РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 11 июля 2012 г. с. Красный Яр Красноярский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Дорач Л.А., с участием помощника прокурора Красноярского района Лошкарева В.В., представителя отдела по вопросам семьи материнства и детства Администрации м.р.Красноярский Самарской области Жидковой ФИО11 при секретаре Долгановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-964/2012 по исковому заявлению прокурора Красноярского района Самарской области в интересах Крючковой ФИО12 к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением в интересах Крючковой ФИО12 с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит суд обязать ответчика предоставить социальную выплату Крючковой ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области. В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Самарской области Лошкарев В.В. исковые требования поддержал и пояснил, что Крючкова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать Крючкова ФИО16 и отец Крючков ФИО12. лишены родительских прав. Закрепленного жилого помещения не имеет, своего жилого помещения для проживания также не имеет. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Самарской области от 11.07.06 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, Закона Самарской области от 24.10.06 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Крючкова ФИО12 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы на 01.04.2012 г. До настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору социального найма либо социальная выплата для приобретения жилого помещения в установленном законом порядке Крючковой В.В. не предоставлены, чем нарушаются ее права. Действующим законодательством Российской Федерации право граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от каких либо условий. В связи с изложенным, в прокуратуру Красноярского района Самарской области поступило заявление от Крючковой ФИО12 о защите ее интересов прокурором. Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов вышеуказанного лица, поскольку в силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор в праве обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав гражданина, не имеющего возможности самостоятельно обратится в суд, а также при условии, что гражданин обратился с соответствующим заявлением в органы прокуратуры. Истец Крючкова ФИО12 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в адрес суда от нее поступило заявление с просьбой рассматривать данное гражданское дело в ее отсутствие, суду доверяет, требования прокурора поддерживает. В судебном заседании представитель ответчика- Администрации муниципального района Красноярский Самарской области Спигина ФИО21., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, а изложенные в нем доводы противоречащими бюджетному законодательству по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), полномочия органов местного самоуправления, установленные, в том числе, законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2 статьи 19 Закона № 131-ФЗ). Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) и вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В преамбуле Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее - Закон № 87-ГД) установлено, что данный закон определяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета, в том числе, детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и Законом № 87-ГД нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств. Федеральным законом установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5 Закона № 131-ФЗ).Уставом муниципального района Красноярский (далее - Устав района) не предусмотрено использование собственных материальных ресурсов ифинансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий. Реализация правоотношений, связанных с передачей государственных полномочий субъекта Федерации муниципальному образованию регулируется нормами Бюджетного кодекса РФ. Согласно п.1 ст.86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в том числе, в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Пунктом 3 ст.86 БК РФ установлено, что данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ (законами субъекта РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 БК РФ. В соответствии с п.1 ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (п.5 ст.140 БК РФ). Бюджетное законодательство устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, означающий в том числе, недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ (ст.31 абз.6 БК РФ). Бюджетный кодекс РФ является актом высшей юридической силы в системе законодательных актов, устанавливающих финансовое обеспечение при выполнении муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий. В исковом заявлении прокурор просит суд обязать администрацию м.р.Красноярский предоставить <данные изъяты> социальную выплату на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Самарской области, но Бюджетный кодекс РФ не предусматривает формы расходного обязательства муниципального образования за счет средств бюджета субъекта РФ. Бюджетным кодексом РФ предусмотрены расходные обязательства муниципального образования, при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исключительно за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам. Следовательно считает, что требования прокурора района о выделении Администрацией района социальной выплаты Крючковой ФИО12. на приобретение жилого помещения не подлежит удовлетворению. Третьи лица - Правительство Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области в судебное заседание не явились, представили в суд возражения на исковые требования прокурора Красноярского района Самарской области в котором просят в удовлетворении требований истца отказать так как в 2012г. продолжается работа по обеспечению жильем детей-сирот, однако средств не достаточно для того, чтобы органы местного самоуправления имели возможность полностью и единовременно обеспечить данную категорию граждан. Представитель Министерства управления финансами Самарской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица в судебное заседание не явился, письменный отзыв на иск не представил, причина неявки суду не известна. Суд, выслушав пояснения сторон, мнение представителя Отдела семьи, материнства и детства администрации м.