Решение по иску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Краснокаменск «04» июня 2012 г.

Краснокаменский городской суд Забайкальского края:

в составе председательствующего судьи Клейнос С.А.,

при секретаре Савиловой М.А.,

с участием:

истца Турусбекова И.А.,

ответчика - представитель УПФ РФ (ГУ) в г.Краснокаменске Забайкальского края по доверенности Майнгер А.В.,

третьих лиц - представитель ОАО «П» по доверенности Юрьева Д.Н.,

представитель МАОУ ДОД «Д», директор,

Большешапок Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турусбековой И.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждению) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

установил:

Турусбекова И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии периодов работы в должности пионервожатой, в должности тренера-преподавателя по художественной гимнастике, периода обучения, периода нахождения на курсах повышения квалификации.

В обоснование своих требований истец указала на то, что имеет необходимый 25 летний стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, однако решением пенсионного органа № *** от 09.11.2011 г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды работы: с 20.07.1981 г. по 24.08.1981 г. в Групповом комитете профсоюза № *** в должности пионервожатой пионерского лагеря «С», с 01.09.1981 г. по 06.07.1986 г. период обучения в К. государственном университете, с 04.08.1986 г. по 30.04.1999 г. работа в Групповом комитете профсоюзов № *** в должности тренера-преподавателя по художественной гимнастике ДЮСШ ДСО-***; с 01.05.1999 г. по 31.08.2004 г. работа в АООТ «П» в должности тренера-преподавателя художественной гимнастике, с 01.09.2004 г. в должности тренера-преподавателя в МАОУ ДОД Д. г.Краснокаменска.

В судебном заседании Турусбекова И.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения, аналогичные содержанию иска.

Майнгер А.В., представитель ответчика – УПФ РФ (ГУ) в г.Краснокаменске Забайкальского края, в судебном заседании иск не признала, дала объяснения, аналогичные содержанию письменному отзыву на иск.

Большешапок Н.Л., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - МАОУ ДОД «Д», в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения иска.

Юрьева Д.Н., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ОАО «П», в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения иска.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Турусбекова И.А. в период с 20.07.1981 г. по 24.08.1981 г. работала в Групповом комитете профсоюза № *** в должности пионервожатой пионерского лагеря «С», в период с 01.09.1981 г. по 06.07.1986 г. обучалась в К. государственном университете, в период с 04.08.1986 г. по 30.04.1999 г. работала в Групповом комитете профсоюзов № *** в должности тренера-преподавателя по художественной гимнастике ДЮСШ ДСО-***; в период с 01.05.1999 г. по 31.08.2004 г. работала в АООТ «П» отдел физической культуры и спорта ДЮСШ Управления АООТ «П» в должности тренера-преподавателя художественной гимнастики, в период с 01.09.2004 г. по настоящее время работает в должности тренера-преподавателя отделения художественной гимнастики в МАОУ ДОД «Д.». Названные обстоятельства подтверждены записями в трудовой книжке, копиями приказов и распоряжений, уточняющими справками, карточкой формы Т-2, дипломом об образовании и сторонами не оспариваются.

09.08.2011 г. Турусбекова И.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении ей пенсии по старости в соответствии с п.п.19. п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ.

Решением от 09.11.2011 г. Турусбековой И.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (Протокол № *** от 09.11.2011 г.). Решением от 04.06.2012 г. в указанное решение внесено изменение (Протокол № *** от 04.06.2012 Г. Из стажа работы Турусбековой И.А., дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости пенсионным органом исключены периоды работы:

с 20.07.1981 г. по 24.08.1981 г. в должности пионервожатой пионерского лагеря «С, так как не имеется 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию;

с 04.08.1986 г. по 30.04.1999 г. в должности тренера-преподавателя по художественной гимнастике Группового комитета профсоюза № ***, с 01.05.1999 г. по 31.08.2004 г. в должности тренера-преподавателя художественной гимнастики АООТ «П», так как списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, наименования данных учреждений не предусмотрены;

с 01.09.2004 г. по 09.08.2011 г. в должности тренера-преподавателя отделения художественной гимнастики в МАОУ ДОД «Д», так как не соблюден п.12. Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Как следует из искового заявления, объяснений истицы, Турусбекова И.А. претендует на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ).

