решение об обязании устранить нарушения требования СанПин в части содержания кладбища



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 г. с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Акинцева В.А.

с участием заместителя прокурора Красноярского района С/о Черного Д.Н.,

Главы с.п.<адрес> м.р.Красноярский С/о Семенова ФИО6

представителя третьего лица Карповой ФИО9

при секретаре Нестеровой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2359/11 по иску прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский об обязании администрации с.<адрес> устранить нарушения требований п.п. 6.2, 6.3., 6.4., 6.6., 6.7 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11 в части содержания кладбищ <адрес>,

установил:

Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский об обязании администрации с.<адрес> устранить нарушения требований п.п. 6.2, 6.3., 6.4., 6.6., 6.7 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11 в части содержания кладбищ <адрес>, а именно: оборудовать систему водоснабжения; оборудовать систему хозяйственно-питьевого водоснабжения; оборудовать общественный туалет; оборудовать стоянку автокатафалков и автотранспорта: установить урны для сбора мусора; оборудовать площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

В обоснование своих требований прокурор Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц ссылается на то, что прокуратурой Красноярского района Самарской области была проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Хорошенькое законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. В результате проведенной проверки установлено, что в границах с.<адрес> находится кладбище <адрес>, общей площадью менее 10 га, кладбище (мусульманское) <адрес>, общей площадью менее 10га, кладбище <адрес>, общей площадью менее 10 га.

Данные кладбища находится в ведении администрации с.<адрес> м.<адрес>. Администрацией с.<адрес> требования законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не выполняются.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией с.<адрес> нарушены требования СаНПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03; СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11.

В судебном заседании представитель прокуратуры заместитель прокурора <адрес> Черный Д.Н. дал пояснения аналогичные содержанию искового заявления. Просил заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – Глава с.<адрес> Семенов ФИО7 исковые требования прокурора признал частично и показал, что в границах с.<адрес> действительно находятся кладбища сел Малая Тростянка, Светлый Ключ, Хорошенькое. Данные кладбища не находится в ведении администрации поселения, никак не оформлены. Устранить выявленные нарушения не имеет возможности, т.к. данные расходы не внесены в бюджет поселения, за исполнением бюджета ведется строгий контроль со стороны администрации района. Просит суд удовлетворить исковые требования прокурора лишь в части оборудования общественного туалета, так как в бюджете на 2011г. было запланировано лишь 105000 рублей на содержание всех кладбищ, которые находятся в ведении поселения.. Нарушения требований СанПин будут частично устранены, после утверждения бюджета на следующий год и внесения затрат в бюджет на 2012г., поскольку это требует значительных материальных затрат. Пояснил, что оборудование системы хозяйственно-питьевого водоснабжения не может быть исполнено, т.к. в селах, где расположены кладбища, отсутствует централизованное водоснабжение, водоснабжение есть в <адрес> и полагает возможным обеспечить водоснабжение около ближайшего к кладбищу дома, обозначив это место указателями, установка урны для сбора мусора и мусоросборников невозможна, т.к. требует содержания сторожей для их охраны. Мусор они своими силами еженедельно вывозят со всех кладбищ поселения.

В с.М.Тростянка в 2011 году не захоронили ни одного человека, ранее хоронили единицы, при этом пациентов местного отделения <адрес> психоневрологического диспансера; на мусульманском кладбище с.Св.Ключ в 2011 году захоронено 3 человека, в <адрес> 11 человек.

Им сделан расчет затрат для исполнения требований прокуратуры, они составили 425431 рублей в год на одно кладбище.

Готов частично удовлетворить требования законодательства и прокурора района в части оборудования общественных туалетов, площадок для сбора мусора, обеспечения водоснабжения в <адрес> путем обустройства места забора воды около ближайшего к кладбища дома, в <адрес> путем подвоза воды.

Представитель третьего лица – ГУ СО «Потаповский пансионат для инвалидов (дом-интернат для психических больных)» Карпова ФИО8 пояснила, что на балансе данного учреждения кладбище <адрес> не стоит. Они хоронили своих умерших пациентов, тела которых не забрали родственники на этом кладбище, в последствий год никого не хоронили. Она направляла письма в администрации с.<адрес> и м.<адрес> с целью выяснить, кому принадлежит кладбище и кто его обслуживает, получила ответы, что в соответствии с федеральным законом организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории поселения является полномочиями органов местного самоуправления.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает, что требования прокурора Красноярского района Самарской области подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации..

