об устранении нарушений пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                              <адрес> Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе :

Председательствующего судьи Селяковой С.А.,

при секретаре Зинкине В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1468/2011 по исковому заявлению Прокурора Красноярского района Самарской области к Государственное учреждение Самарской области <данные изъяты> Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

     Истец обратился в Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением к ГУ Самарской области <данные изъяты> в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. Свои требования истец мотивирует тем, что Государственное учреждение Самарской области <данные изъяты> расположен по адресу: <адрес>

Согласно изменениям в Устав учреждения, внесенным в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ г. учредителями учреждения являются: Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области. Директором учреждения является ФИО9.

Согласно договора о/у от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении государственного имущества Самарской области в оперативное управление» (далее — Договор № о/у) Департаментом управления имуществом Аминистрации Самарской области, <данные изъяты> в оперативное управление передано имущество, согласно перечня «основных средств по <данные изъяты> (приложение к Договору № о/у). Вышеуказанный перечень ключает здания и жилые корпуса.

В соответствии с п.п. 2.2., 2.3., Договора № о/у <данные изъяты> имеет право осуществлять хозяйственную деятельность на переданном в оперативное управление имуществе в соответствии с целями своей уставной деятельности и назначением имущества, без права отчуждения.

<данные изъяты> обязуется: использовать имущество, передаваемое в оперативное управление, для осуществления предусмотренной его уставом деятельности и обеспечивать сохранность передаваемого имущества, его эффективное использование, осуществлять эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно производить капитальный и текущий ремонт. Обеспечивать сохранность мобилизационных резервов и их использование в соответствии с назначением.

Ранее в ходе плановой проверки указанного учреждения инспектором отделения надзорной деятельности муниципального района <данные изъяты> (далее – ОНД) ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. (срок устранения 01.06.2011г.).

01.06.2011 г. в рамках надзора за исполнением законов прокуратурой Красноярского района совместно с сотрудником отделения надзорной деятельности Красноярского района проведена проверка <данные изъяты>.

Согласно справке ОНД от ДД.ММ.ГГГГ г. № установлено, что имеются следующие нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности (далее по тексту обычным шрифтом указаны нарушения из ранее выданного предписания и не устраненные на момент проведения проверки, курсивом выделены вновь выявленные нарушения на момент проверки)

Административное здание

- Не обработаны косоуры лестничного марша, огнезащитным составом (покрытием), обеспечивающим защиту от потери несущей способности в течении 45 минут. Нарушение: ППБ 01-03, п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.10, 5.18*, таблица 4*;

- Заблокированы эвакуационные выходы со 2-го этажа, предусмотренные проектом здания. Нарушение: ППБ 01-03, п. 40;

- Электропроводка в подвальном помещении выполнена с нарушением ПУЭ, ПТЭЭП, соединение жил электропроводов выполнено на скрутках. Нарушение: ППБ 01-03 п.57,3 ПУЭ 2-й раздел, п. 2.1.21;

- Электролампы эксплуатируются без колпаков рассеивателей, предусмотренными конструкцией светильника. Нарушение: ППБ 01-03 п. 60

- Допускается хранение сгораемого материала в подвальном помещении. Нарушение: ППБ 01-03, п. 40

- Не закрыты крышками распределительные коробки Нарушение: ППБ 01-03, п.60

- Дверь основного эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из здания. Нарушение: ППБ 01-03 п. 52

- Поэтажный план эвакуации людей в случае пожара выполнен не в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2009 Нарушение: ППБ 01-03 п. 16, 3, ГОСТ Р 12.2.143-2009

- Допускается хранение сгораемого материала в тамбуре запасного эвакуационного выхода на 1 этаже. Нарушение: ППБ 01-03 п. 53

Жилой корпус

- Поэтажный план эвакуации людей в случае пожара выполнен не в соответствие с ГОСТ Р 12.2.143-2009 Нарушение: ППБ 01-03 п. 16, 3, ГОСТ Р 12.2.143-2009

- Не вывешена инструкция о порядке действия персонала при получении сигнала о пожаре и неисправности системы пожарной автоматики. Нарушение: ППБ 01-03 п.97

- Двери лестничных клеток не имеют приспособлений для самозакрывания и уплотнений в притворах в 1 отд., во 2 отд. и мед. корпусе. Нарушение: ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97 п. 6.18

- Отсутствуют дверные полотна отделяющие коридор от лестничных клеток 1 и 2 этажа в медицинском отделении. Нарушение: ППБ 01-03, п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.18*.

