РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2012 г. с. Красный Яр Самарская область
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
судьи: Аверьянова В.А.,
с участием пом. прокурора Красноярского района Егорова А.В.,
при секретаре Гудковой Т.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 264/2012 по иску прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании устранить нарушения требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11, в части содержания кладбища с. <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
В Красноярский районный суд Самарской области обратился Прокурор Красноярского района Самарской области с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании устранить нарушения требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11, в части содержания кладбища с. <адрес>, а именно : оборудовать систему водоснабжения; оборудовать систему хозяйственно-питьевого водоснабжения; оборудовать общественный туалет; оборудовать стоянку автокатафалков и автотранспорта; установить урны для сбора мусора; оборудовать площадки для мусоросборников и подъезда к ним.
В судебном заседании пом. прокурора Красноярского района Самарской области Егоров А.В. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик Глава Администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области Семенов ФИО8. с исковыми требованиями согласился частично и пояснил, что общественный туалет на кладбище с. <адрес>, урны для сбора мусора - установят, хозяйственное водоснабжение имеется, тем более, что вблизи кладбища на расстоянии до 100 метров имеется колодец. На счет питьевого водоснабжения, иск не признает, считает данное требование необоснованным, так как по данным статистики захоронение за год на кладбище составляет не более одного человека, необходимость в питьевой воде на кладбище отсутствует, да и даже возможности проведения воды нет, так как не выделяются денежные средства. Стоянку для автокатафалков установить не могут, так как возможности заасфальтировать нет, в связи с отсутствием денежных средств, но дорога в зимнее время года расчищается, в летнее устранять установившуюся колею будут.
В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Красноярского района в рамках надзора за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский санитарных и экологических требований. Проведенной проверкой установлено, что кладбище в с. <адрес> расположено в границах сельского поселения Хорошенькое. Общая площадь кладбища менее 10 га.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст. 4, 17 ч. 1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
На основании настоящего Закона и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, введены в действие:
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
- С 18.09.2011 введены в действия Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - СанПин 2.1.2882-11).
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2. СанПин 2.1.2882-11 настоящие требования распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
СанПин 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В соответствии с п.п. 6.2., 6.3., 6.4. СанПин 2.1.2882-11 для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.
Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В соответствии с п.п. 2, 4, 5 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных от 19.06.1972 № 983-72 места расположения общественных уборных и подходы к ним должны быть обозначены специальными указателями, заметными в дневное и ночное время.
Согласно п.п. 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В соответствии с п. 7.1.12. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га. определяется размер санитарно-защитной зоны - 100 метров.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11 на кладбище с <адрес> не оборудована система водоснабжения; не оборудована система хозяйственно-питьевого водоснабжения; не оборудован туалет; не оборудована стоянка автокатафалков и автотранспорта; не установлены урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Однако, при вынесении решении, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению лишь в части оборудования площадки для сбора мусора, обязании в летний период оборудовать резервуар для хозяйственного водоснабжения, обязании систематически осуществлять расчистку подъездных путей, оборудовании общественного туалета, в остальной части исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку кладбище находится в небольшом населённом пункте в которых даже не все улицы имеют дороги с твердым покрытием, захоронения производятся редко, поэтому нецелесообразно строить подъездные пути и площадки для стоянки транспорта и катафалков с твёрдым покрытием это приведёт к большим финансовым затратам связанным с проектированием и строительством. Что касается водоснабжения для питьевых нужд, то суд не находит оснований для удовлетворения этих требований в связи с тем, что централизованного водоснабжения, в населённом пункте с. <адрес> Хорошенской администрации вблизи расположения кладбищ отсутствует, а проведение отдельного водовода связано так же с большими финансовыми затратами и нецелесообразности прокладки отдельного водовода в связи с нечастыми захоронениями. В связи с тем, что кладбище не охраняется, суд не находит оснований для обязания ответчика установить контейнеры для сбора мусора суд полагает, что будет достаточно оборудовать площадки для складирования мусора с последующим вывозом мусора.
В соответствии со ст. 14 п. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 17 п. 4 Закона «О погребении при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения» органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Хорошенькое муниципального района Красноярский Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании устранить нарушения требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11, в части содержания кладбища с. <адрес> – удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельского поселения Хорошенькое устранить нарушения требований п.п. 6.2., 6.3., 6.4., 6.6., 6.7. СанПин 2.1.2882-11, в части содержания кладбища с. <адрес>, а именно: оборудовать площадку для сбора мусора, в летний период оборудовать резервуар для хозяйственного водоснабжения, систематически осуществлять расчистку подъездных путей, оборудовать общественный туалет. В остальной части исковых требований -отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Красноярский райсуд в 30- дневный срок.
Судья - Аверьянов В.А.