Решение№ 2-262/2010 ~ М-556/2010 от 22.12.2010г.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

22 декабря 2010 года с. Красногвардейское

Красногвардейский районный суд Ставропольского края

в составе председательствующего судьи Николаенко А.В.,

с участием:

истца Хамлова В.И.,

представителя истца Хамлова В.И. - Изерской Л.И., выступающей на основании доверенности за № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей ответчика – Управления труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района <адрес> Горяйновой И.Н., выступающей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и Дятловой М.К., выступающей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ

прокурора – помощника прокурора Красногвардейского района Ставропольского края Ларюшкина В.Д.,

при секретаре Акуловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Хамлова В.И. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края о перерасчёте ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Хамлов В.И. обратился в Красногвардейский районный суд Ставропольского края с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края (далее по тексту Управление) о перерасчёте ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью, указав, что он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее по тексту ЧАЭС) в 1987 году, является инвалидом 2 группы и получает ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью, в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту «базовый чернобыльский» Закон).

В соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) инвалидам - чернобыльцам гарантировалось «возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, гарантируется выплатой денежных сумм, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей».

ДД.ММ.ГГГГ органом социальной защиты населения Красногвардейского района Ставропольского края, согласно заявлению, истцу назначена сумма возмещения вреда, рассчитанная из заработка 1169,16 рублей, за полный месяц пребывания на ЧАЭС, с учетом 60% утраты трудоспособности.

Абзац 1 и 2 пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № закрепили положения о том, как следует увеличивать, в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего, для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.

Исходя из этой нормы, в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчисляется размер возмещения увеличивается: для возмещения вреда, определенного в 1987 году – в 6,4 раза (абз 1 п.2 Правил). Во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до ДД.ММ.ГГГГ, либо в периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска (абз 2 п.2. Правил).

Подсчитанная указанным путем сумма заработка, увеличивается начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с применением индексов увеличения минимального размера оплаты труда: с ДД.ММ.ГГГГ – 2,5; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,9; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,81; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,9; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,4; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,678; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,27; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,259; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,05; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,048; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,045.

Таким образом, расчет суммы возмещения вреда должен исчисляться следующим образом: 1169,16 рублей * 6,4 * 6 * 2,5* 1,9* 1,81* 1,9* 1,4* 1,678* 1,27* 1,259* 1,05* 1,048* 1,045 * 1,2 = 3801268,26 рублей.

Учитывая процент утраты трудоспособности который, согласно справки ВТЭК, составил 60% и коэффициент деноминации (0,001) сумма возмещения вреда на день назначения должна составлять: 3801268,26 рублей * 60% * 0,001 = 2280,76 рублей. Таким образом, на день назначения суммы возмещения вреда из заработка на ЧАЭС, то есть на ДД.ММ.ГГГГ должна была составлять 2280,76 рублей. Однако, органом социальной защиты населения Красногвардейского района расчет был произведен неверно, что привело к уменьшению назначенной суммы возмещения вреда и значительно снизило его материальную защищенность.

Статьей 11 Правил (в ред. Федерального закона о ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ) определен дальнейший механизм повышения сумм возмещения вреда здоровью, в связи с ростом стоимости жизни. Таким образом, суммы возмещения вреда подлежат индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

С ДД.ММ.ГГГГ рост минимального размера оплаты труда, составил 1,1 раза (ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ). Таким образом, сумма возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ должна была составить: 2280,76 * 1,1 = 2508,83 рублей. В марте 1998 года истцу установлена 2 группа инвалидности, с 80% утратой трудоспособности. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ, сумма возмещения вреда здоровью должна была составить: 2508,83 * 80% : 60% = 3345,10 рублей.

С ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда увеличился с 83 рублей 49 копеек до 132 рублей, то есть рост составил 1,581 раза.

С ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда увеличился со 132 рублей до 200 рублей, то есть рост составил 1,515 раза (200 : 132)

Таким образом, суммы возмещения вреда подлежали индексации в следующем порядке: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - исходя из индекса роста МРОТ – 1,515 с ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с ч.3 ст.5 "базового чернобыльского" Закона (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), статьей 318 ГК РФ (в редакции действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять: с ДД.ММ.ГГГГ - 5288,60 рублей (3345,10 рублей * 1,581); с ДД.ММ.ГГГГ - 8012,22 рублей (5288,60 * 1,515).

Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) разъясняет, что в соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02. 2001 г. № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная нома вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 и части 3 статьи 2 «базового чернобыльского» Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ) порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ, ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Согласно определению судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-В09-92 в соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, индекс роста величины прожиточного минимума, подлежащий применению с ДД.ММ.ГГГГ, должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте РФ за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте РФ за 2000 год. (опубликовано в Бюллетене Верховного Суда РФ № года в связи с изменением судебной практики по данному вопросу).

В соответствии со справкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ставропольском крае в среднем за 2002 год составляет 1,682; за 2003 год - 1,222; за 2004 год -1,195.

Таким образом, размер сумм возмещения вреда должен составлять: с ДД.ММ.ГГГГ – 13476,55 рублей (8012,22 * 1,682); с ДД.ММ.ГГГГ - 16468,34 рублей (13476,55 * 1,222); с ДД.ММ.ГГГГ - 19679,66 рублей (16468,34 * 1,195).

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 г.» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, коэффициент индексации на 2005 год составляет 1,11. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с ДД.ММ.ГГГГ – 21844,42 рублей (19679,66 * 1,11).

С ДД.ММ.ГГГГ, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № коэффициент индексации на 2006 год составляет 1,09. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с ДД.ММ.ГГГГ - 23810,41 рублей (21844,42 * 1,09).

С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 г.» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 238-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № коэффициент индексации на 2007 год составляет 1,08. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с ДД.ММ.ГГГГ – 25715,24 рублей (23810,41 * 1,08).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2008-2010 годах размеров и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» размеры выплат для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо вследствие выполнения работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также для семей потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших из-за лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, подлежат ежегодной индексации с учетом уровня инфляции.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» коэффициент индексации на 2008 год составляет – 1,105. Следовательно, размер ежемесячной компенсационной выплаты в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ должен составлять – 28415,34 рублей (25715,24 * 1,105).

С ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации составляет 1,13 (Постановление Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС»). Таким образом, ежемесячная компенсационная выплата в возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ должна составляет 32109,33 рублей (28415,34 * 1,13).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» коэффициент индексации на 2010 год предусмотрен в размере -1,1. Следовательно, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ, должна составлять 35320,26 рублей (32109,33 * 1,1).

В соответствии со ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, 10 июля, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) указано: «на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется ». То обстоятельство, что нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» полностью распространяются на лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, доказывается тем, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" применялся Конституционным Судом РФ при проверке конституционности ряда положений «чернобыльского» законодательства.

Конституционный Суд Российской Федерации, в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О определил, что положения ст. 208 ГК РФ, во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время, без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Следовательно, в соответствии с п. 5 статьи 208 ГК РФ и статьей 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», взысканию подлежат недополученные суммы возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, согласно приложенного расчета, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет 1885014,96 рублей (разница между суммой, подлежащей к выплате и фактически выплаченной суммой, то есть: 2794104,75 рублей – 909089,79 рублей = 1885014,96 рублей).

Согласно пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) и статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Просит суд обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края назначить истцу (Хамлову В.И.) ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 35320 рублей 26 копеек, с последующей её индексацией в установленном законом порядке.

Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края единовременно, в пользу Хамлова В.И., за счет средств федерального бюджета, недополученные ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1885014 рублей 96 копеек.

В судебном заседании истец Хамлов В.И. настаивал на удовлетворении исковых требованиях, указав, что полностью поддерживает доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель истца Хамлова В.И. – Изерская Л.И. на исковых требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, указав, что применение с ДД.ММ.ГГГГ индекса увеличения минимального размера оплаты труда, в размере – 1,258, а не индекса – 1,259, а так же применение заниженных индексов за 2002-2004 годы, при расчете размера возмещения вреда здоровью, привело к уменьшению назначенной суммы возмещения вреда здоровью истца и значительно снизило его материальную защищенность. Размер индексации суммы возмещения вреда здоровью, в связи с повышением стоимости жизни, с ДД.ММ.ГГГГ в - 1,259 раза, был установлен постановлением Министерства труда и социального развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей ее части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы». Ссылка представителей ответчиков на применение индекса «1,258», в связи с использованием автоматизированной программы и не указание в решениях суда о «неправильном» коэффициенте, не могут свидетельствовать об отсутствии вины органа, обязанного осуществлять такие выплаты. Указание представителей ответчика на необоснованности использования завышенных индексов, при расчете суммы возмещения вреда здоровью за 2002-2004 годы, являются несостоятельными, поскольку не основаны на требованиях закона. Размер недополученных сумм возмещения вреда здоровью, за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рассчитан, с учетом всех сумм возмещения вреда здоровью выплаченных истцу и индексированных на основании, вступивших в законную силу, решений судов.

