о возложении обязанностей разработать проект освоения лесов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» сентября 2012 года с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе :

Председательствующего судьи Селяковой С.А.,

при секретаре Антимоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1460/2012 по исковому заявлению Прокурора Красноярского района Самарской области к МУП «<данные изъяты>» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Красноярский районный суд Самарской области с исковым заявлением к МУП «<данные изъяты>» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов, в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Прокуратурой Красноярского района Самарской области, в рамках надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, проведена проверка исполнения Муниципальным унитарным предприятием «<данные изъяты>» (далее — МУП «<данные изъяты>») требований Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ), законодательства РФ об охране лесов.

МУП «<данные изъяты>» является юридическим лицом, что подтверждается записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН 1036302942312; ИНН 6376002176). Юридический и фактический адрес: Самарская область, Красноярский район, п. Волжский, ул. Матросова, 1А.

Согласно приказа от 27.09.2005 № 125 директором МУП «<данные изъяты>» является ФИО7

16.08.2012 прокуратурой Красноярского района с привлечением мастера леса Красноярского лесничества ГКУ СО «Самарские лесничества» ФИО8 проведена выездная проверка лесных участков из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре , имеющие местоположение: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал № 75, выдел 30, квартал № 70, выдел 30, квартал № 83, выдел 7, в границах, указанных в плане лесных участков, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 0,21 га.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах: устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообрахующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов и интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения охраны и защиты лесов.

Согласно ст. 63 ЛК РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 64 ЛК РФ, Приказом МПР России от 16.07.2007 № 185, утверждены «Правила ухода за лесами» (далее — Правила).

Согласно п.п. 3,4 Правил уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов.

Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии со ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 88 ч. 2 ЛК РФ Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утвержден «Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки» (далее — Порядок).

В соответствии с п.п. 3, 28, 29, 30 настоящего Порядка проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ст. 21 ч. 1 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего Порядка), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.

Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных ст.ст. 43-45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Для видов использования лесов, определенных ст.ст. 43-45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», утвержден «Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (далее — Порядок) экспертизы.

Порядок экспертизы разработан в соответствии со ст. 89 ЛК РФ и устанавливает требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.

В соответствии с п.п. 2, 3, 5 государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со ст.ст. 81-84 ЛК РФ.

Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде.

Проведенной проверкой установлено, что 01.12.2009 между Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области и МУП «Волжское ЖКХ» заключен договор аренды лесных участков без аукциона № 111.

По договору от 01.12.2009 № 111 МУП «<данные изъяты>» предоставлены в аренду лесные участки из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре , имеющие местоположение: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал № 75, выдел 30, квартал № 70, выдел 30, квартал № 83, выдел 7, в границах, указанных в плане лесных участков, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 0,21 га, предоставлен в аренду в соответствии с пунктом 13 части 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ для реконструкции и эксплуатации линии электропередачи.

Лесные участки из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре имеющие местоположение: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничеств, квартал № 78, выдел 7, квартал № 80, выделы 8,9,7,17, в границах, указанных в плане лесных участков, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 2,15 га, предоставлен в аренду в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ для реконструкции и эксплуатации линии электропередачи.

Лесные участки из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре , имеющие местоположение: Самарская область, Красноярский р-он, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал № 75, выделы 10,17,16,18,19,28; квартал № 70, выдел 19, в границах, указанных в плане лесных участков, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 0,5 га, предоставлен в аренду в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ для реконструкции и эксплуатации водопровода.

Фактически вышеуказанные участки из земель лесного фонда были переданы МУП «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, был подписан Акт приема-передачи, в соответствии с п. 29 договора аренды лесных участков без аукциона от ДД.ММ.ГГГГ .

В настоящее время вышеуказанные лесные участки из земель лесного фонда используются МУП «<данные изъяты>» в соответствии с условиями договора аренды лесных участков без аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, для реконструкции и эксплуатации линии электропередачи, для реконструкции и эксплуатации водопровода (9 водозаборных скважин).

В нарушение требований ст.ст. 63, 64 ЛК РФ и Правил, а также п. 14 п.п. «б» договора аренды лесного участка без аукциона от ДД.ММ.ГГГГ предусматривающего обязанность МУП «<данные изъяты>» в течении 3 (трех) месяцев с момента подписания настоящего договора в установленном порядке разработать и представить в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, МУП «<данные изъяты>» проект освоения лесных участков из земель лесного фонда с номерами учетной записи в государственном лесном реестре: не разработан, положительное заключение государственной экспертизы не получено.

Несоблюдение требований ЛК РФ и законодательства РФ в сфере охраны лесов нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

В связи с чем, просят суд обязать МУП «<данные изъяты>» в установленном порядке разработать проект освоения лесов, на предоставленных по договору от ДД.ММ.ГГГГ лесных участках и предоставить его на государственную экспертизу в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика МУП «<данные изъяты> » по доверенности ФИО9. в судебном заседании иск признала.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «<данные изъяты>» в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанности разработать проект освоения лесов, подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой Красноярского района Самарской области, в рамках надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, проведена проверка исполнения Муниципальным унитарным предприятием «<данные изъяты>» (далее — МУП «<данные изъяты>») требований Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ), законодательства РФ об охране лесов.

Данный факт подтверждается материалами дела:

Отчетом о патрулировании от 16.08.2012г. из которого следует, что 16.08.2012 прокуратурой Красноярского района с привлечением мастера леса Красноярского лесничества ГКУ СО «Самарские лесничества» ФИО10ФИО11. проведена выездная проверка лесных участков из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре имеющие местоположение: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал № 75, выдел 30, квартал № 70, выдел 30, квартал № 83, выдел 7, в границах, указанных в плане лесных участков, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 0,21 га.

Объяснением директора МУП «<данные изъяты>» ФИО12

Договором аренды лесных участков без аукциона от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их правовая защита- обязанность государства.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 70 Лесного кодекса РФ представление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим кодексом.

Согласно ст. 88 Лесного кодекса, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 ЛКРФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ (ст. 89 ЛК РФ).

Таким образом, соблюдение вышеперечисленных требований законодательства, является обязательным для исполнения всеми пользователями лесных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности и представленных в постоянное (бессрочное) пользование или по договорам аренды.

В суде представитель ответчика иск признала полностью, порядок и последствия признания иска ей разъяснены судом, понятны. Признание иска является основанием для удовлетворения требований истца в полном объеме.

В силу ст. 333.36 ч.1 п.9 НК РФ прокуроры- по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина- в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

Согласно ст. 61.1 БКРФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Ч.1 ст. 103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 58 Конституции РФ, ст.ст. 173, 194 - 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Красноярского района Самарской области удовлетворить.

Обязать МУП «<данные изъяты>» в установленном порядке разработать проект освоения лесов, на предоставленных по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ лесных участках и предоставить его на государственную экспертизу в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Взыскать с МУП «<данные изъяты>» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в месячный срок.

Судья: Селякова С.А.