- Дверь основного эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из здания. Нарушение: ППБ 01-03 п. 52

- Электророзетки, электровыключатели, установленные на сгораемом основании. Нарушение: ППБ 01-03, п. 60

- Двери в пожароопасные помещения (склады) не выполнены в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости 0,6 часа (сертифицированная). Нарушение: ППБ 01-03, п.3, СНиП 21-01-97* п. 5.14*, СНиП 2.08.02-89, п.1.82

- Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения, располагаются внутри складского помещения. Нарушение: ППБ 01-03, п.507

- Не проведена чистка вентиляционных систем способами, исключающими возможность возникновения взрыва и пожара. Не предоставлены акты о выполнении комплексного опробования систем вентиляции, технические паспорта систем на проектные расходы воздуха, а также эксплуатационная документация: паспорта, журналы ремонта и эксплуатации, график плановых осмотров и проверок вентиляционных систем. Нарушение: ППБ 01-03, п.3; ГОСТ 12.4.021-75 п.3.1.1, 3.1.2, 3.2.3, 3.2.7.

- На видных местах во всех помещениях не размещены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Нарушение: ППБ 01-03 п.13

- Не оборудованы лестницы запасных выходов непосредственно на улицу ограждениями и перилами. Нарушение: ППБ 01-03, п. 3; СНиП 21-01-97* п.6.28*; СНиП 2.08.02-89* п. 1.93*

Прачечная

- В помещении прачечной не установлена автоматическая пожарная сигнализация и не заключен договор на ее обслуживание с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Нарушение: ППБ-01-03, п.96, п.3; НПБ 110-03,п. 14 табл.1

- Не установлена система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара. Нарушение: ППБ 01-03, п.3; НПБ 104-03, п.5.1, табл.2, пп.7.

АЗС

- Не обозначены соответствующими указательными знаками места размещения огнетушителей. Нарушение: ППБ 01-03, п.759;

- Не изучен с работниками АЗС и водителям АЦ план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций, под личную роспись каждого. Нарушение: ППБ 01-03 п. 771

- Не предоставлен в ОГПН м.р. <данные изъяты> акт испытания молнезащиты; акт замера сопротивления изоляции электропроводки; паспорта на первичные средства пожаротушения; журнал учета первичных средств; даты перезарядки. Нарушение: ППБ 01-03 п.3 Федеральный Закон № 69 «О пожарной безопасности» ст. 6.

        По фактам вновь выявленных нарушений в отношении юридического (ГУСО <данные изъяты>» и должностного лица – директора ФИО11. ДД.ММ.ГГГГ г. прокуратурой района вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Юридическое лицо привлечено к административной ответственности.

        В соответствии со ст.ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.08 № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС России от 01.10.07 № 517, определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Выявленные в ходе проверки нарушения недопустимы, т.к. в случае возникновения пожароопасной ситуации могут привести к угрозе жизни или здоровью людей.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В настоящем случае содержащихся в пансионате невозможно индивидуализировать (определить), так как их численность меняется.

Данная позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 № 75-Впр10-1.

      Представитель истца помощник прокурора Красноярского района Самарской области Егоров А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.

      Представитель ответчика по доверенности ФИО12 исковые требования Прокурора Красноярского района в судебном заседании признала в полном объеме и пояснила, что обязуются устранить все указанные в иске нарушения по обеспечению требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки от 01.06.2011г. и отраженных в справке отделения надзорной деятельности муниципального района <данные изъяты> ГУ МЧС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. №

Представитель третьего лица по доверенности Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО13 в судебном заседании пояснила: не возражает против удовлетворения исковых требований Прокурора Красноярского района Самарской области.

Представитель ответчика Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, суду представили отзыв на иск. Просил прокурору отказать, дело рассмотреть без их участия.

      Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Красноярского района Самарской области к Государственному учреждению Самарской области <данные изъяты> подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

        В соответствии со ст.ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.08 № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС России от 01.10.07 № 517, определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Выявленные в ходе проверки нарушения недопустимы, т.к. в случае возникновения пожароопасной ситуации могут привести к угрозе жизни или здоровью людей.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ.