Представители ответчика – Управления труда и социальной защиты населения администрации Красногвар­дейского муниципального района Ставропольского края Горяйнова И.Н. и Дятлова М.К. исковые требования истца Хамлова В.И. не признали, подтвердив доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление истца, указав, что при расчете совокупного коэффициента увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ), за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был применен индекс - 1,258, используемый в автоматизированной программе назначения сумм в возмещении вреда здоровью, путем математического округления коэффициента. Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, суд установил Хамлову В.И. сумму в возмещение вреда в размере 3342,70 рублей, и обязал управление труда и социальной защиты населения с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать Хамлову В.И. ранее назначенную сумму в возмещение вреда, не указав при этом Управлению о неправильности применения одного из коэффициентов для «осовременивания» заработка (1,258), входящего в совокупный коэффициент увеличения минимального размера оплаты труда. Указанное решение суда вступило в законную силу и полностью исполнено управлением труда и социальной защиты населения. Применение индекса (1,259), истец фактически ставит под сомнение законность и обоснованность принятого ранее решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по иску Хамлова В.И., ранее установленная судом сумма в возмещение вреда проиндексирована: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по величине роста прожиточного минимума в Ставропольском крае за 2002 год, размер которого в этот период составлял 1,161 (3342,70 * 1,161 = 3880,87 рублей); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по величине роста прожиточного минимума в Ставропольском крае за 2003 год, размер которого в этот период составлял 1,186 (3880,87 * 1,186 = 4602,71 рубля).

Данным решением были удовлетворены исковые требования Хамлова В.И. по пересмотру размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, с учетом индексов роста величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Ставропольском крае, с применением индексов 1,161 и 1,186, определенных на 2002 год и 2003 годы соответственно и учитывающих инфляцию за данный период. Следовательно, истец реализовал свое право на обращение в суд по вопросу индексации (перерасчета) ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда.

Очередной перерасчет ежемесячного размера возмещения вреда здоровью Хамлову В.И. был произведен с ДД.ММ.ГГГГ, решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по росту среднегодовой величины прожиточного минимума в Ставропольском крае для пенсионеров в 1,195 раза и установлен размер ежемесячных выплат сумм возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ в размере – 5500,25 рублей, с управления так же было взысканы единовременно в пользу Хамлова В.И., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученные суммы возмещения вреда, в размере 2243,83 рублей. Указанным выше решением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истца о перерастете ежемесячного размера, выплачиваемых сумм возмещения вреда здоровью по росту минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ и по росту величины прожиточного минимума с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, для учета инфляции с ДД.ММ.ГГГГ оставлены без рассмотрения по ходатайству самого истца, поскольку Хамлов В.И. намерен был обратиться в суд впоследствии с этими же исковыми требованиями.

Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в иске ФИО4, Фио 1, Хамлова В.И. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края, Управлению федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю, государственному учреждению Центру занятости населения по Красногвардейскому району Ставропольского края о перерасчете ежемесячного размера выплачиваемых сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по росту минимального размера оплаты труда, по росту величины прожиточного минимума и по уровню инфляции было отказано. Указанное решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу и истцом обжаловано не было. Обращение истца с требованиями проиндексировать ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в 2002, 2003, 2004 году по величине прожиточного минимума, но с применением иного размера индекса фактически требует пересмотреть указанные выше решения суда, следовательно истец повторно обращается в суд с исковыми требованиями, на том же основании, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, по результатам рассмотрения которых, имеются вступившие в законную силу решения суда.

Стороны мирового соглашения не достигли.

Выслушав объяснения истца Хамлова В.И. и его представителя, представителей ответчика, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым полностью удовлетворить рассматриваемые исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.

Выводы суда основаны на следующих доказательствах и нормах материального права.

В соответствии с п. 25 ст. 14 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального За­кона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ) инвалидам - чернобыльцам гарантировалось «возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, гарантируется выплатой денежных сумм в размере зара­ботка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспо­собности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотрен­ном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, свя­занного с исполнением работниками трудовых обязанностей».

