Именем Российской Федерации Решение г. Краснокаменск «05» июня 2012 года. Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Клейнос С.А., при секретаре Савиловой М.А., с участием представителя истца Искам Т.В., действующей по доверенности, представителя ответчика - Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края Фроленко Л.Г., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шепеловой Е.Х. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» о признании приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность незаконным и возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность в качестве меры социальной поддержки, установил: Истица обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной Войны Шепелова В.Я., и имеет право меры социальной поддержки предусмотренные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Постановлением Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» МР «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» № *** от 06.03.2012 г. она была поставлена учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как вдова участника ВОВ и документы были направлены в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Решением Министерства социальной защиты Забайкальского края от 27.03.2012 г. № *** в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в качестве меры социальной поддержки ветеранов, и членов семьи инвалидов и участников ВОВ было отказано, по тем основаниям, что истица с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершила действия, в результате которых была признана нуждающейся в жилом помещении, а именно, в принадлежащей ей на праве собственности квартире она зарегистрировала по месту жительства свою дочь Искам Т.В. и зятя Искам В.К.. Обосновывая вышеизложенным, указав, что проживание с ней дочери является для неё жизненной необходимостью в силу 8*** летнего возраста, состояния здоровья, требующего постоянного постороннего ухода, просила суд признать решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 27.03.2012 г. № *** об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность незаконным и обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность. В судебное заседание истица Шепелова Е.Х.не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила. Представитель истицы Искам Т.В., в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, дала объяснения, аналогичные содержанию иска Ответчик – Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (далее Министерство), в судебное заседание своего представителя не направил, представитель по доверенности Живаева Т.А., предварительно направила суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. Фроленко Л.Г., представитель ответчика - Администрация городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края (далее Администрация), в судебном заседании иск не признал, пояснил, что истица поставлена на учет и состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдова участника ВОВ, Администрация не наделена полномочиями по выделению денежных средств на приобретение жилья. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего. Судом установлено, что Шепелова Е.Х. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны – Шепелова В.Я. и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «о ветеранах». Шепелова Е.Х. является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 30,75 кв.м., расположенной по адресу: г.Краснокаменск, Забайкальского края, д.*** кв. ***. 03.02.2012 г. в указанном жилом помещении зарегистрированы Искам Т.В., Искам В.К.. 06.03.2012 г. Шепелова Е.Х. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общую очередь под номером ***, как вдова участника ВОВ и состоит на учете до настоящего времени. Приказом от 27.03.2012 г. № *** Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Шепеловой Е.Х. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. В соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем, в том числе в соответствии со ст. 21 указанного Федерального закона переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Форма предоставления мер социальной поддержки, а также порядок мер предоставления социальной поддержки, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (п.6,п.11 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах»). В соответствии с п.2 ст.1 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 г. № 106-ЗЗК (в ред. Законов Забайкальского края от 24.02.2010 N 334-ЗЗК, от 27.04.2010 N 357-ЗЗК, от 08.11.2010 N 426-ЗЗК ) «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» гражданам, имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в форме: предоставление жилых помещений в собственность; предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. В соответствии со ст.3.1 Закона Забайкальского края № 106-ЗЗК учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе граждан, относящихся к членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, и имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии Федеральным законом «О ветеранах» осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Забайкальского края. Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.03.2010 г. № 109 «О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае» утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления учета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ( далее Порядок ). В соответствии с п.2, п.3 вышеназванного Порядка постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат ветераны Великой Отечественной войны признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Согласно ст.51 ЖК РФ наряду с прочим, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учётной нормой (площади жилого помещения) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 ЖК РФ). В соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Совета городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» от 29.09.2011 года № 62, действовавшим на день принятия Шепеловой Е.Х. на учёт и принятия решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки, учётная норма устанавливалась в размере 14 кв.м. Как установлено судом Шепелова Е.Х. является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: г.Краснокаменск, Забайкальский край, д. *** кв.***, площадью 30,75 кв.м. Общее количество членов семьи Шепеловой Е.Х. на момент постановки на учет и на момент отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в собственность составляло 3 человека (Шепелова Е.Х., Искам Т.В., Искам В.К.). При этом суд исходит из того, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи ( ч.1 ст.31 ЖК РФ). Искам Т.В. приходится Шепеловой Е.Х. дочерью, Искам В.К. – супруг Искам Т.В.Указанные граждане вселены в квартиру в качестве членов семьи Шепеловой Е.Х., проживают совместно с ней, осуществляют за Шепеловой Е.Х. уход. Названные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей П, Е., З. Оснований не доверять показаниям названных свидетелей у суда не имеется, так как они согласуются как между собой, так и с объяснениями представителя истицы, подтверждаются справками. Таким образом, обеспеченность Шепеловой Е.Х. жилой площадью на 06.03.2012 г. и на 27.03.2012 г. составляла: 30,75 / 3 = 10,25 кв.м., что менее установленной учетной нормы (14 кв.м.). В связи с изложенным, Администрацией обоснованно 06.03.2012 г. принято решение о постановке Шепеловой Е.Х. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Как следует из ответа Министерства от 28.03.2012 г. основанием к отказу истице в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность послужил факт регистрации истицей в 03.02. 2012 года на постоянное место жительства в принадлежащей ей квартире Искам Т.В., Искам В.К., что привело по мнению Министерства к ухудшению жилищных условий. Суд не может согласиться с выводами Министерства исходя из следующего. Согласно положению статьи 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Конституционный Суд Российской Федерации в указанном определении также указал, что применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Принимая решение об отказе Шепеловой Е.Х. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в собственность, Министерство исходило лишь из факта регистрации на жилой площади граждан Искам Т.В., Искам В.К.. Однако сам факт регистрации граждан не свидетельствует о том, что истица зарегистрировала граждан с целью искусственного ухудшения своих жилищных условий, поскольку регистрация или отсутствие таковой не порождает для граждан каких-либо прав и обязанностей. Жилищное законодательство при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий не исходит из факта регистрации граждан по месту жительства, а исходит из факта вселения в жилое помещение и проживание в нем совместно с собственником в качестве члена семьи собственника жилого помещения. Как указывалось выше, Искам Т.В., Искам В.К. проживают с истицей в связи с необходимостью ухода и оказания помощи родителю в силу их возраста и состояния здоровья. Шепелова Е.Х., 192*** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нетрудоспособности Шепеловой Е.Х., её нуждаемости в постороннем уходе и помощи со стороны, в социальной защите. При этом суд исходит из того, что инвалидом, согласно положениям ст. 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности есть полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. При указанных обстоятельствах суд считает, что регистрация Искам Т.В., Искам В.К. в квартире истицы не может считаться ухудшением Шепеловой Е.Х. своих жилищных условий. Следовательно, отказ Министерства в предоставлении меры социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в собственность является незаконным и нарушающим права Шепеловой Е.Х. на получение меры социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в собственность. Допущенное нарушение прав истицы подлежит устранению путем возложения обязанности на Министерство предоставить Шепеловой Е.Х., единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем. При этом суд учитывает, что на момент рассмотрения дела Шепелова Е.Х. обеспечена жилой площадью менее действующей установленной учетной нормы (14 кв.м.) и состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При изложенных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 27 марта 2011 г. №*** об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность Шепеловой Е.Х.. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Шепеловой Е.Х. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность в качестве меры социальной поддержки по обеспечению жильем как, вдовы умершего участника Великой Отечественной войны. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме. «Не вступило в законную силу» Судья С.А.Клейнос