РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 февраля 2011 годас. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Селяковой С.А.,
при секретаре Нестеровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по исковому заявлению Нетроголова ФИО10 к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области о признании неправомерным отказа в постановке в очередь на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обвязывании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
В Красноярский районный суд Самарской области обратился Нетроголов ФИО11 с исковым заявлением к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области о признании неправомерным отказа в постановке в очередь на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обвязывании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, указав, что он является ветераном Великой Отечественной войны, инвалид №, проживает в доме по адресу: <адрес>,этот дом 1950года постройки.
В настоящее время этот дом пришел в негодное для проживания состояние: ветхое строение, без водопровода, канализации, с протекающей кровлей и разрушающимися элементами конструкции дома. Перечень мер социальной поддержки, представляемый инвалидам и участникам Великой Отечественной войны определен Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также ссылаясь на Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» истец считает, что имеет право на получение денежной выплаты на строительство или приобретение другого жилого помещения, пригодного для проживания.
11.08.2008 года, а затем 16.11.2009 года и 27.04.2010 года истец обращался с заявлением об улучшении жилищных условий к ответчику - Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области, на что 16.08.2008 года истцу было отказано.
04.05.2009 года истец обратился с просьбой об оказании помощи в ремонте жилого дома в Муниципальное Управление социальной защиты населения Администрации муниципального района Красноярский, на что 19.05.2009 года было отказано и предложено взять беспроцентную ссуду. Истец вынужден был обратится в интернет- приемную Губернатора Самарской области, лишь после этого Администрация района включила его в Список индивидуальных домов, которым необходим ремонт, было выделено на ремонт 51000 руб. Однако, до конца ремонт кровли не был закончен, претензииоб устранения недостатков не были исполнены. истец вынужден часть строительного материала приобрести за свой счет. Акт приема выполненных работ истец отказался подписывать в связи с существенными недоделками и некачественно выполненной работой.
В связи с чем истец был вынужден обратиться в суд за защитой своих прав и просил признать неправомерным отказ Администрации Красноярского района Самарской области в постановкена получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения участникам Великой отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области во внеочередном порядке предоставить Нетроголову ФИО12 единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя их общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ,
взыскать с Администрации муниципального района Красноярский Самарской областикомпенсацию за причинение морального вреда в сумме 50 000 рублей, судебные расходы за оказание юридической помощи 25 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО13. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Красноярский Самарской области ведущий специалист юридического отдела ФИО14 в судебном заседании исковые требования в части признания неправомерным отказа Администрации муниципального района Красноярский Самарской области не признала, так как отказ от 06.06.2010 был основан на заключении межведомственной комиссии. В соответствии с постановлением Правительства № 47 орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, которая подготавливает заключение о пригодности жилого помещения. На территории Красноярского района комиссия была создана. Было составлено заключение. Данное заключение никем не оспорено, на основании него принято решение. В настоящий момент законность основания предоставления социальной выплаты не было. Считает, что Администрация муниципального района Красноярский Самарской области действовала в рамках своих полномочий. На тот момент не было основания в постановке истца в очередь. По второму требованию – социальной выплаты пояснила, что постановка осуществляется органами местного самоуправления по заявлению с представлением документов. Управление жилищного строительства осуществляет данную работу и осуществляет постановку в данную в очередь. Перечисление социальных выплат осуществляются из средств федерального бюджета, данные средства на район выделены и распределяются согласно очередности. С требованием о взыскании морального вреда не согласны. Истец обращался в администрацию в 2008 г., 2009 г., 2010 г. с заявлением о проведении ремонта крыши. В 2010 году данный ремонт был произведен, в материалах дела имеются данные о том, что ремонт был произведен на сумму 47518,90 рублей. Первоначальные требования были исполнены. Справка от 31.05.2010 г. и акт в материалах дела присутствуют. Считает, что Администрацией м.р.Красноярский моральный вред истцу причинен не был.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, заключение эксперта, суд считает, что исковые требования истца в уточненном варианте подлежат удовлетворению по следующим основаниям :
Судом установлено, что истец является участником Великой Отечественной войны, а также инвалидом № по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно( онкологическое заболевание ).
Истец имеет в собственности дом по адресу: <адрес>, где зарегистрирован и проживает с 1950 года. С ним также проживает в доме супруга ( возраст 82года).
Согласно заключения межведомственной комиссии №6 от 04.10.2010 года следует, чтопринадлежащий истцу жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для постоянного проживания. В связи с чем 06.10.2010 года Администрация муниципального района Красноярский Самарской области отказала истцу в постановке в очередь на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Данное решение было принято независимо от того, что истцом был предоставлен акт обследования Государственным унитарным предприятием «Центр технической инвентаризации» Красноярского филиала Самарской области от 10.06.10г., составленный инженером Красноярского филиала ГУП СО ЦТИ ФИО15 согласно которого указана, что физический износ жилого дома 50%, что соответствует неудовлетворительному техническому состоянию.
Истец был не согласен с заключением межведомственной комиссии №6 от 4.10.10г. и с целью опровержения результатов комиссии вынужден был привлечь независимого эксперта -оценщика Степанищева А.М., 5.11.10г. последним дано заключение и установлен износ 90,43 %.
Представитель ответчика не согласился с результатом указанного специалиста и заявил ходатайство о проведении судебной строительно- технической экспертизы, по результатам которой было представлено заключение эксперта, выводы которого следующие:
Физический износ жилого дома <адрес> составляет 67 %.
Состояние фундамента, основания, несущих конструкций данного жилого дома аварийное.
Жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям согласно нормативно-технической документации, а именно:
- отсутствие помещения ванной (душевой) комнаты, уборной;
- площадь помещения жилой комнаты № 2 ниже нормативного;
- высота кухни ниже нормативного значения;
- отсутствие оконного проема в жилой комнате № 2;
- отсутствие канализации (центральной, локальной или индивидуальной);
- отсутствие вентиляции – неисправность оконных элементов (рассыхание, коробление);
- отсутствие открывающихся элементов на внутренних рамах двойных оконных блоков;
- аварийное состояние несущих конструктивных элементов жилого дома.
Жилой дом не пригоден для проживания.
Президент РФ своим Указом об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов постановил в связи с предстоящим 65- летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. Г 5-Ф3 “О ветеранах”.
Федеральным законом «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ РФ №327 от 21.12.2009г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» следует : в статье 23.2 в п. 1 слова « Вставшие на учет до 1 марта 2005г.» исключить.
Статья 23.2. указанного закона предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального, фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Пунктом 2 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614, финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на указанные цели, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.
До 4 января 2010 года меры социальной поддержки всех категорий ветеранов по обеспечению их жильем за счет средств федерального бюджета зависели от времени постановки ветерана, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на учет. Так, ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежали обеспечению жильем в соответствии с положениями комментируемой статьи, а вставшие на учет после 1 января 2005 года - согласно жилищному законодательству РФ. Подобный двойственный подход был обусловлен тем, что с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года) предоставление жилых помещений на условиях социального найма производится только социально незащищенным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
21 декабря 2009 года принят Закон № 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", который вступил в силу 4 января 2010 года. В связи с принятием указанного Закона предоставление некоторым категориям ветеранов права на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
К числу таких ветеранов законодателем отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Необходимо отметить, что в отношении иных категорий ветеранов, имеющих право претендовать на получение жилых помещений, действует прежнее правило.
Также предусмотрена возможность получения единовременной денежной компенсации (субсидии) взамен обеспечения жильем, по желанию ветеранов. По письменным заявлениям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости жилья в регионе. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья устанавливается региональным законом.
Истец не был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, поскольку его жилое помещение было пригодным для проживания. В суде было установлено, что вывод межведомственной комиссии от 4.10.2010г. является необоснованным и противоречит фактическим обстоятельствам. На момент принятия решения межведомственной комиссией у последней в распоряжении был АКТ ЦТИ о неудовлетворительном состоянии жилого дома истца и акт обследования помещения от 1.10.2010г., составленный межведомственной комиссией, состоящей из 6 человек, однако, последний документ был составлен в нарушение действующего законодательства, приезжала на осмотр одна женщина из состава межведомственной комиссии, а не весь состав комиссии, хотя в данном документе имеются подписи всех членов комиссии. При этом представители истца указали на то, что осмотр был поверхностным, ни несущие конструкции, ни состояние фундамента, стен, крыши представитель межведомственной комиссии не осматривала, хотя в доме имеется подпол, чердак и можно визуально выяснить состояние конструкции дома. При наличии акта ЦТИ о неудовлетворительном состоянии дома истца, межведомственная комиссиябез должного внимания безответственно подошлак вопросу о проверке нуждаемости Нетроголова ФИО16пожилого человека, инвалида ВеликойОтечественной войны, ограничась тем, что в доме Нетроголова ФИО17 частично отремонтировали крышу, зная о претензиях по данному ремонту, сочла, что его жилье пригодно для проживания. Согласно результатов судебной строительно- технической экспертизыакт межведомственной комиссии не содержит фактических данных о состоянии жилого дома истца, поэтому согласно заключения комиссии, Нетроголову И.М. было отказано в постановке на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Устранить данное нарушения и восстановить нарушенное правовозможно лишь путем признания отказа Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в постановке истца в очередь на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения участнакам Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и обязыванияво внеочередном порядке предоставить Нетроголову ФИО18 указанную выплату, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади по субъекту РФ.
Подлежит взысканию с ответчика компенсация морального вреда, поскольку истец вынужден был претерпеть унижения, нравственные страдания, оббивая порогиАдминистрации с требованием того, что ему положено по закону. Истец является инвалидом 2 группы, имеет онкологическое заболевание, является участником ВОВ, не щадил себя, подвергая опасности свою жизнь, в период борьбы с фашизмом за мирное существования граждан России, а в настоящее время в возрасте 85 лет вынужден обращаться в суд, чтобы защитить себя и восстановить нарушенные права. При определении суммы компенсации, суд учитывает принцип разумности и справедливости.
Подлежит также частичному удовлетворению требование истца о взыскании расходов, понесенных им за оплату юридических услуг. Суд учитывает также принцип разумности.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 100ГПК РФ, ст. 12, 1099-1101 ГК РФ
огиАдминистрации с требованием того, что ему положено по закону. я
РЕШИЛ:
Иск Нетроголова ФИО19 удовлетворить частично.
Признать неправомерным отказ Администрации Красноярского района Самарской области в постановке Нетроголова ФИО20 в очередь на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения участникам Великой отечественной войны 1941-1945годов.
Обязать Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области во внеочередном порядке предоставить Нетроголову ФИО21 единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя их общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ.
Взыскать с Администрации муниципального района Красноярский Самарской областив пользу Нетроголова ФИО22компенсацию за причинение морального вреда в сумме 10 000 рублей судебные расходы за оказание юридической помощи 10 000 рублей, всего 20000(Двадцать тысяч) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Красноярский районный суд.
Судья -С.А. Селякова