Согласно ч. 3 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального За­кона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 базового Закона и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», индексируются исходя из уровня инфляции.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 364-О, положения части 3 данной статьи не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае если применение установленного нижеследующими нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

На основании ст. 5 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № (с последующими изменениями и дополнениями), возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации и порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом, рассматривая дело и принимая решение по нему, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказывать, те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Поэтому суд рассматривает дело по представленным сторонами доказательствам и в пределах представленных доказательств.

Как следует из представленных материалов дела и установлено в судебном заседании, Хамлов В.И. прини­мал участие в ликвидации последст­вий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, является инвалидом II группы (в настоящее время). ДД.ММ.ГГГГ Хамлову В.И. была назначена сумма возмещения вреда, из расчета семикратного минимального размера заработной платы на указанную дату, с учетом 60% степени утраты трудоспособности.

ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет размера суммы возмещения вреда Хамлову В.И., из условного заработка 1169 рублей 16 копеек, за полный календарный месяц пребывания на Чернобыльской АЭС, с учетом 60% утраты трудоспособности. (том 1, л.д. 16-20) На основании п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ) был применен коэффициент – 6, применяемый для повышения стоимости жизни к рассчитываемому заработку, для лиц, получивших повреждение здоровья до ДД.ММ.ГГГГ. (1169,16 *6=7014,96 рублей)

К полученному заработку применен коэффициент «осовременивания» заработной платы - 6,4, установленный для заработка 1987 года (года участия на ЧАЭС). (7014,96 *6,4= 44895,74 рублей)

В последующем к «осовремененному» заработку применен совокупный коэффициент увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ), за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который складывался из следующих коэффициентов: с ДД.ММ.ГГГГ – 2,5; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,9; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,81; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,9; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,4; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,678; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,27; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,258; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,05. При назначении суммы возмещения вреда ответчиком учитывался коэффициента увеличения МРОТ – 1,2, (на ДД.ММ.ГГГГ) и размер возмещения вреда рассчитан из заработка истца, который составляет: 2279111, 41 (не деноминированных) рублей = 60% * 3798510,01 (заработной платы не деноминированных рублей) из расчета: 44895,74 * 70,5063 (полученного путем умножения 2,5* 1,9* 1,81* 1,9* 1,4* 1,678* 1,27* 1,259* 1,05) *1,2 (коэффициента увеличения МРОТ на ДД.ММ.ГГГГ).

С ДД.ММ.ГГГГ, управлением произведена индексация суммы возмещения вреда на 1,1 (с учетом увеличения МРОТ) и размер суммы возмещения вреда был рассчитан ответчиком следующим образом: 3798519,01*1,1=4178370, 91*60%=20507022,55 (не деноминированных рублей).

С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с установлением 80% утраты трудоспособности, была назначена сумма возмещения вреда, в размере 3342,70 рублей, (из расчета 4178,37*80%)

С ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет размера суммы возмещения вреда Хамлову В.И., в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Верховным Советом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ) и размер суммы возмещения вреда здоровью был определен из расчета семикратного минимального размера заработной платы, с учетом 80 % утраты трудоспособности.

Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ были возложены обязанности на Управление труда и социальной защиты населения выплачивать ранее назначенную сумму возмещения вреда, в размере 3342,70 рубля, а так же взыскана задолженность по указанным выплатам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, установленная сумма в возмещении вреда была проиндексирована: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по величине роста прожиточного минимума в Ставропольском крае, в размере 1,161 раза, (то есть 3342,70*1,161=3880,87 рублей) и за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по величине прожиточного минимума в Ставропольском крае, в размере - 1,186 раза, из расчета: 3880, 87*1,186=4602,71 рубля.

Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда была проиндексирована с ДД.ММ.ГГГГ по росту прожиточного минимума в Ставропольском крае, в размере 1,195 раза и составила 5500,25 рублей, из расчета 4602,71*1,195.

Решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда, установленный решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проиндексирован по уровню инфляции, за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5500, 25*1,11=6105,28 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6105,28*1,09=6654,76 рубля; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6654,76*1,08=7187,14 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 7187,14*1,105=7941,79 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 7941,79*1,13=8974,22 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время 8974,22*1,1=9871,64 рубль.

Рассматривая исковые требования истца по перерасчету размера сумм возмещения вреда, определенного до ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до указанной даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ).

