Об обязании провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по обурудованию медицинского пункта МОУ Коммунарская СОШ в соответствии с нормами СанПиН



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 г.                                                                                             с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Дорач Л.А.,

с участием помощника прокурора Красноярского района Самарской области Лошкарева В.В.,

при секретаре Веретенниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1433/11 по иску Прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР Красноярский Самарской области в порядке ст.45 ГПК РФ об обязании провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта МОУ Коммунарская СОШ Красноярского района Самарской области в соответствии с п.2.3.22 САНПиН 2.4.2.1178-02 с целью устранения нарушений законодательства о гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях,

УСТАНОВИЛ:

           Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР Красноярский Самарской области в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлением, в котором просит суд обязать Администрацию МР Красноярский Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта МОУ Коммунарская СОШ Красноярского района Самарской области в соответствии с п.2.3.22 САНПиН 2.4.2.1178-02 с целью устранения нарушений законодательства о гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях,

         В обосновании своих требований прокурор Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц ссылается на то, что прокуратурой Красноярского района Самарской области проведена проверка исполнения в МОУ Коммунарская СОШ требований законодательства РФ о здравоохранении, образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В результате проведенной проверки установлено, что общеобразовательным учреждением – МОУ Коммунарская СОШ требования законодательства РФ о здравоохранении, образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не выполняются..

       Прокурор ссылается на нормы Федеральный закон «Об образовании»; Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2010г. №1639.

       В соответствии со ст.1 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

      На основании ФЗ №52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000г. №554, введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02.

      В соответствии с п.2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02 медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м., оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м., кабинет психолога площадью 10 кв.м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.

       Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований в МОУ Коммунарская СОШ медицинский пункт не оборудован.

       По выявленным фактам нарушений СанПиН МОУ Коммунарская СОШ привлечено к административной ответственности по ст.6.7 КоАП РФ.

       В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Самарской области Лошкарев В.В., дал пояснения, согласно искового заявления. Считает, что отсутствие медицинского пункта в МОУ Коммунарская СОШ может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде вреда для жизни и здоровья учащихся, вызванного массовой эпидемией и другими заболеваниями, несвоевременным оказанием медицинской помощи.

      В судебном заседании представитель ответчика – Администрации м.р.Красноярский Самарской области Гагулина О.М., исковые требования прокурора не признала и показала, что в соответствии с ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

     В соответствии с ч.3 ст.15 указанного ФЗ №131 к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

    Согласно выписки из реестра муниципальной собственности м.р. Красноярский, здание МОУ Коммунарская СОШ числится в реестре муниципальной собственности м.р. Красноярский Самарской области на 01.01.2011г., год постройки здания школы 1964, общая площадь- 2300 кв.м., в школе обучается 136 учащихся, школа относится к категории сельской малокомплектной. На момент проверки, организованной прокуратурой района и в настоящее время, школа не имеет медицинского пункта, оборудованного в соответствии с нормами СанПиН. Вместе с тем, медицинское обслуживание в школе осуществляется в полном объеме медработниками офиса врача общей практики МУ Красноярская ЦРБ, который располагается на 1 этаже школы на основании договора о сотрудничестве, заключенного на учебный 2010-2011 год между школой и МУ Красноярская ЦРФ, согласно которого органы здравоохранения несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Перед началом учебного 2010-2011г.г. помещение школы было обследовано и никаких нарушений выявлено не было. Права учащихся школы на медицинское обслуживание не нарушены, так как необходимое обслуживание школьники получают в полном объеме, предусмотренном законодательством. Какой-либо угрозы для жизни и здоровья учащихся не имеется. Кроме того, наличие медицинского пункта не предусмотрено проектом школы введенной в эксплуатацию в 1964г.

          В судебном заседании представитель третьего лица – Комитета по управлению муниципальной собственностью м.р.Красноярский Самарской области Пятырова Л.В., считает исковое заявление необоснованным, просила суд в иске прокурору отказать и показала, что в настоящее время образовательная деятельность в названном образовательном учреждении приостановлена: технические работники и педагогический персонал находятся в отпусках, а обучающиеся на каникулах. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждены новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». в соответствии с которыми в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Названным СанПиН 2.4.2.2821-10 установлены и другие нормативы, например: «в ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением». Упомянутый нормативно-правовой акт вступает в действие с 01.09.2011г., т.е. одновременно с началом образовательной деятельности в МОУ Коммунарская СОШ, а СанПиН 2.4.2.1178 – 02 соответственно утрачивает силу с 01.09.2011г.

