О приостановлении деятельности до устранения выявленных нарушений пожарной безопасности



дело № 2-392/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Красный Холм 09 ноября 2010 г.

Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой И. В.,

при секретаре Никановой Г. Е.,

с участием истца- заместителя прокурора Серовой О. Н.,

представителя ответчика муниципального образовательного учреждения «Дмитровская основная общеобразовательная школа» Краснохолмского района Молодцовой В. А.,

представителей третьих лиц: отделения Государственного пожарного надзора по г. Красный Холм и Краснохолмскому району Юдина В. А. и

Краснохолмского районного отдела образования при администрации Краснохолмского района Филимоновой И. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснохолмского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) о приостановлении деятельности муниципального образовательного учреждения «Дмитровская основная общеобразовательная школа» Краснохолмского района Тверской области с 01 января 2011 года до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Краснохолмского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) о приостановлении деятельности муниципального образовательного учреждения «Дмитровская основная общеобразовательная школа» Краснохолмского района Тверской области (далее, МОУ Дмитровская ООШ) с 01 января 2011 года до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Требования мотивировал следующим. Прокуратурой Краснохолмского района проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего противопожарную безопасность, МОУ Дмитровская ООШ.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69 «О пожарной безопасности» к нормативным документам, регулирующим правила пожарной безопасности, относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Из п. 1 ч. 9 раздела Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ от 11.07.2004 г. №868 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» следует, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

В соответствии с п.п.1.3,1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессиональных училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ 101-89, учрежденных Госкомобразованием СССР 10 мая 1989 года ответственными за обеспечение пожарной безопасности детский учреждений являются руководители, директора, заведующие. Руководитель обязан обеспечить выполнение настоящих правил, осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков, обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора, предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.

В соответствии с п. 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. №313, нарушения огнезащитных покрытий строительных инструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования, должны немедленно устраняться, обработанные, пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов, должны обрабатываться (пропитываться) повторно, состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже 2-х раз в год.

В нарушение указанных требований пожарной безопасности в МОУ Дмитровская ООШ не произведена пропитка огнезащитных средством чердачного помещения.

В соответствии с п. 39 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года №313, организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов.

В нарушение указанных требований пожарных безопасности МОУ Дмитровская ООШ прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны не оборудовано.

28.09.2010 г. при проверке школы сотрудниками ГОПН по г. Красный Холм и Краснохолмскому району были выявлены указанные нарушения: отсутствовала пропитка чердачного помещения и прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны. Директору образовательного учреждения выдано предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений-до 01.09.2010 г., до начала учебного года.

01 октября 2010 г. в адрес заведующей районного отдела образования прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.

При проведении повторной проверки учреждения сотрудниками ОГПН 05 октября 2010 г. было установлено, что мер к устранению выявленных нарушений в области пожарной безопасности предпринято не было.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» №69 от 10 июля 1994 года граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Образовательное учреждение в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» №3266 от 10 июля 1992 года несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Отсутствие прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны, не проведение своевременной пропитки огнезащитным средством чердачного помещения нарушает права обучающихся и работников образовательного учреждения на охрану жизни и здоровья, препятствует своевременному выявлению и тушению пожара, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью детей, преподавателей, обслуживающего персонала, иных лиц, посещающих учебное заведение.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Краснохолмского района просил приостановить деятельность данного объекта до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании заместитель прокурора Серова О. Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика МОУ Дмитровская ООШ Молодцова В. А. в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время принимаются меры к устранению нарушений пожарной безопасности в школе. Заключен договор о выполнении работ по пропитке чердачного помещения здания школы, который будет исполнен 11 ноября 2010 года. Провести прямую телефонную связь сложно в настоящее время ввиду отсутствия финансирования со стороны администрации Краснохолмского района.

Представитель третьего лица районного отдела образования администрации Краснохолмского района Филимонова И. Г. заявленные требования признала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения. Пояснила, что в 2010 году на нужды школы выделялись средства, однако в очень небольших размерах. На 2011 год школой сделана заявка на финансирование мероприятий по проведению прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны, проведение пропитки огнезащитным средством чердачного помещения здания школы запланировано на 11 ноября 2010 года.

