РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» ноября 2011 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе :
председательствующего судьи Селяковой С.А.,
при секретаре Антимоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 2209/2011 по исковому заявлению Прокурора Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ об устранении нарушения требований в части содержания кладбища <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ об устранении нарушения требований в части содержания кладбища <данные изъяты>. Свои требования истец мотивирует тем, что Прокуратурой Красноярского района Самарской области, в рамках надзора за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, проведена проверка исполнения администрацией Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области санитарных и экологических требований.
Проведенной проверкой установлено, что кладбище <данные изъяты>, расположенно в границах сельского поселения Светлое Поле. Общая площадь кладбища 1,44 га.
Данное кладбище находится в ведении администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст. 4, 17 ч. 1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
На основании настоящего Закона и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, введены в действие:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
С 18.09.2011 введены в действия Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее — СанПин 2.1.2882-11).
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2. СанПин 2.1.2882-11 настоящие требования распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
СанПин 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В соответствии с п.п. 6.2., 6.3., 6.4. СанПин 2.1.2882-11 для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.
Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В соответствии с п.п. 2, 4, 5 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных от 19.06.1972 № 983-72 места расположения общественных уборных и подходы к ним должны быть обозначены специальными указателями, заметными в дневное и ночное время.
Согласно п.п. 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В соответствии с п. 7.1.12. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га. определяется размер санитарно-защитной зоны — 100 метров.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11 на кладбище с. <данные изъяты> не оборудована система водоснабжения; не оборудована система хозяйственно-питьевого водоснабжения; не оборудован туалет; не оборудована стоянка автокатафалков и автотранспорта; не установлены урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В соответствии со ст. 14 п. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 17 п. 4 Закона О погребении при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Прокурор Красноярского района, Самарской области обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц в котором просил обязать ответчика устранить нарушения требований СанПин 2.1.2882-11.
Помощник прокурора Красноярского района Егоров А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.
Глава Администрации сельского поселения Светлое Поле ФИО9 в судебном заседании иск не признал, указав, что улучшить содержание кладбища он сможет после выделения на эти цели денежных средств.
Суд, выслушав пояснение помощника прокурора Егорова А.В., представителя ответчика ФИО10 исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Прокуратурой Красноярского района Самарской области, в рамках надзора за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, проведена проверка исполнения администрацией Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области санитарных и экологических требований.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11 на кладбище с. Екатериновка: не оборудована система водоснабжения; не оборудована система хозяйственно-питьевого водоснабжения; не оборудован туалет; не оборудована стоянка автокатафалков и автотранспорта; не установлены урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В соответствии со ст. 14 п. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
На основании настоящего Закона и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, введены в действие:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
С 18.09.2011 введены в действия Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее — СанПин 2.1.2882-11).
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2. СанПин 2.1.2882-11 настоящие требования распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
СанПин 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В соответствии с п.п. 6.2., 6.3., 6.4. СанПин 2.1.2882-11 для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.
Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды. Однако, учитывая, что на данном кладбище захоронения происходят крайне редко, требование в части организации водоснабжения возможно удовлетворить путем организации подвоза воды на кладбище по мере необходимости. Данный способ более экономичный.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В соответствии с п.п. 2, 4, 5 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных от 19.06.1972 № 983-72 места расположения общественных уборных и подходы к ним должны быть обозначены специальными указателями, заметными в дневное и ночное время.
Согласно п.п. 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Установка дополнительных урн для мусора в связи с этим не требуется.
В соответствии со ст. 14 п. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 17 п. 4 Закона «О погребении при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения» органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства Российской Федерации устранение нарушенных санитарных и экологических требований Администрацией сельского поселения Светлое Поле не проводилась, что является грубым нарушением закона и может привести к неблагоприятному воздействию места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ст.ст. 4, 17 ч. 1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», ст. 17 п. 4 Закона «О погребении при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения», суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области удовлетворить частично.
Обязать Администрацию сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области организовать подвоз воды на кладбище <данные изъяты>, оборудовать общественный туалет, оборудовать стоянку автокатафалков и автотранспорта, оборудовать площадку для сбора мусора.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Красноярский районный суд.
Судья: С.А. Селякова