Согласно п.п.19 п.1, п.2 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 года № 781.

В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Вышеуказанное Положение действовало и в период, когда истец проходила обучение в К. государственном университете с 01.09.1981 г. по 06.07.1986 г. (На основании постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. № 953 указанное Положение не применяется на территории Российской Федерации с 01.10.1993 г.).

Согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Указанная работа подлежала включению в стаж также при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет (п.4 Положения).

Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, была предусмотрена должность тренера – преподавателя детско-юношеской спортивной школы.

Должность тренера преподавателя и учреждение дополнительного образования детей - детско-юношеская спортивная школа, предусмотрены в пункте 2 раздела "Наименование должностей", в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка от 29.10. 2002 года № 781.

При этом, в соответствии с п.12. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 года № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Как установлено судом, истица в периоды работы: с 20.07.1981 г. по 24.08.1981 г. работала в Групповом комитете профсоюза № *** в должности пионервожатой пионерского лагеря «С», в период с 01.09.1981 г. по 06.07.1986 г. обучалась в К. государственном университете, с 04.08.1986 г. по 30.04.1999 г. работала в Групповом комитете профсоюзов № ** в должности тренера - преподавателя по художественной гимнастике ДЮСШ ДСО-***; в период с 01.05.1999 г. по 31.08.2004 г. - в АООТ «П» отдел физической культуры и спорта ДЮСШ Управления АООТ «П» в должности тренера-преподавателя художественной гимнастики, с 01.09.2004 г. по 09.08.2011 г. - в должности тренера-преподавателя отделения художественной гимнастики в МАОУ ДОД «Д».

Таким образом, стаж работы истицы на 1 января 2001 г. составлял 19 лет 5 месяцев 7 дней (работа в должности пионервожатой – 1 месяц 4 дня, период обучения – 4 года 11 месяцев 6 дней, период работы в должности тренера-преподавателя художественной гимнастики - 14 лет 4 месяца 27 дней), что более 16 лет 8 месяцев.

В период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. истица работала в ДЮСШ Управления АООТ «П» в должности тренера-преподавателя художественной гимнастики.

Таким образом, условия, предусмотренные п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 года № 781. Следовательно, периоды работы истицы с 01.01.2001 г. по 31.08.2004 г. в ДЮСШ Управления АООТ «П» в должности тренера-преподавателя художественной гимнастики, с 01.09.2004 г. по 09.08.2011 г. в должности тренера-преподавателя отделения художественной гимнастики в МАОУ ДОД Д., подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

Стаж работы истицы в должности тренера-преподавателя детско-юношеской спортивной школы, т.е. стаж работы в должности и в учреждении, предусмотренными списком от 06.09.1991 г. № 463, списком от 29.10. 2002 года № 781, на дату обращения за назначением пенсии (09.08.2011 г.) составляет 24 года 6 дней, что более 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев = 2/3 от 25 лет), дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с чем, включены в стаж работы истицы период работы в должности пионервожатой, период обучения в университете, период обучения в университете кроме того включен в связи с тем, что обучению предшествовала ( работа в должности пионервожатой) и непосредственно за ним следовала (работа в должности тренера-преподавателя ДЮСШ) педагогическая деятельность ( п.п.2.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397).

При этом суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 03 июня 2004 г. N 11-П, согласно которой, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий и до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то обстоятельство, что наименование организаций, их организационно правовая форма, в которых работала истица в должности тренера-преподавателя – Групповой комитет профсоюза № ***, АООТ «П», значения не имеет.

Таким образом, на 09.08.2011 г. трудовой стаж работы истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составил 29 лет 16 дней. Следовательно, на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости истица имела необходимый 25 летний стаж работы для назначения такой пенсии.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Включить в стаж работы Турусбековой И.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы с 20.07.1981 г. по 24.08.1981 г., с 01.09.1981 г. по 06.07.1986 г., с 04.08.1986 г. по 30.04.1999 г., с 01.05.1999 г. по 31.08.2004 г., с 01.09.2004 г.по 09.08.2011 г. и признать за Турусбековой И.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) назначить Турусбековой И.А. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 09 августа 2011 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

«Не вступило в законную силу»

Судья С.А.Клейнос