о признании бездействия КУМС по обеспечению требований пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2010 года

Село Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Дорач Л.А., с участием помощника прокурора Красноярского района Лошкарева В.В., при секретаре Гадиевой И.Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2008

по иску Прокурор Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский и к Северо-Западному управлению Министерства образования и науки Самарской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский по не обеспечению требований правил пожарной безопасности и обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в суд с настоящим иском о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский по не обеспечению требований правил пожарной безопасности здания по адресу: <адрес>, и обязании Комитета по управлению муниципальной собственностью ( в дальнейшем КУМС ) муниципального района Красноярский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, мотивируя доводы иска следующими обстоятельствами:

Старобинарадский филиал МОУ Новобуянской СОШ Красноярского района Самарской области (далее – Старобинарадский филиал) расположен по адресу: <адрес>. Деятельность Старобинарадского филиала предусмотрена Уставом МОУ Новобуянской СОШ, филиал действует на основании Положения о Старобинарадском филиале.

Учредителями Филиала являются: Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области и Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе и на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. А в соответствии со ст.9 при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Так, в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным общеобразовательным учреждением Новобуянской средней общеобразовательной школы Красноярского района Самарской области от 22.06.2007 г. Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский закрепил на праве оперативного управления за Новобуянской СОШ в том числе и здание по адресу: <адрес>, инвентарный номер 1000261, год ввода в эксплуатацию 1938, площадь 1153,2 кв.м., №тех. паспорта 261 от 01.04.2004 г. (приложение №1 к указанному договору).

В соответствии с п.1.3. указанного договора имущество учреждения (МОУ Новобуянская СОШ), закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.

Прокуратурой Красноярского района с участием специалиста ОГПН муниципального района Красноярский ГУ МЧС России по Самарской области 26.07.2010 г. проведена совместная проверка Старбинарадского филиала по месту его нахождения, по результатам которой составлена справка о нарушениях, согласно которой в ходе указанной проверки выявлены следующие нарушения требований Правил пожарной безопасности (01-03), утвержденных приказом 18.06.2003 № 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315, а также СНиП 2.08.02-89*:

- Деревянные стены с внутренней стороны, перегородки и потолки школы V степени огнестойкости не отштукатурены. Нарушение: ППБ 01-03 п.3; СНиП 2.0.02-89* п.1.14* табл. №1.

- Допускается строение второго этажа в здании V степени огнестойкости с числом мест до 270 человек. Нарушение: ППБ 01-03, п.3; СНиП 2.08.02-89* п.1.23* табл. №6:

- В помещении школы не установлена автоматическая пожарная сигнализация и не заключен договор на ее обслуживание с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Нарушение: ППБ 01-03 п.96, п.3; НПБ 110-03, п.14 табл.1

- Не установлена система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара. Нарушение: ППБ 01-03, п.3; НПБ 104-03 п.5.1 табл.2 пп.7

- Двери в пожароопасные помещения не выполнены в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости 0,6 часа (сертифицированная). Нарушение: ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97*п.5.14*, СНиП 2.08.02-89 п.1.82

- Электророзетки закреплены на сгораемом основании. нарушение: ППБ 01-03 п.57

- Электроразводка выполнена не в соответствии с ПУЭ, ПТЭЭП. Соединение жил электрических проводов осветительной электропроводки не выполнено пайкой, сваркой, опрессовкой. Нарушение: ППБ 01-03 п.57, п.3.; ПУЭ 2-й раздел п.2.1.2.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.03 № 313, указано, что настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315 настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации.

Впоследствии исковые требования были изменены и в качестве соответчика привлечена Администрация МР Красноярский как учредитель Ново-Буянской СОШ и владелец здания Старбинарадского филиала школы.

В судебном заседании помощник прокурора Лошкарев В.В. доводы искового заявления поддержал и суду пояснил, что ответчик допустил бездействие и не принял своевременно достаточных мер к исправлению недостатков, выявленных при проверке. Ранее также проводились проверки, но они устранены ответчиком. В настоящее время из-за выявленных недостатков приостановлена деятельность Старбинарадского филиала школы, дети переведены на обучение в другие учебные заведения. Как собственник здания и как учредитель учебного заведения Администрация МР Красноярский обязана обеспечить безопасное обучение детей в школе. Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать устранить выявленные недостатки.