Представитель третьего лица отделения Государственного пожарного надзора по г. Красный Холм и Краснохолмскому району Юдин В. А. требования прокурора считал обоснованными и просил их удовлетворить.

Суд принимает признание заявленных требований ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, поэтому на основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ принимает решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что МОУ Дмитровская ООШ при эксплуатации здания школы нарушены требования пожарной безопасности, предусмотренные п. п. 34, 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. №313, согласно которым нарушения огнезащитных покрытий строительных инструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования, должны немедленно устраняться, обработанные, пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов, должны обрабатываться (пропитываться) повторно, состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже 2-х раз в год; организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. В школе отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны, не проведена своевременно пропитка огнезащитным средством чердачного помещения здания.

Кроме того, материалами контрольно-наблюдательного дела, имеющегося в ОГПН по г.Красный Холм и Краснохолмскому району, установлено, что здание МОУ Дмитровская ООШ неоднократно проверялось на соответствие его требованиям пожарной безопасности. В результате проверок были выявлены существенные нарушения правил пожарной безопасности, составлялись предписания об устранении выявленных нарушений. Ряд нарушений до настоящего времени не устранен. Предписание на устранение рассматриваемых нарушений выдавалось 26 августа 2010 года о необходимости исполнения требований ОГПН в срок до 01 сентября 2010 года.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями и дополнениями) угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Согласно ст. 2 ФЗ №3266-1 от 10 июля 1992 г. «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» №69 от 10.07.1994 г., граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара.

В соответствии с п. 1.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. №313 при эксплуатации зданий и сооружений учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Минвуза СССР ПБ-С-1983, утвержденными Минвузом СССР 30.07.1982 г., ответственность за обеспечение пожарной безопасности учебных заведений несут их руководители.

Согласно п. 6.12 Устава МОУ «Дмитровская ООШ», утвержденного 18.02.2010 г. приказом руководителя РОО администрации Краснохолмского района, директор школы обязан законодательно обеспечить определенные противопожарные условия функционирования школы, охрану жизни и здоровья обучающихся, школьных работников. Директор школы несет ответственность за жизнь, здоровье и благополучие вверенных ему обучающихся во время учебного процесса, а также во время проведения внеклассных мероприятий.

Образовательное учреждение в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании» №3255-01 от 10.07.1992 г. несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» наличие угрозы людям при установлении факта нарушения ППБ является самостоятельным основанием для приостановления эксплуатации здания.

Удовлетворяя требования прокурора Краснохолмского района, суд учитывает, что значительный объём и существенный характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, имевшихся на протяжении определенного времени в здании МОУ Дмитровская ООШ, свидетельствуют о наличии действительной угрозы здоровью и жизни людей. В течение учебного года школу посещает большое количество детей-учащихся, преподавателей, иных лиц, жизнь и здоровье которых подвергаются опасности при несоблюдении вышеназванных правил пожарной безопасности. После выявления органами пожарного надзора и прокуратуры нарушений требований пожарной безопасности, они в полном объеме до настоящего времени не устранены. Поэтому приостановление деятельности – временное прекращение эксплуатации здания МОУ Дмитровская ООШ сможет обеспечить предупреждение массовой гибели людей. Дальнейшая эксплуатация названного объекта не может быть продолжена без нарушения требований пожарной безопасности. Поэтому до их устранения его деятельность подлежит приостановлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки. Понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 1.4 Устава МОУ «Дмитровская основная общеобразовательная школа» учредитель школы - районный отдел образования администрации Краснохолмского района, являющийся органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 19) ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ввиду изложенного государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Краснохолмского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) удовлетворить: приостановить деятельность муниципального образовательного учреждения «Дмитровская основная общеобразовательная школа» Краснохолмского района с 01 января 2011 года до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности- до установления прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны и проведения пропитки огнезащитным средством чердачного помещения здания школы.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд.

Председательствующий подпись

Решение вступило в законную силу 20.11.2010