Решение № 2-257/2010 ~ М-550/2010 от 20.12.2010г.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

«20» декабря 2010 года с. Красногвардейское

Ставропольского края.

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,

при секретаре – Казаковой М.С.,

с участием:

прокурора – старшего помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Абрамян В.И.,

заинтересованного лица – представителей Совета Красногвардейского муниципального района <адрес> Ефремовой Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, и ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Красногвардейского района Ставропольского края об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Прокурор Красногвардейского района Ставропольского края обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, указав, что Решением Совета Красногвардейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на 2010 год» (далее Положение).

В соответствии с абз. 2 подп. 3.1 п. 3 Положения предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам со средним специальным образованием муниципальных учреждений здравоохранения и образования и определенным членам их семей ежемесячно в сумме 546 рублей.

Данная норма Положения противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.

Согласно ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (ред. до ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).

При этом в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до ДД.ММ.ГГГГ право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Согласно Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало – ДД.ММ.ГГГГ, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом решения Конституционного Суда Российской Федерации являются обязательными на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.

Таким образом, меры социальной поддержки в виде фиксированной суммы ежемесячной денежной выплаты, то есть без учета фактических затрат на соответствующие коммунальные услуги, не могут гарантированно обеспечить указанной категории граждан и проживающим с ними членам их семей право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и ухудшат условия предоставления соответствующих льгот.

Данная позиция прокуратуры района неоднократно подтверждена вступившими в законную силу решениями Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое положение указанного нормативного правового акта нарушает социальные права медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности.

Просят:

признать недействующим абзац 2 подпункта 3.1 пункта 3 «Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на 2010 год», утвержденного решением Совета Красногвардейского муниципальной района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, со дня его принятия.

В судебном заседании прокурор настаивает на своих требованиях, представители заинтересованного лица возражают против их удовлетворения.

Суд, выслушав прокурора, представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, пришёл к следующему убеждению.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П «По жалобе граждан ФИО5 и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что «опираясь на ранее сформулированные им правовые позиции, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ правовое регулирование – во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона – не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до ДД.ММ.ГГГГ, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.

Следовательно, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации».

В соответствии с абз. 2 подп. 3.1 п. 3 «Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на 2010 год», утвержденного решением Совета Красногвардейского муниципальной района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения врачам, провизорам, медицинским и фармацевтическим работникам со средним специальным образованием муниципальных учреждений здравоохранения и образования и определенным членам их семей ежемесячно в сумме 546 рублей.

В обоснование своих требований прокурор указал, что данная норма ограничивает право на получение медицинскими и фармацевтическими работниками мер социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку предусматривает фиксированную сумму ежемесячной денежной выплаты, то есть без учёта фактических затрат на соответствующие коммунальные услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, указанные работники, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, то есть до ДД.ММ.ГГГГ право указанных лиц на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не было ограничено, в том числе не было и не имеется сейчас какого-либо правового регулирования по установленным нормам и нормативам потребления.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан были внесены изменения, в соответствии с которыми часть 2 статьи 63 Основ утратила силу, а частями 5 и 6 данной статьи полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а работников муниципальных организаций здравоохранения – органам местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 153 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Исходя из позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Однако, как установлено в судебном заседании, предоставленная мера социальной поддержки указанной категории работников, работающих и проживающих в Красногвардейском районе Ставропольского края, в виде фиксированной ежемесячной суммы 546 рублей, не отвечает требованиям разумности и справедливости. Из пояснений представителя заинтересованного лица ФИО4 усматривается, что якобы в выгодном положении находятся семьи указанной категории работающих лиц, состоящие из нескольких нетрудоспособных членов семьи, то есть пенсионеры и другие небольшие семьи, где работающий является льготником, фактически не получают льготу в полном объёме, указанная сумма не компенсирует их затраты, понесённые на оплату освещения и отопление. Представленные стороной расчёты о совокупных объёмах финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам Красногвардей ского района за 2005 – 2010 годы фактически не отражают понесённые расходы лицами по оплате за отопление и освещение, поскольку этот расчёт сделан без учёта фактически понесённых затрат каждым конкретным лицом, так как только работающие около 50 % не получают полной компенсации произведённых ими затрат, хотя при прежнем порядке предоставления льгот по оплате жилья, отопления и освещения в натуральной форме они пользовались льготами в полном объёме.

Таким образом, заявление прокурора обоснованно, поскольку предоставление оспариваемыми нормами медицинским и фармацевтическим работникам мер социальной поддержки в виде фиксированной суммы ежемесячной денежной выплаты, то есть без учета фактических затрат на соответствующие коммунальные услуги ухудшает условия предоставления данных льгот, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав указанные положения действующего федерального и районного законодательства, суд пришел к выводу о том, что предоставление медицинским и фармацевтическим работникам на территории Красногвардейского района мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде фиксированной суммы ежемесячной денежной выплаты, то есть без учета фактических затрат на соответствующие коммунальные услуги свидетельствует об ухудшении условий предоставления данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд исходил из того, что порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам на территории района изменился, такие меры, как были до ДД.ММ.ГГГГ, не предоставляются в натуральной форме, путем освобождения от соответствующих платежей, хотя совокупный объем их финансирования увеличился, что подтверждается материалами дела, но что касается, конкретных лиц, то в отношении более 40 – 45 % этой категории лиц, он уменьшился (т. 1 л.д. 13).

Более того, министром финансов <адрес> ФИО6 было направлено письмо главе Красногвардейского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 о том, что меры социальной поддержки работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – 1, при этом с ДД.ММ.ГГГГ, учитывая требования статьи 153 Федерального закона № – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, все льготы отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности из числа медицинских работников по оплате жилья и коммунальных услуг должны сохранены на прежнем уровне, что и необходимо учитывать органам местного самоуправления при принятии соответствующих нормативных правовых актов (т. 1 л.д. 9 – 12).

Таким образом, требования части 1 статьи 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, не допускающие после ДД.ММ.ГГГГ ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, при издании оспариваемого Положения от ДД.ММ.ГГГГ №, не были соблюдены.

Указанное противоречит выводам и правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, на которое ссылался прокурор в обоснование своей правовой позиции, поскольку установленные оспариваемым Положением порядок и условия предоставления медицинским и фармацевтическим работникам мер социальной поддержки свидетельствует об ухудшении условий предоставления данной категории граждан права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также учитывается, что ранее по аналогичным основаниям Красногвардейским районным судом Ставропольского края были постановлены решения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которыми заявления прокурора района удовлетворялись. Решения суда первой инстанции поддерживались кассационной инстанцией Ставропольского краевого суда.

В соответствии с ч. 4 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правого акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Руководствуясь ст. ст. 252, 253, 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> об оспаривании нормативного правового акта, – удовлетворить.

Признать недействующим абзац 2 подпункта 3.1 пункта 3 «Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на 2010 год», утвержденного решением Совета Красногвардейского муниципальной района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней.

Судья: Л.В. Гетманская.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200