о назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 декабря 2010 годас. Красный Яр Самарской области

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

Председательствующего судьи Селяковой С.А.

при секретаре – Нестеровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Красноярского районного суда гражданское дело № 2-2940/10 по исковому заявлению Музяковой ФИО6 к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Самарской области о признании права на досрочное назначение пенсию по старости.

УСТАНОВИЛ:

Музякова ФИО7 обратилась в Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Самарской области о признании отказа ГУ-УПФ РФ в Красноярском районе Самарской области в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, указав, что она обратилась в ГУ-УПФ РФ Красноярского района Самарской области с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с наличием у нее специального стажа свыше 25 лет лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности. Но решением ГУ-УПФ РФ в Красноярском районе Самарской области № 317 от 25.05.2010 года ей было отказано в назначении указанной пенсии, в связи с тем, что специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составил менее 25 лет, засчитаны в календарном порядке, то есть без применения льготного порядка исчисления специального стажа, следующих периодов:

1) с 11.08.1987 года по 24.11.1987 года, 07.06.1993 года по 10.09.1993 года – периоды нахождения в отпуске по беременности и родам;

2) с 25.11.1987 года по 28.02.1989 года – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, в связи с тем, что льготный порядок исчисления стажа предусмотрен только к периодам работы.

А также исключены из подсчета специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.05.1997 года по 06.06.1997 года, с 23.10.2002 года по 21.11.2002 года, с 06.02.2007 года по 07.03.2007 года, поскольку включение данных периодов не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, и Разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Истица не согласна с отказом и обратилась в суд с иском о восстановлении своих нарушенных конституционных прав на пенсионное обеспечение. Согласно абзаца 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица периоды работы до 1.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных правовых актов.

В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Красноярском районе, Самарской области ФИО8 иск не признала и пояснила, что специальный стаж работы истицы в учреждениях здравоохранения в сельской местности и в поселках городского типа с учетом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П составляет 24 года 3 месяца 29 дней, в связи с чем досрочно назначить пенсию по старости нельзя.

Выслушав пояснения сторон исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению:

На основании СТ. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируются ст.39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004г. № 2 -П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002г. № 320 -о указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового показания правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

Решением Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе 317 от 25.05.2010 года в назначении Музяковой ФИО9 трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 п. 1, пп. 20 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 -ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ» было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности.

Досрочная трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, назначается в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 7.12.2001 года и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Согласно п 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии «, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсиипо старости по нормам Федерального закона №173 –ФЗ, периоды работы до 1.01. 2002г., могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных актов.

В соответствии с п.15 Постановления № 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.05.2009 года № 19-В09-3, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения женщины в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

В соответствии п.п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца. В связи с чемподлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении, т.е один год равен одному году трем месяцам, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам:с 11.08.1987 года по 24.11.1987 года, 07.06.1993 года по 10.09.1993 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 25.11.1987 года по 28.02.1989 года. Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет подлежит зачету в специальный стаж, т.к. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005г. определено, что если отпуск по уходу за ребенком указанного возраста имел место до 6.10.1992г., то такие периоды подлежат зачету в стаж для назначения досрочной пенсии. Ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала ранее включение данных периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22. 08.1989г. №67 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам. имеющих малолетних детей» с 1.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста 3-х лет.

Исключение из подсчёта специального стажа периодов, нахождения на курсах повышения квалификации с 12.05.1997 года по 06.06.1997 года, с 23.10.2002 года по 21.11.2002 года, с 06.02.2007 года по 07.03.2007 года, также противоречит действующему законодательству, в частности, ст.ст.. 187 и 196 Трудового кодекса РФ, где оговорено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы и соответствующие гарантии, за работником сохраняется место работы (должность), заработная плата и соответствующие гарантии, то он состоит в трудовых отношениях с работодателем и ему гарантирована защита его прав и интересов, в том числе включение данных периодов в специальный стаж. При таких обстоятельствах следует включить в подсчет специального стажа исключенные периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении.

Посредством включения в специальный стаж неправомерно исключенных периодов лечебной деятельности, с учётом применения льготного порядка исчисления стажа, на дату первичного обращения в Управления Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе 21 апреля 2010 года, специальный стаж составил более 25 лет.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к убеждению, что следуетпризнать недействительным решение № 317 от 25.05.2010 года ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Самарской области об отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ст. ст. 6,15,17,18,19, 55 Конституции РФ и Постановлении от 29.01.2001 г. №2-П Конституционного Суда РФпо своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной позиции в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверены в том, что приобретенное имина основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Руководствуясь ст.ст. 18,39,п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации; пп. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г, п.9. Постановления № 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» Постановлением Минтруда России от 17.08.95г. № 46 ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать недействительным Решение Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе № 317 от 25.05.2010 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Самарской области включить в специальный стаж Музяковой ФИО10 следующие периоды:

- с 11.08.1987 года по 24.11.1987 года, 07.06.1993 года по 10.09.1993 года – периоды нахождения в отпуске по беременности и родам – в льготном исчислении стажа ( 1 года за 1 год 3 месяца);

- с 25.11.1987 года по 28.02.1989 года – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет – в льготном исчислении стажа ( 1 года за 1 год 3 месяца);

- с 12.05.1997 года по 06.06.1997 года, с 23.10.2002 года по 21.11.2002 года периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в календарном исчислении, с23.10.2002г. по 21.11.2002 г. и с 6.02.2007г. по 7.03.2007г. - в календарном исчислении.

В течение трех дней со дня вступления решения в законную силу направить начальнику Государственного учреждения - Управление пенсионного Фонда РФ (ГУ УПФ РФ) в Красноярском районе Самарской области для устранения допущенного нарушения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течении 10 дней.

Судья:Селякова С.А.