Представитель ответчика- Администрации МР Красноярский -Гагулина ФИО7. иск не признала и суду пояснила, что здание Старбинарадского филиала построено в 1938 году, он полностью деревянное, двухэтажное, находится в аварийном состоянии. В нем проводились ежегодно ремонт, установлена АПС. В 2010 году принято решение о приостановлении деятельности Старбинарадского филиала из-за того, что продолжать обучение детей стало опасно для их жизни и здоровья. С их стороны по письмам директора школы всегда выделялись из районного бюджета денежные средства на ремонт, установку дверей и т.д. Но согласно проведенного экспертно обследования здания Старбинарадского филиала оно не подлежит ремонту, является ветхим, недопустимое состояние бревенчатых стен не позволяет эксплуатировать в настоящее время здание школы по назначению и продолжать обучение детей в нем нельзя. Поскольку вины Администрации не и имеется, просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика- Северо-Западного Управления Министерства образования и науки Самарской области- Землякова ФИО8. с доводами иска не согласна и суду пояснила, что Управление является соучредителем школы, на управление возложена обязанность организации учебного процесса. Денежных средств на ремонт они выделить не могут, поскольку это не включено в бюджет. Здание находится в муниципальной собственности. В настоящее время после проведения технического обследования здания Старобинарадского филиала МОУ Новобуянская СОШ будет решаться вопрос о строительстве нового здания школы, поскольку ремонт старого здания дороже. Считает, что отсутствует вина управления в обнаруженных недостатках противопожарного состояния здания.

Представитель ответчика -КУМС МР Красноярский- Браже ФИО9 с иском не согласна и суду пояснила, что комитет является только органом, осуществляющим правомочия по ведению реестра муниципальной собственности,регистрации муниципального имущества. Они не имеют права распоряжаться имуществом без согласия владельца-Администрации района, денежных средств на проведение ремонта или противопожарных мероприятий у них нет. Просит в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему :

В соответствии со ст. 254 ч.1. ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Ст. 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как установлено в судебном заседании, Старобинарадский филиал МОУ Новобуянской СОШ Красноярского района Самарской области (далее – Старобинарадский филиал) расположен по адресу: <адрес> Деятельность Старобинарадского филиала предусмотрена Уставом МОУ Новобуянской СОШ, филиал действует на основании Положения о Старобинарадском филиале.

Учредителями Филиала являются: Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области и Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе и на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. А в соответствии со ст.9 при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным общеобразовательным учреждением Новобуянской средней общеобразовательной школы Красноярского района Самарской области от 22.06.2007 г. Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский закрепил на праве оперативного управления за Новобуянской СОШ в том числе и здание по адресу: <адрес>, инвентарный номер 1000261, год ввода в эксплуатацию 1938, площадь 1153,2 кв.м., тех. паспорт № 261 от 01.04.2004 г. (приложение №1 к указанному договору).

В соответствии с п.1.3. указанного договора имущество учреждения (МОУ Новобуянская СОШ), закрепленное за ним на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью.

Прокуратурой Красноярского района с участием специалиста ОГПН муниципального района Красноярский ГУ МЧС России по Самарской области 26.07.2010 г. проведена совместная проверка Старобинарадского филиала по месту его нахождения, по результатам которой составлена справка о нарушениях, согласно которой в ходе указанной проверки выявлены следующие нарушения требований Правил пожарной безопасности (01-03), утвержденных приказом 18.06.2003 № 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315, а также СНиП 2.08.02-89, которые ранее уже перечислены.

Судом установлено, что выявленные нарушения могут повлечь возникновение пожара, его дальнейшего распространения, непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, а также возможность его тушения в начальной стадии, и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара, что является угрозой для жизни и здоровья людей.

Выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни или здоровью людей – учеников, работников, посетителей Старобинарадского филиала.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с иском в зашиту неопределенного круга лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, поскольку со стороны ответчиков принимались необходимые и достаточные меры к устранению выявленых нарушений правил пожарной безопасности, а именно- в помещении школы установлена автоматическая пожарная сигнализация, установлена система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара, из местного районного бюджета по письмам директора школы неоднократно выделялись денежные средства на проведение ремонтных и других работ в здании школы. Все это свидетельствует о том, что меры со стороны ответчиков, а именно Администрации МР Красноярский как собственника здания, принимались, но поскольку здание является старым, ветхим и нуждается в капитальном ремонте, устранить выявленные недостатки в полном объеме не представляется возможным.

В части признания незаконным бездействия КУМС МР Красноярский и Северо-Западного Управления Министерства образования и науки Самарской области, суд также считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в их функции не входит содержание здания школы, ее ремонт и т.д.

В части исковых требований об обязании Администрации муниципального района Красноярский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения дела в суде решение о закрытии Старобинарадского филиала СОШ не принято, находится в стадии решения, хотя уже имеется Техническое заключение ООО» Экспертстройпроект» от 15.10.2010 года, в котором техническое состояние здания школы (Старобинарадского филиала) в целом оценивается как недопустимое и не позволяющее эксплуатировать в настоящее время здание школы по назначению.

При таких обстоятельствах доводы ответчиков о том, что здание школы в дальнейшем не будет эксплуатироваться и поэтому нет необходимости выполнять требования противопожарной безопасности, не могут быть приняты судом.

Руководствуясь ст.ст. 254-259 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

В части признания бездействия Администрации муниципального района Красноярский по не обеспечению требований правил пожарной безопасности здания по адресу: <адрес> незаконным – отказать.

Обязать Администрацию муниципального района Красноярский устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд с подачей жалобы через Красноярский районный суд.

Судья :Л.А.ДОРАЧ