Из материалов дела следует, что прокурорской проверкой, проведенной в ГУ СО <данные изъяты> расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, <адрес> выявлены нарушения действующего законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности. Данные обстоятельства подтверждаются: справкой ОНД от ДД.ММ.ГГГГ. №. (л.д.9-11), постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания и постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания.

Выявленные нарушения не устранены до настоящего времени, влияют на безопасность пребывания в учреждении детей и персонала, а также неопределенного круга лиц, посещающих ГУ, поскольку свидетельствуют о не обеспечении надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния помещений и территории учреждения.

Судом установлено, что устранить имеющиеся в помещениях нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ГУ самостоятельно не может, поскольку для их устранения требуются значительные финансовые затраты, которыми оно не располагает.

Согласно п.п.1.4,2.1,2.2,3.1 Постановлением Правительства Самарской области от 04 марта 2009 года №59 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области « в полномочия указанного Министерства входит государственное управление подведомственными учреждениями, а также размещение заказов на капитальное строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений ГУ находящихся в собственности Самарской области.

При этом указанные полномочия, а также осуществление функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели, согласно Постановления Правительства Самарской области от 04 марта 2009 года N 59, является Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области. На Министерство имущественных отношений Самарской области исполнение таких полномочий не возложено.

В рамках закрепленных предметов ведения Министерство здравоохранения и социального развития наделяется полномочиями по формированию в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении Министерства расходов из областного и федерального бюджетов.

В силу представленных полномочий Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, как орган государственной власти, обязано в пределах бюджетных ассигнований самостоятельно определять приоритетные направления формирования и размещения заказов, а также расходования денежных средств.

Анализируя и оценивая собранные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области принимались и принимаются меры по устранению нарушений пожарной безопасности, о чем свидетельствуют финансирование и объем выполненных работ в этом направлении. В то же время, по мнению суда, Министерством не уделяется должного внимания и не финансируются мероприятия направленные на устранение нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в ГУ СО «<данные изъяты>

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

           Исковое заявление Прокурора Красноярского района Самарской области удовлетворить.

    Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области и Государственное учреждение Самарской области <данные изъяты> провести комплекс организационно-технических мероприятий для устранения нарушений законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, а именно: принять меры по обработки косоуров лестничного марша, огнезащитным составом ; освободить эвакуационные выходы со 2-го этажа административного здания ; выполнить электропроводку в подвальном помещении в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭЭП (административное здание); оборудовать электролампы колпаками рассеивателями ); очистить подвальные помещения от сгораемого материала (административное здание); закрыть крышками распределительные коробки (административное здание); обеспечить открывание двери основного эвакуационного выхода по направлению выхода из здания(административное здание); выполнить в соответствии ГОСТ Р 12.2.143-2009 план эвакуации людей в случае пожара (административное здание); очистить тамбур запасного эвакуационного выхода на 1 этаж от сгораемого материала (административное здание); выполнить в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 поэтажный план эвакуации людей в случае пожара (жилой корпус); вывесить в доступном месте инструкцию о порядке действия персонала при получении сигнала о пожаре и неисправности системы пожарной автоматики (жилой корпус); оборудовать двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнений в притворах в 1 отд., во 2 отд. и мед. корпусе (жилой корпус); оборудовать дверными полотнами для отделения коридора от лестничных клеток 1 и 2 этажа в медицинском отделении (жилой корпус); обеспечить открывание двери основного эвакуационного входа по направлению выхода из здания (жилой корпус); установить на сгораемом основании электророзетки, электровыключатели (жилой корпус); выполнить двери в пожароопасные помещения (склады) в соответствии с требуемым пределом огнестойкости — 0,6 часа (жилой корпус); расположить аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения, за пределами складского помещения (жилой корпус); провести чистку вентиляционных систем способами, исключающими возможность возникновения взрыва и пожара, предоставить акт о выполнении комплексного опробования систем вентиляции, разместить во всех помещениях таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (жилой корпус); оборудовать лестницы запасных выходов непосредственно на улицу ограждениями и перилами (жилой корпус); установить в помещении прачечной автоматическую пожарную сигнализацию ; обозначить соответствующими указательными знаками места размещения огнетушителей (АЗС); изучить с работниками АЗС и водителям АЦ план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в 10-дневный срок.

Судья:                                                                                     Селякова С.А.