о взыскании неосновательно полученных сумм компенсации неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом и процентов за пользование чужими денежными средствами



Решение

Именем Российской Федерации

г. Краснокаменск                                                             «27» сентября 2012 года.

Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи     Клейнос С.А.,

при секретаре        Савиловой М.А.

с участием: представителя истца Тимашовой Е.В., ответчика Касимбековой Ю.В., представителя ответчика Патрушева В.А., действующего на основании заявления,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) к Пановой Ю.В. о взыскании неосновательно полученных сумм компенсации неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом и процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Истец обратился к мировому судье судебного участка № <адрес> с указанным иском.

Определением от 17.02.2012 г. дело передано для рассмотрения в Краснокаменский городской суд Забайкальского края.

Определением от 11.03.2012 г. дело принято к производству Краснокаменского городского суда Забайкальского края.

В обоснование иска истец сослался на то, что на основании поданного Пановой Ю.В. заявления к пенсии ФИО5 была установлена и выплачивалась компенсация неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ежемесячные компенсационные выплаты прекращаются при выполнении лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Пунктом 10 Правил установлено, что лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Согласно справке, выданной ИП ФИО6, Панова Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ИП ФИО6 В связи с не сообщением сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, сумма неосновательно полученной денежной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>

Обосновывая вышеизложенным, указав, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат уплате проценты за пользование чужими денежными средствами, просил суд взыскать с ответчика неосновательно полученную сумму ежемесячной денежной компенсации в размере <данные изъяты> и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> всего взыскать <данные изъяты>

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в части процентов за пользование чужими денежными средствами, в этой части просил взыскать проценты в размере <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истца - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее УПФР/пенсионный орган), Тимашова Е.В., действующая по доверенности, исковые требования. с учетом их уточнений поддержала в полном объеме, дала объяснения, аналогичные содержанию иска.

Ответчик Касимбекова (до брака Панова) Ю.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что не помнит, подписывала ли заявление на назначение пенсии и обязательство.

Представитель ответчика Патрушев В.А., в судебном заседании иск не признал, дал объяснения, аналогичные содержанию письменным возражениям на иск.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет с ДД.ММ.ГГГГ установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей.

На основании п. 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 3 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Подпунктом «д» п.9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), осуществление компенсационной выплаты прекращается в числе других случаев в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы, в случае прекращения ухода.

В соответствии с п. 10 вышеназванных Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Пункт 1 ст. 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях" предусматривает, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.

Из дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Панова Ю.В. подала в УПФР заявление о назначении ей компенсационной выплаты, как неработающему гражданину, осуществляющему уход за ФИО5 Одновременно (ДД.ММ.ГГГГ), Панова Ю.В. оформила обязательство сообщить пенсионному органу в течение 5 дней: о смерти нетрудоспособного гражданина или лица, осуществлявшего уход; о прекращении осуществления ухода; о назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера; о назначении лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице; о поступлении на работу; об истечении срока, на который установлена I группа инвалидности либо категория "ребенок-инвалид"; о помещении нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания; о перемене места жительства; о прекращении обучения. Названные обстоятельства подтверждаются заявлением и обязательством Пановой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-8).

Доводы ответчика о том, что она не подписывала заявление о назначении компенсационной выплаты и обязательство сообщить пенсионному органу о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, опровергнуты в суде результатами почерковедческой экспертизы, назначенной по делу по ходатайству стороны ответчика.

Согласно заключению эксперта ФБУ «Читинская лаборатория судебной экспертизы» Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ подписи от имени ФИО1 в заявлении о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от ДД.ММ.ГГГГ и обязательстве выполнены самой ФИО1 Рукописные записи, начинающиеся и заканчивающиеся словами6 «УФР Краснокаменского фонда… …ДД.ММ.ГГГГ» в заявлении о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от ДД.ММ.ГГГГ и записи, начинающиеся и заканчивающиеся словами: «ФИО1… … ДД.ММ.ГГГГ» в обязательстве, выполнены самой Пановой ФИО12 ( л.д.142-146).

У суда не имеется оснований не доверять результатам почерковедческой экспертизы, проведенной квалифицированным специалистом, имеющим высшее филологическое образование и квалификацию государственного судебного эксперта по специальности «Исследование почерка и подписей», стаж работы по специальности с 2007 г., предупрежденным об обязанностях эксперта в соответствии со ст. 85 ГПК РФ и об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за заведомо ложное заключение. Выводы сделаны экспертом с достаточной ясностью и полнотой, противоречий не усматривается.

Результаты экспертизы стороны не оспаривали, своих возражений не заявляли.

Таким образом, экспертизой установлено, что подписи и рукописные записи в заявлении о назначении пенсии и обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ выполнены ответчиком.

С ДД.ММ.ГГГГ Панова Ю.В. работает в должности продавца промышленных товаров у ИП ФИО6 Данное обстоятельство подтверждается справкой ИП ФИО6, заявлением о приеме на работу, приказом ( л.д.8,109,110) и сторонами не оспаривается.

О том, что с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена и выполняет оплачиваемую работу, Панова Ю.В. пенсионный орган не известила. Доказательств обратному суду не представлено. Более того, как заявляла в суде сторона ответчика, Панова Ю.В. никогда не осуществляла уход за ФИО5 Поскольку подавая заявление о назначении компенсационной выплаты и оформив обязательство сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты достоверно знала, не могла не знать, что компенсационная выплата ей назначена и выплачивается, а прекращение ухода за нетрудоспособным лицом, влечет прекращение выплаты, то ответчик не известила УПФР и об отсутствии с её стороны ухода за ФИО5

Не извещение ответчиком пенсионного органа о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, повлекло необоснованное осуществление компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ( л.д.11-12).

В соответствии со ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки ( п.3 ст.1109 ГК РФ).

Несообщение пенсионному органу сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, является проявлением недобросовестности ответчика. Следовательно, полученные ответчиком суммы компенсационной выплаты являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию с ответчика.

В соответствии с п. 2 ст.1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Расчет процентов, представленный истцом ( л.д.51), проверен судом. Расчет является правильным, произведен по правилам ст.395 ГК РФ.

Доводы стороны ответчика о том, что денежная компенсация назначалась и выплачивалась не непосредственно Пановой Ю.В., а ФИО5, не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку именно действия ответчика повлекли причинение ущерба пенсионному органу в виде необоснованно выплаченной суммы компенсационных выплат, указанные выплаты не могут быть взысканы с получателя, поскольку их вина в указанной переплате отсутствует.

Доводы стороны ответчика о том, что пенсионный фонд был извещен работодателем о принятии Пановой Ю.В.. на работу, судом отклоняются, поскольку Пановой Ю.В. было подписано обязательство, согласно которому, именно она, а не иное лицо, взяла на себя обязанность об извещении УПФР о своем трудоустройстве, и указанная обязанность исполнена не была.

В связи с заключением брака Пановой Ю.В. присвоена фамилия Касимбекова ( л.д.96).

При установленных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального района надлежит взыскать государственную пошлину в размере 2029,29 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Касимбековой (до брака Пановой) Ю.В. в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) неосновательно полученную сумму ежемесячной денежной компенсации в размере <данные изъяты>, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего взыскать <данные изъяты>

Взыскать с Касимбековой (до брака Пановой) Ю.В. в бюджет муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья-подпись

Копия верна

Судья                          С.А.Клейнос