Указанная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до ДД.ММ.ГГГГ регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 180-ФЗ).

Принимая во внимание, что при назначении и расчете суммы возмещения вреда Хамлову В.И. ДД.ММ.ГГГГ, из заработной платы в размере 1169,16 рублей, за полный месяц пребывания на ЧАЭС, с учетом 60 % утраты трудоспособности, ответчиком была допущена ошибка в применении индекса увеличения минимального размера оплаты труда, с ДД.ММ.ГГГГ, в размере «1,258 раза» и не применен индекс – 1,259 раза, а так же не применены индексы увеличения минимального размера оплаты труда, с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1,048 раза, с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1,045 раза, суд приходит к выводу, что произведенный органом социальной защиты населения <адрес> расчет суммы возмещения вреда на ДД.ММ.ГГГГ не соответствовал требованиям закона, что привело к уменьшению назначенной суммы возмещения вреда и значительно снизило материальную защищенность истца.

С учетом изложенного и, принимая во внимание, что в соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда было установлено, что заработок, из которого исчислен размер возмещения вреда, определенного в 1987 году, увеличивается в 6.4 раза. При этом сумма заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, - в шесть раз, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, - в три раза.

Кроме того, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, сумма заработка увеличивается с применением следующих индексов увеличения минимального размера оплаты труда: с ДД.ММ.ГГГГ – 2,5; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,9; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,81; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,9; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,4; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,678; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,27; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,259; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,05, с ДД.ММ.ГГГГ – 1,048; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,045; с ДД.ММ.ГГГГ -1,2;

Следовательно, расчёт суммы возмещения вреда из заработной платы Хамлова В.И., должен исчисляться сле­дующим образом: 1169,16 рублей * 6,4 * 6 * 2,5* 1,9* 1,81* 1,9* 1,4* 1,678* 1,27* 1,259* 1,05* 1,048* 1,045 * 1,2 = 3801268,26 рублей. Учитывая, что процент утраты трудоспособности Хамлова В.И., согласно справки ВТЭК, на день назначения суммы возмещения вреда здоровью составлял 60% и коэффициент деноминации составил 0,001 раза, то сумма возмеще­ния вреда здоровью Хамлову В.И., должна составлять, из следующего расчета: 3801268, 26 рублей * 60% * 0,001= 2280,76 рублей. Соответственно на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на день назначения суммы возмещения вреда здоровью Хамлову В.И., сумма возмещения вреда здоровью должна была составлять 2280 рублей 76 копеек.

В соответствии с положениями ст. 11 Правил возмещения работодателями вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утверждённых Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 180-ФЗ) суммы возмещения вреда подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке и при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

При определении общей суммы заработка, для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (в редакции Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ).

Соответственно, с ДД.ММ.ГГГГ суммы возмещения вреда здоровью Хамлова В.И. подлежали индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда, рост которого согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ, составил 1,1 раза. Таким образом, сумма возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ должна была составить: 2280,76 * 1,1 = 2508,83 рублей.

Как следует из справки МСЭ 001 № от ДД.ММ.ГГГГ, Хамлову В.И. установлена вторая группа инвалидности с утратой трудоспособности - 80%. В связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ сумма воз­мещения вреда здоровью Хамлову В.И. должна составлять 3345 рублей 10 копеек из расчета 2508 рублей 83 копейки * 80% : 60 % (= 3345 рублей 10 копеек).

Рассматривая исковые требования истца об индексации денежных выплат, суд на основании части третей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ), предусматривающей защиту от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истцов в указанной части.

Принимая во внимание, что в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда увеличился с 83 рублей 49 копеек до 132 рублей, то есть рост составил 1,581 раза и с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда увеличился со 132 рублей до 200 рублей, то есть рост составил 1,515 раза (200 : 132), суммы возмещения вреда подлежали индексации в следующем порядке:

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - исходя из индекса роста МРОТ на 1,515 раза, с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 5 «базового чернобыльского» Закона (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ), статьи 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ). Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять: с ДД.ММ.ГГГГ - 5288,60 рублей, из расчета 3345,10 рублей * 1,581 раза; с ДД.ММ.ГГГГ - 8012,22 рублей, из расчета 5288,60 * 1,515 раза.

В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. В случае, если органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации, установили факт недостоверности сведений, необходимых для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, размер ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Однако, согласно Постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и части третьей статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), а так же в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и части 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.

