Дело № 2-28 2012 год ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 февраля 2012 года г. Красный Холм Краснохолмский районный суд Тверской области в составе: Председательствующего судьи Соколовой Е.Е. С участием зам. прокурора Краснохолмского района Серовой О.Н. При секретаре Седовой М.В. а также представителя заинтересованного лица администрации городского поселения г.Красный Холм ФИО1 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г. Красный Холм Тверской области о признании незаконным бездействия администрации городского поселения г.Красный Холм по организации уличного освещения и возложении обязанности по организации уличного освещения на ул. Мясникова г.Красный Холм, напротив дома №35/15, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г.Красный Холм Тверской области о признании незаконным бездействия администрации городского поселения г.Красный Холм по организации уличного освещения и возложении обязанности по организации уличного освещения на ул. Мясникова г.Красный Холм, напротив дома №35/15. Свое заявление мотивировал тем, что прокуратурой Краснохолмского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории городского поселения г.Красный Холм в части организации органами местного самоуправления освещения улиц и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения. ОГИБДД МО МВД России «Краснохолмский» представлена справка о выявленных недостатках уличного освещения проезжих частей улиц, согласно которой на ул.Мясникова г.Красный Холм, напротив дома №35/15 уличное освещение не организовано. В соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена организация освещения улиц. В соответствии с п.20 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования – городское поселение Красный Холм к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. В соответствии с п.12 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области (утв. Постановлением Администрации Тверской области от 26 января 2008 г. №430-па) (далее Правила) улица – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах); устройства наружного освещения – это осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы), которые устанавливаются на улицах, на специально предназначенных для такого освещения опорах, стенах, перекрытиях зданий и сооружений, парапетах, ограждениях мостов, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений и в иных местах общественного пользования. Согласно п.1.1. данные Правила устанавливают единые требования в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории Тверской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Пункт 3.3 Правил устанавливает, что освещение улиц, дорог и площадей территорий муниципальных образований Тверской области выполняется светильниками, располагаемыми на опорах или тросах, согласно п. 3.10 правил все устройства наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии. В соответствии с п.3.13 Правил, количество неработающих светильников на улицах не должно превышать 10 процентов от их общего количества, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим, согласно п.3.14 правил срок восстановления горения отдельных светильников не должен превышать 10 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения. В случае если неисправные светильники покрывают более 60 процентов площади, необходимой для освещения, срок восстановления горения светильников не может превышать суток. В нарушение данных правил освещение на ул. Мясникова г.Красный Холм, напротив дома №35/15 отсутствует. В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №195-ФЗ (далее Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст.66 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 22 августа 2004г. №122-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований». Согласно ст.ст.6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (далее БК РФ) расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, средств из соответствующего бюджета. Согласно п.1.1.30 таблицы главы II «Свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации» приказа Минфина РФ от 7 сентября 2007г. №76н «О порядке представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации» в расходные обязательства, связанные с реализацией вопросов местного значения поселений и полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения входит организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Проведенной проверкой установлено, что в бюджете поселения соответствующие расходные обязательства предусмотрены в сумме 150000 рублей, на проведение работ в сфере освещения улиц городского поселения договора до настоящего времени не заключены. В соответствии с п.4.6 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ ОТ 11 октября 1993г. №221) (далее ГОСТ Р 50597-93), включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50\%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях – менее 50 ед/ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения. Данный ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения и все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Отсутствие освещения не позволяет участникам дорожного движения полноценно выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, число которых установить невозможно, учитывая то, что в соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в силу чего круг этих лиц является неопределенным. В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения г.Красный Холм Тверской области по организации уличного освещения и возложить на администрацию городского поселения г.Красный Холм обязанность по организации уличного освещения на ул. Мясникова г.Красный Холм, напротив дома №35/15 в срок до 10.03.2012 года. В судебном заседании зам. прокурора Краснохолмского района Серова О.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить, уточнила срок исполнения обязанности по организации освещения до 01 апреля 2012 года. Представитель заинтересованного лица администрации городского поселения г.Красный Холм Тверской области ФИО1 заявленные требования признал полностью, согласен с допущенными нарушениями законодательства, в настоящее время проводятся необходимые мероприятия по устранению указанных нарушений. Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии с п.21 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесена организация освещения улиц. В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования - городское поселение Красный Холм установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. В соответствии с п. 1.2 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области (утв. постановлением Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 г. № 430-па) (далее Правила) улица - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах); устройства наружного освещения - это осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы), которые устанавливаются на улицах, на специально предназначенных для такого освещения опорах, стенах, перекрытиях зданий и сооружений, парапетах, ограждениях мостов, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений и в иных местах общественного пользования. Пункт 3.3 Правил устанавливает, что освещение улиц, дорог и площадей территорий муниципальных образований Тверской области выполняется светильниками, располагаемыми на опорах или тросах, согласно п. 3.10 правил все устройства наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии. В соответствии с п. 3.13 Правил, количество неработающих светильников на улицах не должно превышать 10 процентов от их общего количества, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим, согласно п. 3.14 правил срок восстановления горения отдельных светильников не должен превышать 10 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения. В случае если неисправные светильники покрывают более 60 процентов площади, необходимой для освещения, срок восстановления горения светильников не может превышать суток. В судебном заседании установлено, что на ул.Мясникова города Красный Холм, напротив дома №35/15 освещение в нарушение вышеприведенных правил полностью отсутствует, что было выявлено в рамках проводимой проверки и подтверждается информацией ОГИБДД МО МВД России «Краснохолмский». В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (далее Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В судебном заседании установлено, что в соответствии с законодательством к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц, что закреплено и в Уставе муниципального образования «город Красный Холм» Краснохолмского района Тверской области. Прокуратурой района была проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования «город «Красный Холм» Краснохолмского района Тверской области законодательства в части организации органами местного самоуправления освещения улиц и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой было выявлено, что освещение на ул.Мясникова г.Красный Холм, напротив дома №35/15 отсутствует. Данные нарушения не отрицаются представителем администрации городского поселения г.Красный Холм Тверской области. Отсутствие освещения не позволяет участникам дорожного движения полноценно выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. На основании изложенного, суд считает, что бездействие администрации городского поселения «город Красный Холм» Краснохолмского района Тверской области по организации уличного освещения на ул.Мясникова г. Красный Холм, напротив дома №35/15, является незаконным и считает необходимым возложить на администрацию городского поселения «город Красный Холм» Краснохолмского района Тверской области обязанность по организации уличного освещения на ул.Мясникова г. Красный Холм, напротив дома №35/15, в срок до 01 апреля 2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Краснохолмского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения г.Красный Холм Тверской области о признании незаконным бездействия администрации городского поселения г.Красный Холм по организации уличного освещения и возложении обязанности по организации уличного освещения на ул. Мясникова г. Красный Холм, напротив дома №35/15 – удовлетворить. Признать бездействия администрации городского поселения г.Красный Холм Краснохолмского района Тверской области по организации уличного освещения на ул. Мясникова г.Красный Холм, напротив дома №35/15, незаконным. Обязать администрацию городского поселения г.Красный Холм Краснохолмского района Тверской области организовать уличное освещение на ул. Мясникова г.Красный Холм, напротив дома №35/15, в срок до 01 апреля 2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий подпись Решение вступило в законную силу 23 марта 2012 года