В соответствии со ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии с п. 4 ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения» органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

На основании ФЗ №52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №554, введены в действие новые санитарно- эпидемиологические правила и нормативы: СаНПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов; а с ДД.ММ.ГГГГ введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

В судебном заседании установлено, что и ранее действующий СаНПиН и вновь введенный в действие содержат практически аналогичные требования к содержанию кладбищ.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований и нормативов СаНПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 на кладбищах <адрес> не оборудована система водоснабжения; не оборудована система хозяйственно-питьевого водоснабжения; не оборудованы туалеты; не оборудованы стоянки автокатафалков и автотранспорта; не установлены урны для сбора мусора ; не оборудованы площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

На момент проверки, организованной прокуратурой района, и в настоящее время содержание кладбищ не соответствует требованиям и нормативам СаНПиН ДД.ММ.ГГГГ-11.

Прокурор в исковом заявлении ссылается также на нарушение норм Федерального закона «О погребении и похоронном деле»; Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №554.

При вынесении решении суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом целесообразности и финансовой возможности ответчика лишь в части оборудования площадки для сбора мусора, обязании в летний период организовать хозяйственное водоснабжение и оборудования общественного туалета, в остальной части исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку все кладбища, указанные в иске, находятся в небольших населённых пунктах, в которых не все улицы села имеют дороги с твердым покрытием (имеют, в основном, только центральные улицы сел), захоронения на вышеуказанных маленьких кладбищах производятся редко ( 1-2 захоронения в год), и поэтому нецелесообразно строить подъездные пути и площадки для стоянки транспорта и катафалков с твёрдым покрытием, поскольку это приведёт к большим финансовым затратам, связанным с проектированием и непосредственно строительством.

В части проведения на территорию кладбищ водоснабжения для питьевых нужд, суд не находит оснований для удовлетворения этих требований в связи с тем, что как в населенных пунктах, вблизи которых находятся кладбища, так и около расположения кладбищ отсутствует централизованное водоснабжение, а проведение отдельного водовода связано так же с большими финансовыми затратами и прокладка отдельного водовода в связи с нечастыми захоронениями является нецелесообразной. В этой части, по мнению суда, будет наиболее целесообразно организовать за счет администрации обеспечение хозяйственного водоснабжения в летнее время.

В связи с тем, что кладбища не охраняются, суд не находит оснований для обязания ответчика установить контейнеры и урны для сбора мусора. В этой части требований суд полагает, что будет достаточно оборудовать площадки для складирования мусора с последующим вывозом мусора за счет администрации.

В соответствии со ст. 14 п. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Также суд принимает в соответствии со ст.173 ГПК РФ частичное признание иска представителем ответчика в части обеспечения привозного хозяйственного водоснабжения и оборудования площадки для сбора мусора, а также в части признания исковых требований об оборудовании общественного туалета.

Кроме того, суд учитывает, что устранение нарушений действующего СанПиН, требующее больших финансовых затрат, которые не были предусмотрены в бюджете на 2011 год, является не целесообразным, поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Красноярского района Самарской области к администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский об обязании администрации с.<адрес> устранить нарушения требований п.п. 6.2, 6.3., 6.4., 6.6., 6.7 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 в части содержания кладбищ <адрес>, а именно: оборудовать систему водоснабжения; оборудовать систему хозяйственно-питьевого водоснабжения; оборудовать общественный туалет; оборудовать стоянку автокатафалков и автотранспорта: установить урны для сбора мусора; оборудовать площадки для мусоросборников с подъездами к ним – удовлетворить частично.

Обязать администрацию сельского поселения Хорошенькое м.<адрес> на каждом кладбище оборудовать систему хозяйственного водоснабжения в летнее время; оборудовать общественные туалеты и оборудовать площадку для сбора мусора

В остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья                                            В.А.Акинцев