До внесения соответст­вующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел по­сле ДД.ММ.ГГГГ ориентированы данным Постановлением на принятие ре­шений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зави­симости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Феде­рации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законо­дательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федераль­ных органах исполнительной власти.

Учитывая представленные сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного мини­мума для пенсионеров в Ставропольском крае в среднем за 2002 год составляет - 1,682 раза; за 2003 год - 1,222 раза; за 2004 год - 1,195 раза, соответственно размер сумм возмещения вреда здоровью Хамлова В.И. должен составлять из следующего расчета: с ДД.ММ.ГГГГ – 13476,55 рублей (8012,22 * 1,682); с ДД.ММ.ГГГГ - 16468,34 рублей (13476,55* 1,222);с ДД.ММ.ГГГГ - 19679,66 рублей (16468,34*1,195).

Приходя к данному выводу, суд исходит из того, что порядок расчета сумм возмещения вреда здоровью, с применением индекса роста величины прожиточного минимума, подлежащий применению с ДД.ММ.ГГГГ, должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров Ставропольского края за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за 2000 год, что в полной мере соответствует положениям п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что индекс роста величины прожиточного минимума в <адрес>, подлежащий применению с ДД.ММ.ГГГГ, должен быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров <адрес> за 2001 год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за 2000 год.

Принимая во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О Федеральном бюд­жете на 2005 год» (в редакции Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 292, от ДД.ММ.ГГГГ, N 496 и от ДД.ММ.ГГГГ N 246» коэффициент индексации на 2005 год, составляет 1,11, следовательно с ДД.ММ.ГГГГ размер сумм возмещение вреда здоровью Хамлова В.И. должен составлять 21844 рубль 42 копейки, из расчета 19679,66 х 1,11.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2006 год» и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 292, от ДД.ММ.ГГГГ, N 496 и от ДД.ММ.ГГГГ N 246», коэффициент индексации на 2006 год составляет 1,09. Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ размер сумм возмещение вреда здоровью Хамлова В.И., должен составлять 23810 рублей 41 копейка, из расчета 21844 рубль 42 копейки х 1,09.

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О федеральном бюд­жете на 2007 год» (в редакции Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 238-ФЗ) и Поста­новлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» С ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации на 2007 год составляет 1,08, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ размер сумм возмещения вреда здоровью Хамлова В.И. должен составлять – 25715 рублей 24 копейки, из расчета 23810 рублей 41 копейка х 1,08.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2008-2010 годах размеров и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в по­становление Правительства Российской Федерации воздействию от ДД.ММ.ГГГГ №» размеры выплат для граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо вследствие выполнения работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также для семей поте­рявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Черно­быльской АЭС, умерших из-за лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, подлежат ежегодной индексации с учетом уровня инфляции.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катаст­рофы на Чернобыльской АЭС» коэффициент индексации на 2008 год составил 1,105 раза, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ, размер ежемесячной компенсационной выплаты в возмещение вреда здоровью Хамлова В.И. должен составлять 28415 рублей 34 копеек, из расчета 25715 рублей 24 копейки х 1,105.

С ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации установлен в размере 1,13 раза, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изме­нений в Постановление Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС». Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная компенсационная выплата в возмещения вреда здоровью Хамлова В.И., составляет 32109 рублей 33 копейки, из расчета 28415 рублей 34 копейки х 1,13.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» коэффициент индексации на 2010 год предусмотрен в размере -1,1, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью Хамлова В.И. должна составлять 35320 рублей 26 копеек, из расчета 32109 рублей 33 копейки х 1,1.

Приведенный расчёт индексации ежемесячного размера возмещения вреда здоровью Хамлова В.И. и суммы задолженности по указанным выплатам, суд считает достоверными и соответствующими приведенным выше нормативно - правовым актам, с учетом произведенных ответчиком выплат за рассматриваемый период времени, в том числе и на основании судебных решений. Принимая решение в указанной части, суд исходит из достоверных сведений о выплате сумм возмещения вреда здоровью Хамлову В.И., за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и недополученных сумм возмещения вреда здоровью, за указанных период. При этом, суд принимает во внимание, что стороны по делу согласны с правильностью представленного расчёта, произведённого истцом за указанный период, изложенные на отдельных листах (том 1, л.д. 12-15) и суд принимает за основу произведённые расчёты. В связи с чем, исковые требования истца о взыскании с Управления недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1885015 рублей 16 копеек, подлежат удовлетворению.