р.Красноярский Самарской области Феклистовой ФИО23., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, считает, что требования прокурора Красноярского района Самарской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Крючкова ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать Крючкова ФИО16. и Крючков ФИО12 лишены родительских прав. Закрепленного жилого помещения Крючкова ФИО12 не имеет, своего жилого помещения для проживания он также не имеет. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.2 Закона Самарской области от 11.07.2006г. №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 настоящего Закона. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам, указанным в пункте 1 части 2 настоящей статьи, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. В соответствии с указанным Законом предоставление общей площади жилого помещения на одного гражданина составляет - 33 кв.м. общей площади. Статьей 1 Закона Самарской области от 24.10.06 №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилы: помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделе: отдельными государственными полномочиями Российской Федерации переданными им для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан детей-сирот и дет; оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и дет; оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области. В соответствии с положениями абз.2 п. 1.2. Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно п.2.1 указанного Порядка учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат) осуществляется уполномоченным органом по месту жительства. В соответствии с п.3.1. (в ред. Постановления Правительства Самаре области от 30.11.2011 N 764) уполномоченные органы ежеквартально состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным квартала составляют списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования исходя из даты обращения о постановке на учет по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Согласно п.3.2 указанные в пункте списки уполномоченные органы не позднее 5-го числа месяца, следующего отчетным кварталом, представляют в министерство экономического развития инвестиций и торговли Самарской области. В соответствии с п.3.3. министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области. Крючкова ФИО12 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также окончании службы в вооруженных силах Российской Федерации и; возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы на 01.04.2012 г. Согласно ст. 18 Устава муниципального района Красноярский Самарской области, принятого Собранием представителей Красноярского района Самарской области постановлением от 22.06.2005 г. №29-СП, в структуру органов местного самоуправления муниципального района входят: а)Собрание представителей муниципального района - представительный б)Глава муниципального района - высшее должностное в)администрация муниципального района - исполнительно- распорядительный орган муниципального района, возглавляемый Главой муниципального района. В соответствии с ч.1 ст.21 Устава муниципального района Красноярский Самарской области администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Самарской области. В свою очередь, в силу ст. 86 Устава Самарской области, Правительство Самарской области обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и готовит отчет об исполнении бюджета Самарской области и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Самарской области для представления их Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы, формирует министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области, руководит их деятельностью. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 №83, Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством. Пунктом п. 2.1. Положения установлено, что в ведении Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области находится участие в реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Согласно ст.ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период. Также, положениями ст. 3 Закона Самарской области № 115-ГД установлено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием предоставленных эти цели финансовых средств и материальных ресурсов. Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лежит непосредственно на органах местного самоуправления. Органы государственной власти субъекта, а именно Правительство Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиции торговли Самарской области, выступают в качестве органов, передающих финансовые средства для выполнения органами местного самоуправления указанной обязанности, а также органов, контролирующих их целевое использование. До настоящего времени органами местного самоуправления муниципального района Красноярский Самарской области жилое помещение по договору социального найма либо социальная выплата для приобретения жилого помещения в установленном законом порядке Крючковой ФИО12. не предоставлены, чем нарушаются его права. Действующим законодательством Российской Федерации право граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от каких либо условий. Принимая во внимание, что Крючкова ФИО12 является студентом 1 курса очного отделения в 2011-2012 учебном году Самарского института <данные изъяты>, а также то, что постановлением Администрации муниципального района Красноярский Самарской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года за ней признано на внеочередное предоставление жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иск прокурора Красноярского района Самарской области подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Красноярского района Самарской области в интересах Крючковой ФИО12 к Администрации муниципального района Красноярский Самарской области о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области, предоставить Крючковой ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: Л.А.Дорач
орган муниципального района;
муниципального района, избираемое на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;