РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 августа 2012 года с. Красный Яр Красноярский районный суд Самарской области в составе : судьи Дорач Л.А., при секретаре Котельникове А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 1104/2012 по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области о возложении обязанности ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением к Администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о возложении обязанности ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов. Свои требования истец мотивирует тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения <данные изъяты> муниципального района красноярский Самарской области. Данное муниципальное образование осуществляет свою деятельностью на основании зарегистрированного Устава. В соответствии со СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 05 августа 1988г. №469088) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. При этом согласно ст.2 данных Правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (в настоящее время органы Роспотребнадзора). В соответствии с требованиями ст.ст.21,22 ФЗ от 30 марта 1999 года №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.18 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.10 Федерального закона от 10 января 2002г. №7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. Согласно материалам прокурорской проверки, на территории поселения <данные изъяты> имеются участки, незаконно занятые отходами потребления. Так, на момент проверки на территории сельского поселения <данные изъяты> выявлено несанкционированное размещение отходов в овраге за домом <адрес> На вышеуказанном земельном участке находятся как бытовые отходы от населения, так и другие отходы различных классов опасности : строительный мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, отходы упаковочного материала, навоз крупно рогатого скота. В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия : право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации : о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ. Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21,22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения « закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу требований ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Учитывая, что на основании норм Закона Российской федерации от 25 октября 2001 года №137 ФЗ «О введении в действие земельного Кодекса Российской федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований ч.2 ст.214 ГК РФ земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью. Согласно ст.262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Вместе с тем, в результате бездействия ответчика ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. Пом. Природоохранного прокурора Петров ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям. Представитель ответчика - Глава Администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области Пронченков ФИО7 исковые требования фактически признал, возражений относительно исковых требований суду не представил, пояснил, что местность, расположенная в районе с. Новый Буян овражная, в связи с чем администрация поселения не в состоянии содержать ее в идеальной чистоте. Готов выделить машины с грунтом, чтобы ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов. Выслушав в судебном заседании пом. природоохранного прокурора Петрова ФИО8., Главу Администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области Пронченкова ФИО9., который готов ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов, что расценивается судом как признание иска. Суд принимает признание ответчиком иска, так как признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц и государства. В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области о возложении обязанности ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В судебном заседании установлено следующее : Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами на территории сельского поселения Новый Буян муниципального района красноярский Самарской области. Данное муниципальное образование осуществляет свою деятельностью на основании зарегистрированного Устава. В соответствии со СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 05 августа 1988г. №469088) система санитарной очистки и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. При этом согласно ст.2 данных Правил, объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров, с удобными подъемными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (в настоящее время органы Роспотребнадзора). В соответствии с требованиями ст.ст.21,22 ФЗ от 30 марта 1999 года №52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.18 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.10 Федерального закона от 10 января 2002г. №7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89 ФЗ «Об отходах производства и потребления полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселения. Согласно материалам прокурорской проверки, на территории поселения <данные изъяты> имеются участки, незаконно занятые отходами потребления. Так, на момент проверки на территории сельского поселения Новый Буян выявлено несанкционированное размещение отходов в овраге за домом <адрес> На вышеуказанном земельном участке находятся как бытовые отходы от населения, так и другие отходы различных классов опасности : строительный мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, отходы упаковочного материала, навоз крупно рогатого скота. В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия : право на благоприятную среду, право на получение достоверной информации : о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Данная группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ. Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21,22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения « закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу требований ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Учитывая, что на основании норм Закона Российской федерации от 25 октября 2001 года №137 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской федерации» до разграничения государственной собственности на землю органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения земельными участками на соответствующей территории, данным спором непосредственно затронуты интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находятся земли поселения до регистрации права собственности на них органами местного самоуправления. Кроме того, в силу требований ч.2 ст.214 ГК РФ земля и др. природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципального образования, являются государственной собственностью. Согласно ст.262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного и руководствуясь, 194 - 198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области о возложении обязанности ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов - удовлетворить. Обязать Администрацию сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов, расположенных по адресу : <адрес> муниципального района Красноярский Самарской области в срок до 01.11.2012 года. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в 30 дневный срок. Судья: Дорач Л.А.