РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 декабря 2010 годас. Красный Яр Самарской области
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Селяковой С.А.
при секретаре – Нестеровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Красноярского районного суда гражданское дело № 2-3068/10 по исковому заявлению Разборщиковой ФИО7 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Самарской области о признании права на досрочную пенсию по старости.
УСТАНОВИЛ:
Разборщикова ФИО8 обратилась в Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Самарской области с исковым заявлением о признании отказа ГУ-УПФ РФ в Красноярском районе Самарской области в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, указав, что она обратилась в ГУ-УПФ РФ Красноярского района Самарской области с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с наличием у нее стажа педагогической деятельности свыше 25 лет. Но решением ГУ-УПФ РФ в Красноярском районе Самарской области № 436 от 31.08.2010 года ей было отказано в назначении указанной пенсии. Отказано во включении в стаж следующих периодов:
1) с 29.08.1989 года по 01.04.1990 года, с 28.04.1990 года по 09.12.1990 года, с 27.12.1990 года по 28.02.1991 года – периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет;
2) с 01.11.1997 года по 17.08.1998 года - периодработы в должности воспитателя детского сада «<данные изъяты>», являющегося структурным подразделением Нефтегазодобывающего управления «Жигулевскнефть», т.к. льготный характер работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета;
3) с 25.08.1998 года по 25.08.1999 года – периодработы в должности воспитателя ясли сада «<данные изъяты>» ООО «Управление непроизводственного обеспечения» участок № 1 в связи с тем, что истица не предоставила сведений, что ясли сад Лесная сказка» является структурным подразделением ООО «Управление непроизводственного обеспечения» участок № 1;
4) с 13.08.2001 года по 31.11.2003 года, с 01.01.2004 по 31.05.2005 года, с 01.07.2005 года по 28.06.2010 года - периоды работы в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД ДУЦ Красноярского района Самарской области, по причине того, что у истице на 01.01.2001 года отсутствует стаж в должностях и учреждениях, указанных в Списке, и с 01.11.1999 года по 31.12. 2000 года отсутствует факт работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке.
Истица не согласна с отказом и обратилась в суд с иском о восстановлении своих нарушенных конституционных прав на пенсионное обеспечение. Согласно абзаца 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица периоды работы до 1.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов. Ранее действующий Список по Постановлению Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. № 463 не предусматривает ограничений как наличие на 1.01.2001г. педагогического стажа в размере 16 лет 8 месяцев. Период действия
данного постановления заканчивается 29.10.2002г., после принятия Списка по Постановлению № 781.
В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Красноярском районе, Самарской области ФИО9 иск не признала и пояснила, что даже при включении всех перечисленных периодов в специальный стаж, суммарныйпедагогический стаж будет менее 25 лет, в связи с чем назначить пенсию нельзя. На 1.01.2001г. отсутствует требуемый стаж 16 лет 8 месяцев педагогического стажа.
Выслушав пояснения сторон исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению:
На основании СТ. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируются ст.39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004г. № 2 -П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002г. № 320 -о указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового показания правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.
Решением Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе № 436 от 31.08.2010 года в назначении Разборщиковой ФИО10 трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.28 п. 1, пп. 10 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 -ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ» было отказано из-за отсутствия требуемого специального педагогического стажа 25 лет.
Досрочная трудовая пенсия по старости педагогическим работникам назначается в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 7.12.2001 года и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.
На основании п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» « в стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона« О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судом установлено, что ответчикомобоснованно отказано истице во включении в подсчет льготного педагогического стажапериодов работы в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД ДЮЦ Красноярского района с 13.08.2001 года по 31.11.2003 года, с 01.01.2004 по 31.05.2005 года, с 01.07.2005 года по 28.06.2010 года, в связи с тем, что не выполняются условия п. 12 Правил от 29.10.2002 года № 781, согласно которого, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 01.01.2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка.
Согласно п. 19 ч1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста граждан, поэтому учитывая, что согласно Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. назначение пенсии по выслуге лет педагогическим работникам зависит не от наименования занимаемой должности, не от наименования учреждения, где гражданин работает, а важно, чтобы лицо осуществляло педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учрежденияхдля детей. Истица, работая впериод с 1.11.1997г. по 17.08.98г. в должности воспитателя детского сада <данные изъяты>», являющегося структурным подразделением Нефтегазадобывающего управления «<данные изъяты>», с 25.08.1998 года по 25.08.1999 года воспитателя ясли сада «<данные изъяты>» ООО «Управление непроизводственного обеспечения» участок № 1, осуществляла педагогическую и воспитательную деятельность в учреждениях для детей, посещающих ясли сад. В связи с чем данный период необходимо зачесть в педагогический стаж.
Не поступление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд РФ за период работыс 01.11.1997 года по 17.11.1998 года не должно ущемлять ее конституционного права на зачет данного периода в общий и страховой стаж.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ст. ст. 6,15,17,18,19, 55 Конституции РФ и Постановлении от 29.01.2001 г. №2-П Конституционного Суда РФпо своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной позиции в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверены в том, что приобретенное имина основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу ст. 9 Постановления №25 от 20.12.2005г. Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижениявозраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) организации (учреждения), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем должностям (профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.
Периоды с 29.08.1989г. по 1.04.1990г., с 28.04.1990г. по 9.12.1990г., с27.12.1990г. по 28.02.1991г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет подлежат включению в подсчет специального педагогического стажа.Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет подлежит зачету в специальный стаж, т.к. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005г. определено, что если отпуск по уходу за ребенком указанного возраста имел место до 6.10.1992г., то такие периоды подлежат зачету в стаж для назначения досрочной пенсии. Ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала ранее включение данных периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22. 08.1989г. №67 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам. имеющих малолетних детей» с 1.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста 3-х лет.
Поскольку суммарно льготный педагогический стаж Разборщиковой ФИО11 менее 25 лет, в назначении досрочной трудовой пенсии ей следует отказать, удовлетворив ее требования частично.
Руководствуясь ст.ст. 18,39,п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации; пп. 10 п. 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г, п.9. Постановления № 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» Постановлением Минтруда России от 17.08.95г. № 46 ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать частично недействительным Решение Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе № 436 от 31.08.2010 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Самарской области включить в специальный педагогический стаж Разборщиковой ФИО12 следующие периоды:
1) с 29.08.1989 года по 01.04.1990 года, с 28.04.1990 года по 09.12.1990 года, с 27.12.1990 года по 28.02.1991 года – периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет – в календарном исчислении;
2) с 01.11.1997 года по 17.08.1998 года - периодработы в должности воспитателя детского сада «<данные изъяты>», являющегося структурным подразделением Нефтегазодобывающего управления «<данные изъяты>»;
3) с 25.08.1998 года по 25.08.1999 года – периодработы в должности воспитателя ясли сада «<данные изъяты>» ООО «Управление непроизводственного обеспечения» участок № 1.
В остальной части отказать.
В течение трех дней со дня вступления решения в законную силу направить начальнику Государственного учреждения - Управление пенсионного Фонда РФ (ГУ УПФ РФ) в Красноярском районе Самарской области для устранения допущенного нарушения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течении 10 дней.
Судья:Селякова С.А.