Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 февраля 2012 года с. Красный Яр
Судья Красноярского районного суда Самарской области Козлов А.Н.
при секретаре Лятифовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по иску Гадиева ФИО9 и Гадиевой ФИО10 к Никитиной ФИО11, Никитину ФИО12, Гизун ФИО13 и Администрации муниципального района Красноярский Самарской области о признании права собственности на реконструированную квартиру с учетом возведенного пристроя и земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы обратились в Красноярский районный суд Самарской области и просят признать за ними право собственности на земельный участок площадью 845,30 кв.м. и реконструированную квартиру общей площадью 62,3 кв. м., жилой площадью 45,0 кв.м., расположенные по адресу: Самарская область, Красноярский район, <адрес> по ? доле за каждым.
Свои требования мотивируют следующим:
Истцы состояли в зарегистрированном браке с 1987 г. по 2010 г. В период брака на основании договора обмена от ДД.ММ.ГГГГ они приобрели в совместную собственность квартиру полезной площадью 49,3 кв.м., жилой площадью 31,4 кв.м., на земельном участке по адресу: Самарская область, Красноярский район, <адрес>.
В последствии истцы без разрешения на то специализированных органов произвели перепланировку квартиры и сделали пристрой. В результате реконструкции общая и жилая площади квартиры увеличились и в настоящее время составляют 62,3 кв.м. и 45,0 кв.м. соответственно, квартире присвоен адрес: <адрес> <адрес> <адрес>. Несмотря на то, что реконструкция выполнена самовольно, она, согласно справок и заключений специализированных органов, соответствует градостроительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Вместе с тем, поскольку строение фактически произведено самовольно, они не могут зарегистрировать право собственности на свои доли в совместном имуществе супругов после расторжения брака, в связи с чем, истцы просят признать за ними право собственности на указанный земельный участок и квартиру в реконструированном состоянии по ? доле за каждым.
В судебном заседании представитель истца по доверенности исковые требования Гадиева ФИО9. поддержала, подтвердив доводы, указанные в исковом заявлении.
Истица Гадиева ФИО10 свои исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив доводы искового заявления, и пояснила, что состояла с истцом Гадиевым ФИО9. в зарегистрированном браке с 1987 г. по 2010 г. В 1996 г. они с ответчиками произвели обмен своей квартиры с земельным участком в <адрес> на их квартиру с земельным участком в <адрес> <адрес>. Договор обмена был зарегистрирован нотариусом, ответчики передали им правоустанавливающие документы, в том числе свидетельство о праве собственности на землю. Договор в БТИ они не зарегистрировали. В последующем они произвели перепланировку квартиры и сделали пристрой. После расторжения брака они не могут зарегистрировать свои права на долю в совместном имуществе, поскольку надлежащим образом не зарегистрировали договор и возвели к дому самовольный пристрой.
Ответчики Никитина ФИО10., Никитин ФИО12. и Гизун ФИО13. в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика- Администрации муниципального района Красноярский в судебном заседании против иска не возражала.
Заслушав объяснения истицы Гадиевой ФИО10., представителя истца Гадиева ФИО9., представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает требования Гадиева ФИО9. и Гадиевой ФИО10. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 34 СКРФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Общим имуществом супругов является любое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Судом установлено, что в 1987 г. истцы вступили в брак. ДД.ММ.ГГГГ они с ответчиками Никитиной ФИО11., Никитиным ФИО12. и Гизун ФИО13. заключили договор обмена своей квартиры с земельным участком в <адрес> на квартиру ответчиков с земельным участком в <адрес> <адрес> в <адрес> принадлежала истцу Гадиеву ФИО9. на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. также приобреталась в период их брака и являлась совместной собственностью супругов.
Согласно п.1 ст. 35 ЗКРФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Ответчица Никитина ФИО11 являлась собственником земельного участка площадью 0,08 га, на котором находилась обмениваемая ответчиками квартира по адресу: Самарская область, Красноярский район, <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю № № от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно в силу п.1 ст. 35 ЗКРФ одновременно с приобретением права собственности на квартиру на основании договора обмена в порядке правопреемства от прежнего собственника квартиры к истцам перешло право собственности на указанный земельный участок.
Судом также установлено, что никто кроме истцов на указанный земельный участок своих прав не заявлял и не оспаривал. Квартира, принадлежащая истцам Гадиевым находится именно на указанном земельном участке, который согласно свидетельства о праве собственности на землю предоставлялся Никитиной ФИО11. как приусадебный. Согласно сведений кадастрового паспорта площадь земельного участка 845,3 кв.м.
Согласно выписки из постановления главы Администрации сельского поселения Красный Яр № 4 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением нумерации домов в <адрес> <адрес>, дому (участку), принадлежащему Гадиеву ФИО9. присвоен адрес: Самарская область, Красноярский район, <адрес> (ранее <адрес>).
Согласно сведений технического паспорта и акта обследования ГУП Самарской области «ЦТИ» в <адрес> в <адрес> <адрес> произведена перепланировка, снесены старые перегородки и возведены новые, устроен дверной проем вместо оконного, в результате чего образовались новые жилые помещения, возведен пристрой литер А2, общая площадь квартиры 62,3 кв. м., жилая 45,0 кв.м..
Согласно справки Отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Красноярский, экспертного заключения «Центра гигиены и эпидемиологии в Самарской области» № 174 от 14.12.2011 и Акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 21.12.2011 ОГПН Красноярского района реконструкция квартиры, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует санитарно-гигиеническим нормам и правилам, а также нормам и правилам пожарной безопасности.
Согласно технического заключения ЗАО фирмы «Горжилпроект» проведенные перепланировка и реконструкция квартиры жилого дома не нарушают действующие строительные нормы, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не нарушают права и законные интересы граждан не создают угрозу здоровью и жизни людей. Инженерные системы разведены в соответствие с нормами проектирования, находятся в работоспособном состоянии.
Таким образом, судом установлено, что истцы Гадиевы являясь собственниками квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, что подтверждается договором обмена и выпиской из Постановления о переадресации, самовольно без получения соответствующих разрешений произвели перепланировку указанной квартиры, а также возвели к ней пристрой.
Судом также установлено, что в силу п.1 ст. 35 ЗКРФ одновременно с приобретением права собственности на квартиру на основании договора обмена в порядке правопреемства от прежнего собственника квартиры к ним перешло право собственности на указанный земельный участок.
То есть, самовольная постройка возведена на земельном участке, принадлежащем истцам и она не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, в соответствии со ст. 222 ГКРФ она может быть сохранена судом. В результате возведения самовольного пристроя истцами фактически был создан новый объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ брак между Гадиевым ФИО9. и Гадиевой ФИО10 был прекращен.
В соответствие со ст. 39 СКРФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. Поскольку договор между супругами не заключался, доли супругов признаются равными. В связи с чем, требования истцов о признании за ними права собственности на ? долю спорного земельного участка и квартиры в реконструированном состоянии подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Признать за Гадиевым ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Гадиевой ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право общей долевой собственности на земельный участок площадью 845,30 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> по ? доле за каждым.
Признать за Гадиевым ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Гадиевой ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 62,3 кв.м., жилой площадью 45,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> по ? доле за каждым.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Н. Козлов