        Представитель третьего лица – Северо-Западное управление Министерства образования и науки Самарской области Землякова С.О., считает иск прокурора необоснованным, поскольку прокуратурой района не представлено доказательств того, что школой нарушаются права, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Как учащиеся, так и работники МОУ Коммунарская СОШ получают необходимое медицинское обслуживание. И нет необходимости оборудовать отдельные медицинские кабинеты и оснащать их оборудованием и инструментами, так как при численности учащихся – 136 человек отдельный медицинский персонал для работы в данных кабинетах не предусмотрен законодательством. Школа не имеет возможности оборудовать медицинский пункт поскольку здание школы построено в 1964г.. На момент проектирования и постройки школы нормы СанПиН не существовали, поскольку вступили в силу 01.09.2003г. К тому же, с 01.09.2011г. вступят в силу новые Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН, согласно которым в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

           Представитель третьего лица – МОУ Коммунарская СОШ в судебное заседание не явился, несмотря на то, что правильно и своевременно был извещен о дне и времени судебного заседания, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие суд не проси.

            Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что требования прокурора Красноярского района Самарской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

           В соответствии с требованиями ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации..

           В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст.24 Основ законодательства РФ об охране в интересах охраны здоровья граждан, несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

          Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, к которым кроме прочих относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

         Статьей 51 данного закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

         В соответствии с ч.11 ст.15 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

       В соответствии с п.п.5 п.6 «Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2010г. №1639 одним из требований к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся является оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала        оборудованием для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи.

       В соответствии со ст.1 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

      На основании ФЗ №52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000г. №554, введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02.

      В соответствии с п.2.3.22. СанПиН 2.4.2.1178-02 медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м.; кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м., оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м., кабинет психолога площадью 10 кв.м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.

         Как установлено в судебном заседании, согласно Устава МОУ Коммунарская СОШ п.3 учредителями школы являются: Министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Западного управления министерства образования и науки Самарской области и Комитет по управлению муниципальной собственностью м.р.Красноярский Самарской области.

               Согласно выписки из реестра муниципальной собственности м.р. Красноярский, здание МОУ Коммунарская СОШ числится в реестре муниципальной собственности м.р. Красноярский Самарской области на 01.01.2011г., год постройки здания школы 1964, общая площадь- 2300 кв.м., в школе обучается 136 учащихся, школа относится к категории сельской малокомплектной школы.

            На момент проверки, организованной прокуратурой района и в настоящее время, школа не имеет медицинского пункта, оборудованного в соответствии с нормами СанПиН. Размещение медпункта по проекту школы не было предусмотрено.

          Вместе с тем судом установлено, что медицинское обслуживание в школе осуществляется в полном объеме медработниками офиса врача общей практики МУ Красноярская ЦРБ на основании договора о сотрудничестве, заключенного на учебный 2010-2011 год между школой и МУ Красноярская ЦРБ, согласно которого органы здравоохранения несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм..

           Суд считает, что иск прокурора не обоснован никакими доказательствами того, что медицинское обслуживание не проводится должным образом, вывод сделан лишь на основании факта отсутствия указанного в СанПиНе медицинского пункта необходимого размера. Судом установлено, что в здании школы отсутствует помещение, которое бы отвечало требованиям СанПиН для размещения медкабинетов.

          В судебном заседании установлено, что школа свои обязательства по медицинскому обслуживанию исполнила, заключив 01.09.2010г. договор с МОУ Красноярская ЦРБ на медицинское обслуживание. Фельдерско-акушерский пункт находится рядом со школой, на одной территории, в здании дошкольного отделения. Необходимости оборудовать в школе отдельные кабинеты для врачей и оснащать их медицинским оборудованием не имеется, так как при такой малой численности учащихся отдельный медицинский персонал по штатному расписанию не предусмотрен законодательством. Выделение медкабинетов в помещении школы приведет к ущербу в целом для образовательного процесса учащихся, т.к. в школе отсутствуют свободные помещения.

              Согласно п.4.21 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях « (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993) / В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

           Данные требования СанПиН вступают в законную силу с 01.09.2011г и устранение нарушений действующего СанПиН во время летних каникул детей, требующее больших финансовых затрат, которые не предусмотрены в бюджете на 2011 год, является не целесообразным, поэтому исковые требования прокурора об обязании Администрации м.р.Красноярский провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта МОУ Коммунарская СОШ Красноярского района Самарской области в соответствии с п.2.3.22 САНПиН 2.4.2.1178-02 с целью устранения нарушений законодательства о гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях не подлежат удовлетворению.

          Доводы прокурора о том, что вина ответчика в нарушении прав учащихся на получение медпомощи доказана тем, что ответчик и 3-е лицо ( школа) привлечены к административной ответственности, не могут быть приняты судом, поскольку для рассмотрения данного спора это обстоятельство значения не имеет.

          В судебном заседании прокурор не представил доказательств о нарушении прав неопределенного круга лиц отсутствием в школе оборудованного медицинского кабинета., поэтому в иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

          Иск Прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР Красноярский Самарской области в порядке ст.45 ГПК РФ об обязании провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по оборудованию медицинского пункта МОУ Коммунарская СОШ Красноярского района Самарской области в соответствии с п.2.3.22 САНПиН 2.4.2.1178-02 с целью устранения нарушений законодательства о гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2011г.

Судья:                                                                                 Л.А.Дорач