дело № 2-182/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Красный Холм 07 июля 2010 года
Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой И. В.
при секретаре Никановой Г. Е.,
с участием заместителя прокурора Серовой О. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснохолмского района (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах муниципального образования городское поселение г. Красный Холм Тверской области к Лебедевой И. Г. о взыскании недоимки и финансовых санкций по налогу на имущество физических лиц,
установил:
Прокурор Краснохолмского района обратился в суд с иском (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах муниципального образования городское поселение г. Красный Холм Тверской области к Лебедевой И. Г. о взыскании недоимки в сумме 151 рубль 76 коп. и финансовых санкций в размере 7 рублей 48 коп. по налогу на имущество физических лиц, а всего 159 рублей 24 коп..
В обоснование заявленных требований истец указал следующее. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность налогоплательщика предусмотрена п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее, НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» №2003-1 от 09.12.1991 г. плательщиками налога на имущество физических лиц являются физически лица-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Лебедева И. Г. имеет в собственности объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>.
Согласно расчету налогового органа недоимка по имущественному налогу составляет 159 рублей 24 коп. Требование налогового органа о погашении недоимки направлялось налогоплательщику 29.03.2010 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 49 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (далее, БК РФ) к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Ст. 57 ФЗ №131 устанавливает, что перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах. Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
В соответствии со ст. 2 решения Совета депутатов городского поселения г. Красный Холм от 28.11.2008 г. №22 «О бюджете городского поселения г. Красный Холм на 2009 год и на плановый период 2010 2011 годов» налоговые доходы бюджета городского поселения, поступающие а 2009-2011 г.г. формируются за счет доходов от уплаты федеральных и местных налогов и сборов по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ: налог на имущество физических лиц-по нормативу 100%.
Согласно ст. 61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах: налога на имущество физических лиц -по нормативу 100%.
Налог на имущество физических лиц зачисляется в бюджет муниципального образования городское поселение г. Красный Холм.
Не поступление денежных средств в счет уплаты налога на имущество физических лиц снижает финансовое обеспечение деятельности данного муниципального образования.
Недоимки и финансовые санкции по налогам и сборам взыскиваются с граждан и поступают на расчетные счета соответствующих бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, недополучение государством денежных средств.
Поэтому обращение в суд с требованиями о взыскании с граждан недоимки и финансовых санкций по налогам и сборам производится в интересах РФ, соответствующего бюджета РФ или муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Просил взыскать с Лебедевой И. Г. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2009 г., а также пени, всего в сумме 159 рублей 24 коп.
Заместитель прокурора Серова О. Н. поддержала в полном объеме заявленные требования, просила их удовлетворить.
Третье лицо - МИФНС России №2 по Тверской области о времени и месте судебного заседания извещено заранее, надлежащим образом, письменно уведомило суд о своей неявке, просило рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить заявленные прокурором требования в полном объеме.
Ответчик Лебедева И. Г. в судебное заседание не явилась. Судебная корреспонденция, направленная в ее адрес, возвращена с отметкой «истек срок хранения».
Суд с учётом мнения участвующего в деле прокурора принял решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 118 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьёй 15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесён к местным налогам, которые согласно ч. 4 ст. 12 НК РФ вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц», далее – Закон «О налогах на имущество физических лиц»). Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц»).
Согласно ст. 52 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. ст. 12, 53 НК РФ, ст. 3 Закона «О налогах на имущество физических лиц», Решением Депутатов Городского поселения г. Красный Холм Тверской области от 28 ноября 2008 г. №21 на территории муниципального образования «Городское поселение г. Красный Холм» введён налог на имущество физических лиц и установлены дифференцированные ставки налога в зависимости от стоимости имущества:
Стоимость имущества | Ставка налога, % |
до 300 тыс. рублей | 0,099 |
от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей | 0,2 |
свыше 500 тыс. рублей | 1,0 |
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона «О налогах на имущество физических лиц», налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В гражданском деле имеется сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют данные о наличии в собственности Лебедевой недвижимого имущества по адресу: <адрес> Однако, данное учреждение приступило к регистрации права собственности на недвижимость с момента своего образования и передачи соответствующих полномочий. В соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» осуществляли государственную регистрацию прав до января 2000 г., и, соответственно, могут располагать запрашиваемой информацией Бюро технической инвентаризации.
