о возложении обязанности выполнить обязательство в натуре



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2011 года город Краснокаменск

Судья Краснокаменского городского суда

Забайкальского края С.Ю.Усольцева

При секретаре С.А.Пискаревой

С участием истца С.Л.Зубова

Ответчика В.Г.Русанова

Представителя ответчика Е.Н.Русановой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубова С.Л. к Русанову В.Г. о возложении обязанности выполнить обязательство в натуре,

УСТАНОВИЛ:

Зубов С.Л. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что Русанов В.Г. безосновательно удерживает у себя документы и печать гаражно-строительного кооператива №* г.***.

26 ноября 2010 года Правление гаражно-строительного кооператива №* выразило недоверие и.о. председателя Русанову В.Г. Было принято решение об отзыве протокола о назначении Русанова В.Г. и.о. председателя, об отмене всех приказов за период деятельности ответчика и о сдаче всех учредительных документов Осыкину В.В., который назначен и.о. председателя.

Члены кооператива списочным составом 77 человек высказались в его (Зубова С.Л.) поддержку, как кандидата в председатели кооператива.

18 декабря 2010 года на собрании, на котором присутствовали 34 члена кооператива, при отсутствии кворума было решено учесть списки членов кооператива, подписавшихся за его (истца) кандидатуру. На собрании за него проголосовали 22 члена кооператива.

Также на собрании приняли решение о передаче Русановым В.Г. документов истцу.

Просил обязать ответчика Русанова В.Г. передать ему – Зубову С.Л. учредительные и бухгалтерские документы, печать, журнал учета членов ГСК. Взыскать с ответчика в пользу истца 1.500 руб. расходы по оплате услуг адвоката; 200 руб. расходы по оплате государственной пошлины.

Истец Зубов С.Л. 07 апреля 2011 года уточнил свои требования. Просил обязать Русанова В.Г. передать ему документы согласно приложенному списку (л.д. ).

В судебном заседании Зубов С.Л. доводы и требования иска поддержал.

Суду пояснил, что Русанов В.Г. не является полномочным председателем правления гаражно-строительного кооператива №*, а он Зубов С.Л. законно избран на эту должность, поэтому ответчик должен передать ему ряд документов, на которые указано в иске.

Ответчик Русанов В.Г. и его представитель Русанова Е.Н. требования и доводы иска не признали, ссылаясь на законность полномочий Русанова В.Г., как председателя правления, соответственно и кооператива, и отсутствии у последнего обязанности передавать Зубову С.Л. какие-либо документы.

Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее Закон) в структуру органов управления потребительского общества входят общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества.

Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества, об этом указано в пункте 7.1. Устава кооператива.

В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом.

Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества, то же заложено в пункте 7.2. Устава.

В Уставе ГСК-* не предусмотрено создание и в кооперативе не создан совет, а предусмотрена возможность создания наблюдательного совета в пункте 7.2. Устава, что противоречит положениям Закона.

Общее собрание (конференция) созывается правлением ГСК по мере необходимости не реже чем один раз в год. Внеочередное собрание (конференция) членов ГСК проводится по решению правления (пункт 7.5. Устава).

Порядок принятия решений общим собранием членов кооператива в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона данным собранием кооператива не определен.

В пункте 7.6. Устава указано, что решением конференции от 22 июля 2007 года (л.д. ) число членов ГСК для проведения полномочного собрания необходимо не менее 1/5 общего числа членов ГСК. Для полноправной конференции необходимо 10% человек от общего количества членов ГСК (статья 110 ГК РФ).

Это положение Устава незаконно, поскольку относится к производственным кооперативам, коим гаражно-строительный кооператив №* г.** не является.

В пункте 1 статьи 18 Закона предусмотрено, что общее собрание пайщиков правомочно, если на нем присутствуют более 50 % пайщиков потребительского общества. Решение общего собрания пайщиков потребительского общества считается принятым при условии, если за него проголосовало более 50 процентов пайщиков потребительского общества, присутствующих на общем собрании.

В пункте 9.1. Устава гаражно-строительного кооператива №* города *** Забайкальского края (далее ГСК-*) предусмотрено избрание правления прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года общим собранием ГСК (собранием уполномоченных), в то время, как пунктом 12 статьи 19 Закона предусмотрено назначение Правления советом потребительского общества.

Пунктом 10.1. Устава ГСК-* закреплено, что правление возглавляет председатель правления. Он избирается из числа членов правления сроком на два года.

Согласно пункту 7.3. Устава компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законом и уставом кооператива.

