Решение по иску о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Краснокаменск «27» сентября 2011 г.

Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Клейнос С.А.,

при секретаре Яргиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рассадиной Т.Т. к Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о признании сделки приватизации жилого помещения состоявшейся и признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что её мать П. с 06 июля 2006 г. по 05 октября 2010 года была зарегистрирована и фактически проживала по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, общежитие <данные изъяты>. 05 октября 2010 г. между собственником общежития – Администрацией городского поселения «Город Краснокаменск» и П. был заключен договор социального найма этого помещения. П. было принято решение о приватизации комнаты в общежитии, она выдала истцу доверенность, на основании которой истец собирала в интересах П. документы, необходимые для приватизации, и 23 ноября 2010 г. П. обратилась к ответчику с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения. 28 декабря 2010 года был оформлен договор № <данные изъяты> о передаче в собственность П. жилого помещения <данные изъяты> в здании общежития № <данные изъяты> по проспекту *** г. Краснокаменска. Договор был подписан Главой городского поселения «Город Краснокаменск», П. не подписала указанный договор, так как в его тексте была допущена техническая ошибка, вместо жилого помещения №<данные изъяты>, которое занимала П., было указано жилое помещение № <данные изъяты>. Договор, в котором была устранена техническая ошибка оформить стороны не успели, так как 26 февраля 2011 года П. умерла и приватизация не была доведена до конца, право собственности П. не было зарегистрировано.

Обосновывая вышеизложенным, указывая, что она, Рассадина Т.Т. является единственной наследницей П., а также, что её матери не могло быть отказано в приватизации жилого помещения, поскольку иного жилого помещения у неё в собственности не было, в приватизации ранее она не участвовала, свое заявление о приватизации она не отзывала, приватизация не была доведена до конца по не зависящим от матери причинам, просила суд признать сделку приватизации указанного жилого помещения состоявшейся и признать свое право собственности в порядке наследования на это жилое помещение. В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, отказалась от части требований, а именно от требований признать сделку приватизации указанного жилого помещения состоявшейся. Определением от 27 сентября 2011 г. частичный отказ от иска принят судом, производство в этой части прекращено.

В судебном заседании истец Рассадина Т.Т. и её представитель адвокат Петров В.М., действующий на основании ордера, исковые требования, с учетом их уточнений поддержали в полном объеме, дали объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрация городского поселения «Город Краснокаменск», Ермошин Э.А., действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что сторона ответчика не оспаривает тех обстоятельств, что П. имела право приватизации, занимаемого ею жилого помещения на условиях договора социального найма, подала заявление о передаче ей в собственность этого жилого помещения, был оформлен и подписан со стороны ответчика договор о передаче квартир в собственность граждан, однако, вопрос о признании права собственности истца в порядке наследования должен быть рассмотрен судом, так как право собственности П. не было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – КГУП «Забайкальское БТИ», Лыткина В.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании дала пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований исходя из следующего.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации, права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

В судебном заседании установлено, что П. занимала жилое помещение – комната <данные изъяты> в общежитии <данные изъяты> г.Краснокаменска общей площадью 17,1 кв.м на условиях договора социального найма. В дальнейшем, наименование жилого помещения и его место нахождение было изменено на жилое помещение – квартира, находящаяся по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, <данные изъяты>. 23 ноября 2010 г. П. обратилась в Администрацию городского поселения «Город Краснокаменск» с заявлением о передаче ей в собственность на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» указанного жилого помещения. 28 декабря 2010 г. Администрацией городского поселения «Город Краснокаменск» оформлен и подписан Договор о передаче квартир в собственность граждан №***, в котором в п.1 допущена техническая ошибка, указано, что П. передано жилое помещение №*** в здании общежития №***, при этом, в адресе жилого помещения указано жилое помещение № ***.

Названные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, договором социального найма №*** от 05.10.2010 г., справками с места жительства, копией лицевого счета, заявлением от 23.11.2010 г., Договором №*** от 28.12.2010 г..

26 февраля 2011 года П. умерла.

Рассадина Т.Т. приходится П. дочерью.

Согласно объяснениям Рассадиной Т.Г., она является единственной наследницей П..

Из наследственного дела № ***/2011 г. следует, что 16 августа 2011 г. Рассадина Т.Т., являясь единственной наследницей П., обратилась к нотариусу Краснокаменского нотариального округа Забайкальского края с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру по адресу: Забайкальский край, г.Краснокаменск, <данные изъяты> после умершей 26 февраля 2011 г.П.

Обстоятельств, что кроме Рассадиной Т.Т., у П. имеются иные наследники, судом не установлено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием, при этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение. Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Таким образом, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы в уполномоченный орган, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Поскольку при жизни П. было подано заявление на передачу ей в собственность занимаемой квартиры, оформлен договор на передачу квартиры в её собственность, однако в связи со смертью П. право собственности на квартиру за ней не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Рассадина Т.Т. является наследницей П. по закону, в течение срока для принятия наследства приняла наследство в виде спорной квартиры, то исковые требования подлежат удовлетворению.

Право собственности Рассадиной Т.Т. подлежит государственной регистрации в установленном законно порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать право собственности Рассадиной Т.Т. на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: Забайкальский край, город Краснокаменск, <данные изъяты>, в порядке наследования имущества, оставшегося после П., умершей 26 февраля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение 10 дней с даты принятия решения в окончательной форме.

«Не вступило в законную силу»

Судья С.А.Клейнос