Производя оценку позиции представителей ответчика на недостоверность, представленных сведений о применении совокупного коэффициента, с ДД.ММ.ГГГГ, в размере – 1,259 раза, а так же указание представителей ответчика о том, что правомерность применения индекса, в размере 1,258, было подтверждено решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ и было связано с применением автоматизированной системы, суд находит несостоятельными и необоснованными. Приходя к данному выводу, суд принимает во внимание, что применение индекса, с 01 август 1995 года, в размере 1,259 раза, регламентировано Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности» гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. Кроме того, указание о правомерности применения коэффициента 1,258, в соответствии с решением суда, не может быть признано обоснованным, поскольку как следует из указанного выше судебного решения, судом проверялась законность и обоснованность действий Управления труда и социальной защиты населения Красногвардейского района по перерасчету (снижению) и исчислении с ДД.ММ.ГГГГ сумм возмещения вреда здоровью Хамлову В.И. и по результатам рассмотрений требований истцов было принято решение о выплате ранее назначенных сумм возмещение вреда, без проверки оснований их назначения.

Рассматривая доводы ответчика относительно того, что требования истцов незаконны, в части индексации по росту величины прожиточного минимума, в виду применения ответчиком индексации (1,161 и 1,186), на основании решения Красногвардейского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу, ни кем не обжаловано и полностью исполнено ответчиком, то суд находит данные доводы несостоятельными и несоответствующими требованиям закона. Приходя к данному выводу, суд так же не находит оснований для принятия решения о прекращении производства по делу, на основании абз. 3 ст. 220 ГПК РФ, поскольку предмет и основания рассматриваемых исковых требований различны с требованиями, на основе которых было принято решение суда от ДД.ММ.ГГГГ и рассматриваемые исковые требования истца основаны на перерасчете размера возмещения вреда здоровью, в связи с допущенной ошибкой при первоначальном расчете суммы возмещения вреда, а так же индексации с применением иных индексов и взыскании недополученных сумм.

Применение иных размеров индексации (по величине прожиточного минимума за 2002 - 2004 годы) сумм возмещения вреда здоровью, не могут быть расценены, как пересмотр ранее состоявших решений суда, поскольку применение единого механизма индексации, с использованием иных индексов и перерасчет первоначальной, назначенной суммы возмещения вреда, указывают об иных основаниях и предмете исковых требований Хамлова В.И.

Ссылка представителей ответчиков о том, что расчет индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью произведен в нарушение действующего законодательства и незаконности требований истца на основе правовой позиции, отраженной в Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-В09-14, суд находит несостоятельной, поскольку приведенное судебное решение основано на иных обстоятельствах спорных правоотношений и не подлежит применению при разрешении рассматриваемых исковых требований.

Приходя к данному выводу, суд так же учитывает положения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 445-О «По жалобам граждан Бронникова Валерия Акимовича и Володина Николая Алексеевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 208 Гражданского Кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми, положения статьи 208 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, свидетельствует о допущенной ошибке органом социальной защиты населения Красногвардейского района (ответчиком), при расчете суммы возмещения вреда и последующая индексация указанных сумм, с применением заниженных индексов, подтверждают обоснованность исковых требований истца и свидетельствуют о нарушении прав истца (инвалида), что значительно снизило его материальную защищенность.

На основании изложенного, суд приходи к выводу об обоснованности требований истца Хамлова В.И. и его исковые требования к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края о перерасчёте ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью, подлежащими удовлетворению.

Удовлетворяя в полном объеме требования истца и разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд в соответствии с положениями п.п. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, не находит оснований для принятия решения о взыскании судебных расходов, по оплате государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хамлова В.И. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края о перерасчёте ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью – полностью удовлетворить.

Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края назначить Хамлову В.И. ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере 35328 рублей 26 копеек (тридцать пять тысяч триста двадцать восемь рублей 26 копеек), с последующей её индексацией в установленном законом порядке.

Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Красногвар­дейского муниципального района Ставропольского края единовременно в пользу Хамлова В.И. за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации недополучен­ные ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1885 015 рублей 16 копеек (один миллион восемьсот восемьдесят пять тысяч пятнадцать рублей 16 копеек).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение 10 дней, начиная с 28 декабря 2010 года.

Председательствующий: Судья Николаенко А.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200