В судебном заседании установлено, что Лебедевой на праве собственности принадлежит с ДД.ММ.ГГГГ ? часть жилого <адрес> в <адрес>, что подтверждено сообщением Бюро технической инвентаризации Краснохолмского района.
Инвентаризационная стоимость объекта права собственности составляет 306 586 рублей. Стоимость части, принадлежащей ответчику 153293 рубля (согласно данным БТИ).
Так как Решением Депутатов Городского поселения г. Красный Холм Тверской области от 28 ноября 2008 г. №21 на территории муниципального образования «Городское поселение г. Красный Холм» установлены дифференцированные размеры ставок налога в зависимости от стоимости имущества, то с учётом этого в собственности Лебедевой находится объект недвижимого имущества, относящийся к типу объектов, стоимость которых составляет до 300 тысяч рублей.
С учётом изложенного расчёт налога за 2009 г. на имущество Лебедевой - ? часть жилого <адрес> <адрес> должен быть произведён следующим образом: 153293 х 0,0990% = 151 руб. 76 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Абзацем 2 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговое уведомление № на уплату налога на имущество физических лиц получено ответчиком 22 июля 2009 г., что подтверждено приложенным к иску почтовым уведомлением.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Пунктами 2, 6 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику при наличии у него недоимки требование об уплате налога, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика Лебедевой выявлена недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме 151, 76 руб., в связи с чем ей было 29.03.2010 г. направлено заказным письмом требование № об уплате указанного налога в сумме 151, 76 руб., что подтверждено реестром почтовых отправлений.
Направление налогового уведомления, требования об уплате налога в адрес Лебедевой заказными письмами соответствует требованиям абз. 2 ст. 52 НК РФ, п.п. 2, 6 ст. 69 НК РФ, т.к. к территориальной подведомственности МИФНС России № 2 по Тверской области относятся несколько районов, в которых проживает большое количество налогоплательщиков по налогу на имущество физических лиц, в связи с чем передача налогового уведомления, требования об уплате налога физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, невозможно.
Согласно абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В требовании на имя Лебедевой срок его исполнения установлен до 16 апреля 2010 г.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление в таком случае может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее, ГПК РФ) предоставляет прокурору право обратиться в суд в защиту прав и законных интересов муниципальных образований.
Исковое заявление к Лебедевой подано прокурором Краснохолмского района 07 июня 2010 г., т.е. в пределах установленного для этого срока.
Таким образом, соответствующие налоговые процедуры были исполнены МИФНС России № 2 по Тверской области в полном объёме в соответствии с действующим законодательством, а у налогоплательщика Лебедевой возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц с 22.07.2009 г.- с даты получения налогового уведомления (согласно представленному почтовому уведомлению).
Поскольку своевременно ответчиком задолженность на рассматриваемому налогу не уплачена, с нее подлежат взысканию пени.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, при этом процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Подлежащие взысканию пени составляют 7 рублей 48 коп.
Документов, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных действующим законодательством, для освобождения Лебедевой от уплаты налогов на имущество физических лиц, суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, иск подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что истец освобождён от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины суд определяет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Краснохолмского района удовлетворить: взыскать с Лебедевой И. Г. в пользу муниципального образования городское поселение г. Красный Холм Тверской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2009 г. в сумме 151 (сто пятьдесят один) рубль 76 коп., а также пени в сумме 7 (семь) рублей 48 коп.
Взыскать с Лебедевой И. Г. государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд.
Председательствующий подпись
Решение вступило в законную силу 20.07.2010 г.