Соотнося приведенные выше положения Устава с нормами Закона о потребительской кооперации, его главой IV – органы управления потребительским обществом, суд пришел к выводу о противоречии между ними, поэтому суд при разрешении настоящего спора руководствуется положениями Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Оценивая доводы истца Зубова С.Л. о его правомочности председателя правления (кооператива) суд пришел к выводу о их несостоятельности.

Суду Зубов С.Л. не представил соответствующего решения ГСК-* о его назначении председателем правления (кооператива).

Доводы Зубова С.Л. о том, что Русанову В.Г., как председателю правления (кооператива) было объявлено недоверие, поэтому на основании пункта 9.1. Устава ГСК-* вопрос о его досрочном переизбрании был поставлен по требованию 1/3 членов ГСК, ничем не подтвержден.

Представленный им список членов кооператива за поддержку избрания Зубова С.Л. председателем на собрании (конференции) 20 ноября 2010 года не может являться доказательством его доводов, поскольку правового значения не имеет. Этот документ не соответствует порядку, предусмотренному пунктом 12 статьи 19 Закона об избрании членов правления потребительского общества, пункту 1 статьи 18 закона о численном составе общего собрания пайщиков при принятии решений. Тем более, что Законом не предусмотрено создание инициативной группы для избрания правления потребительского общества.

Следуя изложенному, незаконен и не может быть принят в качестве доказательства протокол №** от 18 декабря 2010 года общего собрания ГСК-* о выборах председателя и членов Правления (л.д. 8-10), поскольку общее собрание было созвано инициативной группой (л.д. ), что Законом не предусмотрено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 29-33), лицом, которое без доверенности имеет право представлять интересы общества, является Русанов В.Г. Основанием для внесения такой записи в Реестр послужил протокол заседания Правления ГСК-* №* от 10 октября 2010 года (л.д. ).

С Русановым В.Г., как с председателем Правления кооператива заключен 20 октября 2010 года трудовой договор, который не расторгнут (л.д. 70).

Протокол ГСК- * от *** 2010 года, которым Русанов В.Г. утвержден членом Правления кооператива (л.д. ), не может быть расценен судом, как сложение полномочий председателя Правления с ответчика и назначения исполняющим обязанности председателя кооператива В. в свете положений пункта 12 статьи 19 Закона, поскольку последний членом Правления не являлся. Согласно приведенному протоколу избраны были новые члены Правления кооператива, куда В. не вошел.

Прежние члены Правления сложили с себя полномочия до общего собрания 27 ноября 2010 года, в том числе В. – 26 ноября 2010 года (л.д. 87-90).

Из указанного протокола следует, что на собрании присутствовало 35 человек при численном составе членов ГСК более 500 человек согласно спискам (л.д. ). Соответственно данное общее собрание не было правомочным, учитывая положения пункта 1 статьи 18 Закона.

Протоколом собрания Правления кооператива №** от 26 ноября 2010 года Русанов В.Г. выведен из состава Правления, протокол о назначении Русанова В.Г. председателем Правления отозван.

Как следует из протокола №** от 26 ноября 2010 года, Русанов В.Г. на данном собрании Правления не присутствовал, в последующем выразил несогласие с принятыми членами Правления решениями (л.д.15).

В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона к исключительной компетенции совета общества относится назначение, увольнение, освобождение от исполнения полномочий, в том числе, членов правления потребительского общества, назначение, увольнение председателя правления потребительского общества, заместителей председателя правления потребительского общества.

Поэтому действия Правления, приведенные в протоколе №**, не основаны на законе. Суд допускает, что при отсутствии в ГСК совета, такие вопросы исключительной компетенции могли быть разрешены общим собранием членов кооператива с соблюдений положений пункта 1 статьи 18 Закона о численном составе челнов общего собрания при принятии решений.

Таким образом, законных оснований считать, что Русанов В.Г. не является председателем Правления ГСК №*, а правомочен на это Зубов С.Л., у суда нет.

Свидетели истца, допрошенные судом В., И., А., подтверждают установленные судом обстоятельства по делу, но эти показания не являются доказательством доводов истца с учетом изложенных в решении доводов.

Следовательно, Зубов С.Л., не являясь председателем Правления кооператива, не имеет права требовать от Русанова В.Г. передачи ему финансово-хозяйственной документации.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Зубову С.Л.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней с момента принятия мотивированной части путем подачи кассационной жалобы через Краснокаменский городской суд.

Судья С.Ю.Усольцева