей ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом, Козлову В.С. с 2003 года была назначена трудовая пенсия по старости, в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Из доводов истца следует, что исчисление пенсии произведено ответчиком неправильно. По мнению истца, неправильность исчисления пенсии обусловлена неверным исчислением стажевого коэффициента, а также неверным определением отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране.
Оценивая данные доводы истца, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Статьёй 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрен порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц путём конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал. При этом пунктом 5 указанной статьи установлено, что преобразование пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 Федерального закона, может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося или полного). В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01 января 2002 года, определённая в пункте 1 статьи 27 названного Федерального закона.
Представитель ответчика Коренева Е.В. пояснила, что пенсия начислялась истцу по наиболее выгодному варианту. При определении величины расчётного пенсионного капитала был применён стаж на соответствующих видах работ – 12 лет 06 месяцев, в связи с чем, стажевый коэффициент был определён в размере 0,70 % (0,55 % - 12 лет 06 месяцев требуемого стажа + 0,01 % за каждый полный год сверх требуемого стажа работы – 0,15 %).
Суд соглашается с исковыми требованиями истца в части включения в стаж работы на соответствующих видах работ периода прохождения военной службы по призыву в льготном исчислении – один день военной службы за два дня работы исходя из следующего.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, служба в составе Вооружённых сил СССР также засчитывается в стаж работы. Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчёта один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.
Как следует из материалов пенсионного дела и не оспаривалось представителями ответчика, Козлов В.С. начал свою трудовую деятельность с июня 1965 года и в октябре 1967 года был уволен в связи с призывом на действительную военную службу. С октября 1967 по декабрь 1969 года проходил военную службу в составе Вооружённых сил СССР, в связи с чем, льготный порядок исчисления периода военной службы по призыву с 22 октября 1967 года по 07 декабря 1969 года составил – 04 года 03 месяца 02 дня (при фактической продолжительности 02 года 01 месяц 16 дней).
Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачёта такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из вышеизложенного стаж на соответствующих видах работ составляет 32 года 01 месяц 05 дней, стажевый коэффициент должен быть определён в размере 0,74 % (0,55 % - 12 лет 06 месяцев требуемого стажа + 0,01 % за каждый полный год сверх требуемого стажа работы – 0,19 %).
С учётом установленного стажевого коэффициента ответчику необходимо произвести перерасчёт и выплатить истцу разницу недополученной трудовой пенсии за период с 01.05.2003 года по 31.12.2010 года.
Также подлежит зачёту в общий трудовой стаж период учёбы в Читинской школе машинистов с 01 июня 1971 года по 05 апреля 1973 года – 01 год 10 месяцев 04 дня.
Исковые требования в части применения повышающего к базовой части коэффициента в размере 1,4 и соотношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате 1,7 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для определения расчётного размера трудовой пенсии. Для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в более высоких размерах в зависимости от размера установленного районного коэффициента
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях» перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029 утверждён Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. В Забайкальском крае к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены районы Каларский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский.
Город Краснокаменск, равно как и железнодорожная станция «Краснокаменск» не входят в состав местностей, отнесённых к числу районов Крайнего Севера или приравненных к районам Крайнего Севера. В г. Краснокаменске и пос. Октябрьском на основании Постановления Госкомтруда СССР от 04.05.1971 года № 174/13 был установлен коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций в размере 40 %, но не в связи с отнесением указанных населённых пунктов к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, а по другим основаниям. Однако установление более высокого районного коэффициента к заработной плате не даёт основания для применения в г. Краснокаменске положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотренных для лиц проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Доводы истца о том, что при расчёте пенсионного капитала стажевый коэффициент рассчитывается исходя из специального стажа работы и общего трудового стажа, суд находит не основанными на законе.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в бюджет муниципального района следует взыскать государственную пошлину за удовлетворение требований неимущественного характера по иску физического лица – 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козлова В.С. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) произвести перерасчёт и выплатить разницу недополученной трудовой пенсии Козлову В.С. за период с 01.05.2003 года по 31.12.2010 года, исходя из стажевого коэффициента 0,74 %.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) в бюджет муниципального района государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд, в течении 10 дней, исчисляемых со дня изготовления решения в окончательной форме.
Копия верна.
Судья (подпись)
Судья Э.В. Пахатинский