В удовлетворении требования о признании незаконными действия Краснокаменского межрайоннгого прокурора , возложении обязанности отозвать требование, отказано



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Краснокаменский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Пахатинского Э.В.,

при секретаре Коноваловой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по жалобе начальника <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> об оспаривании действий Краснокаменского межрайонного прокурора,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ начальник Краснокаменского РО СП УФССП России по <адрес> ФИО2 обратилась в суд с жалобой ссылаясь на то, что при проведении прокурорской проверки деятельности службы судебных приставов при исполнении решений (постановлений) о взыскании налогов и сборов за счёт налогоплательщика или налогового агента, Краснокаменским межрайонным прокурором в её адрес направлено требование о предоставлении исполнительных производств о взыскании налогов и сборов, в том числе и сводных, возбужденных во втором полугодии 2011 года. Заявитель не согласен с требованием прокурора, в связи с чем, просит суд признать его действия незаконными, обязать Краснокаменского межрайонного прокурора отозвать требование от ДД.ММ.ГГГГ е-2011.

В обоснование своих доводов ФИО2 указывает, что прокурорские проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий. Прокурор не имеет права произвольно, без должных, предусмотренных законом оснований проверять исполнительные производства. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы. Вместе с тем, назначенная Краснокаменским межрайонным прокурором проверка деятельности <адрес> отдела службы судебных приставов при исполнении решений (постановлений) о взыскании налогов и сборов, является необоснованной, а его действия незаконными.

В судебном заседании начальник Краснокаменского РО СП УФССП России по <адрес> ФИО2, действующая на основании своих прав по должности, поддержала доводы жалобы по указанным в ней основаниям, пояснив суду, что при проведении прокурорской проверки помощник прокурора не смог обосновать её законность. Считает действия Краснокаменского межрайонного прокурора по истребованию исполнительных производств незаконными и необоснованными, в связи с чем, просит суд, обязать Краснокаменского межрайонного прокурора отозвать требование от ДД.ММ.ГГГГ е-2011.

Ст. помощник прокурора Краснокаменской межрайонной прокуратуры ФИО3, возражая против удовлетворения жалобы, пояснил суду, что на основании анализа статистических данных налоговых органов и обобщения практики взыскания налогов, сборов и иных обязательных платежей по <адрес>, прокурором в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Приказом Генеральной прокуратуры «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» была назначена проверка деятельности службы судебных приставов при исполнении решений (постановлений) о взыскании налогов и сборов. В связи с чем, в адрес старшего судебного пристава Краснокаменского отдела судебных приставов было направлено требование о предоставлении исполнительных производств о взыскании налогов и сборов, в том числе и сводных, возбужденных во втором полугодии 2011 года. Полагает, что действия прокурора являются законными и обоснованными. Доводы заявителя о том, что у прокурора не было оснований проводить проверку в связи с отсутствием обращений граждан либо иной информации о допущенных правонарушениях, считает несостоятельными, поскольку при назначении и проведении проверки за исполнением законов судебными приставами прокурор не связан с наличием поступивших обращений граждан в органы прокуратуры о фактах нарушения закона.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения заявителя ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что основанием для проведения прокурорской проверки деятельности <адрес> отдела службы судебных приставов при исполнении решений (постановлений) о взыскании налогов и сборов, явился анализ изучения статистических данных и отчётов межрайонной инспекции ФНС России по <адрес>, а также обобщение практики взыскания налогов, сборов и иных обязательных платежей. Согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговыми органами в Краснокаменский РО СП УФССП России по <адрес> направлено 269 постановлений о взыскании неуплаченных налогов, сборов за счёт имущества должников на сумму 10.064.000,00 рублей, при этом взыскано неуплаченных налогов и сборов лишь на сумму 685.000,00 рублей, т.е. 6,8 %.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговыми органами в Краснокаменский РО СП УФССП России по <адрес> направлено 401 постановление о взыскании неуплаченных налогов, сборов за счёт имущества должников на сумму 12.897.000,00 рублей, из которых взыскано 1.616.000,00 рублей, т.е. 12,5 %. Данные обстоятельства, по мнению прокурора, являются результатом неудовлетворительной работы <адрес> отдела судебных приставов по взысканию задолженности по налогам и сборам, в связи с чем, для выяснения указанных обстоятельств была запланирована и назначена прокурорская проверка.

Правовая позиция прокурора по назначению прокурорской проверки и истребованию исполнительных производств о взыскании налогов и сборов, основана на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» согласно которым в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Статьи 1 ч. 2, 21 ч. 1 и 22 данного Закона определяют, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор в своей надзорной деятельности имеет право использовать любые сведения об имеющихся либо готовящихся противоправных деяниях, в том числе любую устную информацию, на основании которой могут быть приняты акты прокурорского реагирования.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В силу п. 1.7 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах», в целях активизации и совершенствования практики прокурорского надзора в налоговой сфере, прокурорам городов и районов необходимо регулярно проводить проверки деятельности службы судебных приставов в части соблюдения порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога и сбора за счёт имущества налогоплательщика или налогового агента.

Из пояснений старшего помощника прокурора ФИО3 следует, что основанием для проведения прокурорской проверки деятельности <адрес> отдела службы судебных приставов при исполнении решений (постановлений) о взыскании налогов и сборов, явился анализ изучения статистических данных и отчётов межрайонной инспекции ФНС России по <адрес>, а также обобщение практики взыскания налогов, сборов и иных обязательных платежей, в связи с чем, прокурором законно и обоснованно было принято решение о проведении проверки деятельности службы судебных приставов в части соблюдения порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налогов и сборов за счёт имущества налогоплательщика или налогового агента.

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах», надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

При таком положении, суд приходит к выводу, что осуществление надзора за исполнением законов судебными приставами прямо отнесено к компетенции прокуратуры. При этом надзор следует понимать как сферу деятельности по обеспечению законности, которая может осуществляться не только на основании поступивших заявлений в органы прокуратуры о нарушении закона, но и любой имеющейся информации, в том числе общедоступной, дающей основание предполагать о наличии нарушений закона, допущенных при осуществлении деятельности, в данном случае федеральным органом исполнительной власти.

Принимая во внимание положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что требования, предъявляемые прокурором при осуществлении надзора, являются обязательными для выполнения лицами, которым они адресованы, их выполнение не может быть поставлено в зависимость от усмотрения данных лиц, иное бы означало отрицание смысла и юридической силы решения государственного органа Российской Федерации

Доводы заявителя ФИО2 о том, что проверка деятельности <адрес> отдела службы судебных приставов при исполнении решений (постановлений) о взыскании налогов и сборов, является необоснованной, а действия Краснокаменского межрайонного прокурора незаконными, суд находит несостоятельными по выше изложенным основаниям.

Таким образом, действия прокурора Краснокаменской межрайонной прокуратуры, выразившиеся в истребовании исполнительных производств о взыскании налогов и сборов, возбужденных во втором полугодии 2011 года, в том числе и сводных, были совершены обоснованно, в соответствии с законом, и в пределах полномочий, права либо свободы заявителя нарушены не были.

В связи с изложенным, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы начальника <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> об оспаривании действий Краснокаменского межрайонного прокурора, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Э.В. Пахатинский