РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2011 года
Красноярский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Фаттаховой Т.В.,
при секретаре Трофимовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2220/11 по исковому заявлению прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании устранить нарушения требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11, в части содержания кладбища <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского района обратился в Красноярский районный суд Самарской области с вышеуказанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга в порядке ст. 45 ГПК РФ и просит суд обязать Администрацию сельского поселения Светлое Поле обязать устранить нарушения требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11, в части содержания кладбища <адрес>, а именно: оборудовать систему водоснабжения; оборудовать систему хозяйственно-питьевого водоснабжения; оборудовать общественный туалет; оборудовать стоянку автокатафалков и автотранспорта; установить урны для сбора мусора; оборудовать площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Самарской области Егоров ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил иск удовлетворить.
Ответчик Глава Администрации сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области Самойлов ФИО2 с исковыми требованиями согласился частично и пояснил, что общественный туалет на кладбище – <адрес> установят, площадку для сбора мусора оборудуют, остальные требования не признает из-за отсутствия средств финансирования.
Представитель 3 лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области по доверенности Попов ФИО3 с исковыми требованиями согласен.
Представитель 3 лица – Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в суд не явился, о дне слушания извещен.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Красноярского района в рамках надзора за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский санитарных и экологических требований. Проведенной проверкой установлено, что кладбище в <адрес> расположено в границах сельского поселения Светлое Поле, общая площадь кладбища – 1,0 га.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст. 4, 17 ч. 1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения -состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
На основании настоящего Закона и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, введены в действие:
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
С 18.09.2011 введены в действия Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее — СанПин 2.1.2882-11).
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2. СанПин 2.1.2882-11 настоящие требования распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
СанПин 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.В соответствии с п.п. 6.2., 6.3., 6.4. СанПин 2.1.2882-11 для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.
Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В соответствии с п.п. 2, 4, 5 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных от 19.06.1972 № 983-72 места расположения общественных уборных и подходы к ним должны быть обозначены специальными указателями, заметными в дневное и ночное время.
Согласно п.п. 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В соответствии с п. 7.1.12. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, определяется размер санитарно-защитной зоны — 100 метров.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11 на кладбище - <адрес>: не оборудована система водоснабжения; не оборудована система хозяйственно-питьевого водоснабжения; не оборудован туалет; не оборудована стоянка автокатафалков и автотранспорта; не установлены урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Однако, при вынесении решения, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению лишь в части оборудования площадки для сбора мусора, обязании в летний период оборудовать резервуар для хозяйственного водоснабжения, оборудовании общественного туалета, в остальной части исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Кладбище указанное в иске находится в небольшом населённом пункте, захоронения производятся редко, по сведения отдела ЗАГС за 2011 г. было всего 1 захоронение, кроме того, кладбище находится на горе в лечу, техника туда не заезжает, стояка для транспорта расположена от кладбища в 50-100 м, и поэтому нецелесообразно строить подъездные пути и площадки для стоянки транспорта и катафалков с твёрдым покрытием это приведёт к большим финансовым затратам связанным с проектированием и строительством. Что касается водоснабжения для питьевых нужд, то суд не находит оснований для удовлетворения этих требований в связи с тем, что централизованное водоснабжение в населённом пункте <адрес> Светлопольской администрации отсутствует, проведение отдельного водовода к кладбищу связано с большими финансовыми затратами и нецелесообразно прокладка отдельного водовода в связи с нечастыми захоронениями. В связи с тем, что кладбище не охраняется суд не находит оснований для обязания ответчика установить контейнеры для сбора мусора, поэтому суд полагает, что будет достаточно оборудовать площадки для складирования мусора с последующим вывозом мусора.
В соответствии со ст. 14 п. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 17 п. 4 Закона «О погребении при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения» органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 22 ст. 14, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 17 Закона РФ «О погребении при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения» ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения Светлое Поле устранить нарушения требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11, в части содержания кладбища <адрес>, а именно: оборудовать площадку для сбора мусора, в летний период оборудовать резервуар для хозяйственного водоснабжения, оборудовать общественный туалет.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в 10-ти дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме, которое будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.В. Фаттахова